Формирование системы взглядов и подходов по определению государственной политики национальной безопасности в условиях становления новой государственности России началось при следующих исходных условиях, предопределивших как особенности, так и трудности этого процесса.
В национальном отношении Россия представляет собой уникальную общность. С одной стороны, ее можно считать мононациональной, поскольку более 4/^ населения — русские. С другой, в ней насчитывается более 100 народностей, проживающих в основном компактно на своих исторических землях и сохранивших, несмотря на мощное притяжение русского языка и культуры, свои языки, культуру, обычаи, традиции, сознание самобытности. Многие народности сохранили собственную субгосударственность или приобрели^ различные формы политической автономии в составе России. При доминирующей роли православного христианства около 20 % населения исповедуют ислам, существуют крупные общины приверженцев буддизма, иудаизма, т. е. практически всех основных конфессий.
Таким образом, несмотря на, безусловно, ведущую и интегрирующую роль русского народа, Россия не стала «нацией-государством» как некоторые развитые страны мира. У русского и других народов, населяющих нашу страну, есть свои специфические потребности, которые должны быть согласованы и учтены во внутренней (особенно национальной) и внешней политике Российского государства. В силу этих обстоятельств существует точка зрения, что общие интересы России как целостного социально-политического образования выражают интересы всех россиян, которые и должны быть положены в основу национальных интересов государства.
Особенностью современной России является и переходное состояние российского общества. Концептуализация национальных интересов и национальной безопасности России в условиях только
еще начавшегося и встречающего все нарастающие осложнения процесса перехода от системы распределения материальных и трудовых ресурсов к рыночной системе обмена в условиях начала становления гражданского общества требует неординарных подходов. Демократические реформы далеки от завершения. Все еще остро стоит проблема перехода от сверхцентрализованной к рыночной экономике, к интегрированию в международные экономические структуры. Десять лет реформ, местами разрушив, а местами основательно подорвав господствовавшую в течение семидесяти лет систему ценностей, не построили на ее месте иной. Безбрежный плюрализм, близкий к анархии, до крайности затруднил достижения общественного согласия по ключевым вопросам, а значит и четкое формулирование национальных интересов. Разработке целостной доктрины национальной безопасности серьезно препятствовало отсутствие политического согласия между элитами общества по базовым концептуальным вопросам в этой сфере. В то же время концепция национальных интересов могла бы выполнить функцию консолидации общества вокруг базовых ценностей, которые разделяло бы подавляющее большинство граждан, несмотря на имеющиеся между ними идейные, социальные, национальные и конфессиональные различия.
При определении национальных интересов и национальной безопасности России учитывают следующие предпосылки:
а) объективную слабость России, перешедшей в состав «средних держав»;
б) потерю стратегического интереса Запада к России, обусловленную как слабостью, так и «замкнутостью на себе» развитых стран Европы. Достаточно ясно, что финансовые ограничения, отсутствие серьезных иностранных инвестиций и в то же время высокая ресурсная самообеспеченность диктуют необходимость возврата к традиционной для России континентальной стратегии, частичный отказ от навязанного коммунистическим мессианством и случайностями истории глобального вовлечения России в дела всего мира.
Если ценностные ориентации выступают как категории устойчивые, определяющие, то национальные интересы и национальные цели — как категории подвижные, изменчивые, что обусловлено конкретными геополитическими и стратегическими условиями, внутренней и международной ситуацией, характером имеющихся и зарождающихся противоречий и порождаемыми ими угрозами национальной безопасности в конкретно-исторической обстановке.
Ряд теоретиков считают, что основной национальный интерес, стоящий перед современной Россией, заключается в воссоздании
самобытного, уникального многонационального, демократического государственного образования на собственной цивилизационной основе, способного вобрать в себя достижения иных цивилизаций, но не подменить ими свою самобытность. При этом интеграцию России в международное сообщество следует рассматривать, прежде всего, как средство обеспечения национальных интересов, так как превращение интеграции в самоцель (и это показал короткий исторический опыт новой России) сопряжено с отказом от основных ценностных ориентации российской цивилизации, с потерей экономической и политической независимости.
Российские ученые по итогам проведенного в 1995—97-х годах исследования, исходя из ценностных ориентации и национальных целей, пришли к следующим определениям.
Под национальными интересами следует понимать «осознанные и официально выраженные (на уровне закона, государственной доктрины, государственной политики) потребности страны, соотнесенные с основными ценностными ориентациями российской цивилизации», под национальными целями — «сформулированные в соответствии с национальными интересами властью и принятые народом установки на достижение будущего состояния общества, государства и личности, при котором единственным и высшим критерием оценки деятельности государства и власти может и должно быть благополучие народа».
В Концепции национальной безопасности РФ (от 10 января 2000 года) на основе и с учетом результатов проведенных исследований существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе РФ «О безопасности» (1992), что предопределяет необходимость их последующего подтверждения в новом Федеральном законе «О национальной безопасности». Приведем краткий сравнительный анализ этих отличий и изменений, поскольку они касаются как обеспечения безопасности, так и отношений, возникающих при этом.
Если в Законе шла речь только о жизненно важных интересах, как совокупности потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, то в Концепции введено понятие национальных интересов как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен (хотя и условно) перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасности: в экономической, социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности.
Интересы личности определены в Концепции как полное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, физического, духовного и интеллектуального развития. Интересы общества состоят в упрочении демократии, создании правового, социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества.
В Концепции предложен и несколько иной субъектный состав национальной безопасности и ее обеспечения. Если в соответствии с Законом систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности, то в Концепции основу системы обеспечения национальной безопасности РФ составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. В другом положении Концепции указывается, что национальные интересы России носят долгосрочный характер и обеспечиваются институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями, то есть здесь граждане выступают лишь как объект безопасности, а участие общества ограничено лишь общественными организациями.
Кроме того, существенно скорректированы основные задачи по обеспечению национальной безопасности РФ, а также направления деятельности и полномочия государственных органов по формированию и реализации политики обеспечения национальной безопасности (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ). Приведем лишь некоторые из них, имеющие прямое отношение к теме информационной безопасности:
• своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
• преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
• обеспечение личной безопасности граждан Российской Федерации, их конституционных прав и свобод;
• обеспечение полноты и совершенствование законодательства Российской Федерации при обеспечении приоритета федерального законодательства;
• принятие эффективных мер по пресечению разведывательной
и подрывной деятельности иностранных государств против Российской Федерации;
• разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;
• выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
• совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечения их деятельности.