Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Национальные интересы и безопасность России



Формирование системы взглядов и подходов по определению государственной политики национальной безопасности в условиях становления новой государственности России началось при следующих исходных условиях, предопределивших как особенности, так и трудности этого процесса.

В национальном отношении Россия представляет собой уникальную общность. С одной стороны, ее можно считать мононациональной, поскольку более 4/^ населения — русские. С другой, в ней насчитывается более 100 народностей, проживающих в основном компактно на своих исторических землях и сохранивших, несмотря на мощное притяжение русского языка и культуры, свои языки, культуру, обычаи, традиции, сознание самобытности. Многие народности сохранили собственную субгосударственность или приобрели^ различные формы политической автономии в составе России. При доминирующей роли православного христианства около 20 % населения исповедуют ислам, существуют крупные общины приверженцев буддизма, иудаизма, т. е. практически всех основных конфессий.

Таким образом, несмотря на, безусловно, ведущую и интегрирующую роль русского народа, Россия не стала «нацией-государством» как некоторые развитые страны мира. У русского и других народов, населяющих нашу страну, есть свои специфические потребности, которые должны быть согласованы и учтены во внутренней (особенно национальной) и внешней политике Российского государства. В силу этих обстоятельств существует точка зрения, что общие интересы России как целостного социально-политического образования выражают интересы всех россиян, которые и должны быть положены в основу национальных интересов государства.

Особенностью современной России является и переходное состояние российского общества. Концептуализация национальных интересов и национальной безопасности России в условиях только

еще начавшегося и встречающего все нарастающие осложнения процесса перехода от системы распределения материальных и трудовых ресурсов к рыночной системе обмена в условиях начала становления гражданского общества требует неординарных подходов. Демократические реформы далеки от завершения. Все еще остро стоит проблема перехода от сверхцентрализованной к рыночной экономике, к интегрированию в международные экономические структуры. Десять лет реформ, местами разрушив, а местами основательно подорвав господствовавшую в течение семидесяти лет систему ценностей, не построили на ее месте иной. Безбрежный плюрализм, близкий к анархии, до крайности затруднил достижения общественного согласия по ключевым вопросам, а значит и четкое формулирование национальных интересов. Разработке целостной доктрины национальной безопасности серьезно препятствовало отсутствие политического согласия между элитами общества по базовым концептуальным вопросам в этой сфере. В то же время концепция национальных интересов могла бы выполнить функцию консолидации общества вокруг базовых ценностей, которые разделяло бы подавляющее большинство граждан, несмотря на имеющиеся между ними идейные, социальные, национальные и конфессиональные различия.

При определении национальных интересов и национальной безопасности России учитывают следующие предпосылки:

а) объективную слабость России, перешедшей в состав «средних держав»;

б) потерю стратегического интереса Запада к России, обусловленную как слабостью, так и «замкнутостью на себе» развитых стран Европы. Достаточно ясно, что финансовые ограничения, отсутствие серьезных иностранных инвестиций и в то же время высокая ресурсная самообеспеченность диктуют необходимость возврата к традиционной для России континентальной стратегии, частичный отказ от навязанного коммунистическим мессианством и случайностями истории глобального вовлечения России в дела всего мира.

Если ценностные ориентации выступают как категории устойчивые, определяющие, то национальные интересы и национальные цели — как категории подвижные, изменчивые, что обусловлено конкретными геополитическими и стратегическими условиями, внутренней и международной ситуацией, характером имеющихся и зарождающихся противоречий и порождаемыми ими угрозами национальной безопасности в конкретно-исторической обстановке.

Ряд теоретиков считают, что основной национальный интерес, стоящий перед современной Россией, заключается в воссоздании

самобытного, уникального многонационального, демократического государственного образования на собственной цивилизационной основе, способного вобрать в себя достижения иных цивилизаций, но не подменить ими свою самобытность. При этом интеграцию России в международное сообщество следует рассматривать, прежде всего, как средство обеспечения национальных интересов, так как превращение интеграции в самоцель (и это показал короткий исторический опыт новой России) сопряжено с отказом от основных ценностных ориентации российской цивилизации, с потерей экономической и политической независимости.

Российские ученые по итогам проведенного в 1995—97-х годах исследования, исходя из ценностных ориентации и национальных целей, пришли к следующим определениям.

Под национальными интересами следует понимать «осознанные и официально выраженные (на уровне закона, государственной доктрины, государственной политики) потребности страны, соотнесенные с основными ценностными ориентациями российской цивилизации», под национальными целями — «сформулированные в соответствии с национальными интересами властью и принятые народом установки на достижение будущего состояния общества, государства и личности, при котором единственным и высшим критерием оценки деятельности государства и власти может и должно быть благополучие народа».

В Концепции национальной безопасности РФ (от 10 января 2000 года) на основе и с учетом результатов проведенных исследований существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе РФ «О безопасности» (1992), что предопределяет необходимость их последующего подтверждения в новом Федеральном законе «О национальной безопасности». Приведем краткий сравнительный анализ этих отличий и изменений, поскольку они касаются как обеспечения безопасности, так и отношений, возникающих при этом.

Если в Законе шла речь только о жизненно важных интересах, как совокупности потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, то в Концепции введено понятие национальных интересов как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен (хотя и условно) перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасности: в экономической, социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности.

Интересы личности определены в Концепции как полное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, физического, духовного и интеллектуального развития. Интересы общества состоят в упрочении демократии, создании правового, социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества.

В Концепции предложен и несколько иной субъектный состав национальной безопасности и ее обеспечения. Если в соответствии с Законом систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности, то в Концепции основу системы обеспечения национальной безопасности РФ составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. В другом положении Концепции указывается, что национальные интересы России носят долгосрочный характер и обеспечиваются институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями, то есть здесь граждане выступают лишь как объект безопасности, а участие общества ограничено лишь общественными организациями.

Кроме того, существенно скорректированы основные задачи по обеспечению национальной безопасности РФ, а также направления деятельности и полномочия государственных органов по формированию и реализации политики обеспечения национальной безопасности (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ). Приведем лишь некоторые из них, имеющие прямое отношение к теме информационной безопасности:

• своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

• преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

• обеспечение личной безопасности граждан Российской Федерации, их конституционных прав и свобод;

• обеспечение полноты и совершенствование законодательства Российской Федерации при обеспечении приоритета федерального законодательства;

• принятие эффективных мер по пресечению разведывательной

и подрывной деятельности иностранных государств против Российской Федерации;

• разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;

• выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

• совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечения их деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.