• В недавнем прошлом под безопасностью понимали защищенность страны от нападения извне, шпионажа, покушения на государственный и общественный строй. До последнего времени само понятие безопасности было слабо разработано, так как исследователи мало внимания уделяли методологическим проблемам безопасности как определенного социального явления, что объяснялось, в свою очередь, закрытостью темы для ученых, когда обращение ученых к этим проблемам считалось деянием просто опасным. В универсальных энциклопедических изданиях, включая Новый иллюстрированный энциклопедический словарь научного издательства БРЭ (1999), это понятие отсутствует. В Большой советской энциклопедии раскрывается лишь понятие «безопасность международная», которое трактуется как «состояние экономических, политических и других отношений между государствами, утверждающее мирное сосуществование государств на началах равноправия, национальную независимость и самостоятельность народов, а также их свободное развитие на демократической основе». Этим понятие «безопасность» сводилось только к противодействию внешним опасностям и угрозам, утверждая тем самым официальную позицию того времени об отсутствии внутренних угроз для безопасности страны.
В восьмитомной Советской военной энциклопедии и в Военном энциклопедическом словаре, изданных в 1970-80-е годы дается лишь трактовка сугубо прикладных военно-технических видов безопасности: «безопасность полетов», «безопасность плавания», «безопасное удаление», «безопасный временной интервал» и т. д. Применение общих понятий «безопасность», «военная безопасность», «безопасность внешняя и внутренняя» почти исключалось, так как было принято считать более точным понятие «оборона», «защита государства» [21].
В. Даль указывал, что безопасность есть отсутствие'опасности, сохранность, надежность. По С. Ожегову, безопасность — это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Сегодня появилось множество других определений безопасности, авторы которых исходят из разных критериев. Иногда полагают, что «безопасность есть состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование».
Столь широкое определение безопасности как состояния или тенденций развития не раскрывает ее специфики как социального явления. Кроме того, если безопасность призвана ограничивать прогресс инновациями в рамках какой-то одной качественной определенности, то она может стать фактором застоя, консерватизма и регресса. Система безопасности не только не должна препятствовать ни количественным (эволюционным), ни качественным (революционным) изменениям (если они объективно назрели), но, напротив, способствовать преодолению без ущерба для общества и граждан устаревших форм жизни. При этом раскрытие понятия «безопасность» через термины «защита», «защищенность», «защитить» суживает его смысл. Защитить — значит, оборонять, закрывать, загораживать что-либо; это вещь, предмет, явление, скрывающие, охраняющие, ограждающие кого или что-либо, наконец, просто щит в прямом и переносном смысле. Примерно в таком смысле трактуется это слово в энциклопедических словарях нашего времени. При этом приуменьшаются, и даже игнорируются, важнейшие свойства и функции безопасности — снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности и угрозы. Таким образом, смысл слова «защищать» отражает одну из важнейших функций безопасности, но не исчерпывает их.
Представители Института социально-политических исследований РАН считают, что безопасность есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития.
Другие исследователи рассматривают безопасность страны не как состояние, а как ее системное свойство, позволяющее развиваться и процветать в условиях конфликтов, неопределенности и рисков на основе самоорганизации и управления, и предлагают включить в структуру безопасности страны социальную безопасность (в том числе государственную, национальную), безопасность культуры (в том числе интеллектуальную и информационную), политическую, военную, экономическую, экологическую безопасность и др.
В начале 1990-х годов комиссией союзного парламента, созданной для проработки вопросов по совершенствованию системы безопасности страны, были определены необходимые задачи государственных структур по выработке и реализации такой политики национальной безопасности, которая учитывала бы:
• интересы личности, общества и государства;
• угрозы, оценку возможностей парирования угроз и защиты интересов;
• задачи, функции, структуры и органы, меры противодействия;
• доктрину, концепцию национальной безопасности, концепцию информационной безопасности.
Комиссия пришла к выводу, что общенациональная безопасность реализуется в двух измерениях:общественном и государственном, и подразделяется навнутреннюю и внешнюю в зависимости от источников угроз, опасностей и рисков для жизненно важных интересов. Первоосновой безопасности является безопасность личности, что предопределяет безопасность гражданского общества и легитимность государства.
Для обеспечения национальной безопасности необходима система, включающая; совокупность законодательных актов и созданных на их основе структур и механизмов взаимодействия по защите интересов субъектов правоотношений. При этом устойчивость системы должна основываться на общенациональном согласии. Одной из основных составляющих системы обеспечения национальной безопасности была названа информационная безопасность. В качестве условий реализации указанных алгоритмов и задач построения безопасного гражданского общества в информационной сфере были предложены: переход от идеологизированного общества к информационному, научное прогнозирование и моделирование решения возникающих проблем на альтернативной основе, законодательное регулирование и защита информационной деятельности при обеспечении достоверности, открытости и свободы информации, освобождение сознания людей от стереотипов тоталитаризма и прекращение психологической войны политического руководства против народа в любых формах ее проявления.
Известна формула безопасности, закрепленная с 1992 года в Законе РФ «О безопасности» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Исходя из этого, к основным объектам безопасности относятся:
• личность (ее права и свободы);
• общество (его материальные и духовные ценности);
• государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность).
Одновременно с этим государство, организации и граждане относятся и к основным субъектам обеспечения безопасности. Главную роль из них в этом играет государство, которое в соответствии с действующим законодательством должно обеспечивать безопасность каждого гражданина, а также социальную и правовую защиту гражданам и организациям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. В то же время закрепленные в этом законе положения нельзя назвать полными и достаточными, так как они не раскрывают механизмов определения интересов, их соотношения и реализации, что обусловлено рядом нерешенных проблем, в том числе методологического порядка.
Таким образом, национальная безопасность включает в себя три составляющие: государственную безопасность, общественную безопасность и безопасность человека (личную безопасность). Если первая прямо связана с противодействием угрозам, независимости и территориальной целостности страны, оборонному потенциалу, конституционному строю и связана с защитой институтов, обеспечивающих безопасность этих ценностей, то вторая отражает потребность защиты общественного порядка, собственности во всех ее формах, безопасности личности; третья же характеризует защищенность интересов, прав и свобод человека. Взаимозависимость этих трех coставляющих национальной безопасности очевидна [21].
Отсюда возникает следующая проблема в определении национальных интересов — установление соотношения интересов личности.
общества и государства. Ослабление любой из этих составляющих — ущерб для страны в целом и для конкретной личности, в частности, но и перекос в определении приоритетов также не менее опасен. Превращение, например, в 1930-е годы государственной безопасности в абсолютную величину (тождественно равную национальной безопасности) привело страну к террору, к массовому уничтожению граждан, подавлению общества и личности, оценке их интересов лишь через призму интересов государства.
Государственная безопасность тогда следовала политической формуле: народ и общество для государства. В конце 1980-х — начале 1990-х годов объявленный приоритет общественной безопасности, обусловленный приоритетом целей и задач построения гражданского общества, сопровождался разрушением структуры органов государственной безопасности, что (осознанно или неосознанно) оправдывалось стремлением утвердить принцип правового государства: государство для личности и общества.
Если проанализировать эволюцию подхода к решению этого вопроса, то можно выделить три основных принципа в установлении соотношения интересов личности, общества и государства: приоритет интересов — паритет интересов — баланс интересов. Очевидно, более предпочтительным является принцип баланса интересов как принцип, позволяющий наиболее полно учитывать интересы каждого субъекта в конкретных исторических и иных условиях обстановки.