Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Национальные интересы и безопасность



Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии [21].

Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Интересы различают:

а) по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);

б) по направленности (экономические, политические, духовные);

в) по степени осознанности (реализующиеся стихийно или на основе программы);

г) по возможности осуществления (реальные и мнимые);

д) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные);

е) по срокам реализации (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

ж) по характеру субъекта (классовые, национальные, профессиональные).

Предпосылкой идеи национальных интересов стало обособление племенных, а затем государственных и национальных общностей, породившее стереотипы сознания в делении мы — они, наше — не наше.

Но ее современное понимание начало формироваться лишь на рубеже XVI II и XIX столетий. Особое значение в этом плане имело становление институтов гражданского общества и демократических механизмов, способствующих выявлению народной (национальной) воли и ее определяющему воздействию на политику государств. Выработанные европейской цивилизацией концепции национальных интересов как совокупности общих интересов граждан национального государства и национальной безопасности, как системы государственной защиты этих интересов, личности, собственности, основываются на реально существующем в развитых странах гражданском обществе. Признанные к концу XX века практически во всем мире демократические институты обеспечивают приближение к такому порядку, при котором народ если и не полновластно распоряжается своей судьбой, то, по крайней мере, не целиком лишен такой возможности.

В дореволюционной России концепция национальных интересов имела форму утверждения монархического строя. Тогда сущность государства определялась формулой «самодержавие — православие — народность». После Октябрьской революции 1917 года концепция национальных интересов оказалась невостребованной уже из-за ориентации на интернационализм. Таким образом, можно' считать, что к моменту распада СССР в 1991 году в России отсутствовала целостная концепция национальных интересов и их защиты.

В идеологии Советского государства доминирующее положение среди всех интересов занимали классовые интересы, что объяснялось известным положением марксистско-ленинской философии об объяснении всех интересов, исходя из классовых: «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Следует отметить, что даже с появлением таких понятий, как «новая социальная и интернациональная общность людей — советский народ», национальные интересы как общенародные интересы не были определены, хотя это логично бы вытекало из изначального понимания «интереса» (нужды, потребности) и «нации» (лат. natio — народ). Предполагалось, что «после полной победы коммунизма всестороннее сближение наций приведет к постепенному исчезновению национальных различий».

Нация понималась только исходя из значения в узком смысле, как «исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности», и рассматривалась лишь как составная часть народа наряду с народностями. Вместо национальных интересов руководством правящей партии и страны на этапе горбачевской перестройки были предложены «общечеловеческие ценности» в качестве главного национального приоритета.

Центральной проблемой в определении национальных интересов является установление их объектного состава. Характерно, что в отличие от английского языка, допускающего употребление поня-

тия Nation в качестве синонима понятия State, в русском языке два эти понятия — нация и государство — четко различаются. И многие теоретики при определении понятия национальных интересов исходили из потребностей страны, но в дальнейшем понимали под национальными интересами наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых обеспечивает их существование и развитие и которые поэтому являются важнейшими целями внутренней и внешней политики. В то же время в этом понятии национальных интересов отсутствуют потребности личности как основа интересов человека. Следует признать, что это достаточно распространенная ошибка, когда забывают включать этот элемент в структуру национальных интересов. Производным такого подхода является понимание национальной безопасности как совокупности только государственной и общественной безопасности.

Таким образом, исходя из предложенных определений и классификации интересов, национальный интерес возникает только тогда, когда его субъектом выступает нация, что не равнозначно общенародному интересу. Поэтому необходимо рассматривать понятие «нация» в широком смысле как равнозначное «народу», а национальные интересы определять исходя из степени их общности. Некоторые ученые предлагают решение этой проблемы за счет введения понятия «общенациональные интересы».

Существует различие между государственными и общественными потребностями людей, влияющими на формирование национальных интересов. Повсюду в мире, в том числе в странах, обладающих многовековыми демократическими традициями, существует большая или меньшая степень расхождения между тем, как понимают национальные интересы элита и «простой народ», правящие круги и оппозиция. У бюрократического аппарата, составляющего костяк государственного механизма, имеются собственные интересы, далеко не всегда совпадающие с потребностями общества и интересами граждан. В России больше, чем где-либо, государственный интерес издавна доминировал над общественным, первое место среди приоритетов однозначно отдавалось могуществу российской державы, а не благосостоянию ее граждан. Такой подход сохранялся и в советское время. Демократические реформы 80—90-х годов, положив начало формированию гражданского общества, создали предпосылки для того, чтобы в понимании национальных интересов, а значит в формулировании задач внутренней и внешней политики, достигался разумный баланс между непосредственно «державными» и общественными потребностями, принимались во внимание интересы различных социальных групп, частные интересы и права граждан в их совокупности.

Во второй половине 1990-х годов было проведено множество исследований, конференций, семинаров, слушаний, итогом которых стали проекты, программы и концепции по этой теме. Среди них можно выделить проект «Политика национальной безопасности Российской Федерации» (1996—2000), подготовленный в Российском научном фонде. В научном докладе, подводящем итоги исследований, авторы проекта предложили решение на основе своего понимания общенациональной идеи, национальных интересов, ценности, целей и приоритетов. В качестве общенациональной идеи предложено считать «возрождение российского государства, обустройство России, живущей в согласии с собой и с окружающим ее миром», высшим национальным интересом и социальным идеалом России — «обеспечение развития человека, устойчивого роста уровня его жизни и благополучия на основе соблюдения его прав и свобод», которые в свою очередь названы «высшей ценностью», как общенациональная цель — обеспечить «достойный уровень и качество жизни каждого», как главный приоритет государства — развитие его граждан. Как видно даже из этого перечисления, главной особенностью проекта является заявленный приоритет интересов человека перед общественными и государственными.

В то же время авторы другого проекта концепции обеспечения безопасности личности, общества, государства считают, что «определение общенациональных интересов России должно основываться на признании жизненно важных интересов личности, общества и государства в их динамике и необходимости их реализации на сбалансированной основе» [21].

К числу нерешенных пока проблем следует отнести и соотношение интересов по срокам их реализации (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) — об актуальности этой проблемы говорит то обстоятельство, что пока ни один из заявленных национальных интересов в современной России не реализован в установленные сроки; и отношение интереса к информации, о чем писал еще К. Маркс: «идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса» и на что указывает само понятие «интерес» во втором его значении — желании вникнуть в суть, узнать, понять, то есть здесь требует осмысления возможность использования организующей— внешней информации как средства организации социальных систем. ;

К важным проблемам относится соотношение национальных интересов и национальной безопасности. С одной стороны, безопас"

ность понимается как защищенность самих национальных интересов. С другой стороны, безопасность сама может быть определена как наиболее важный национальный интерес, поскольку обеспечение безопасности — непременное условие выживания страны, без чего невозможно достижение любых других целей. В то же время в условиях кризисного характера развития общественных процессов в нашей стране существует реальная опасность слияния предметов национальных интересов и собственно национальной безопасности. В результате возникла тенденция включать в это понятие едва ли не всю проблематику жизни и деятельности современного общества.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.