Длившееся более двух веков татаро-монгольское иго было тяжелейшим бедствием дл русского народа. Русским, принявшим на себя бремя татаро-монгольского владычества, выпало на долю спасти европейскую культуру от разгрома и истощения. Нашествие татар нашло отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житийного характера. Первое столкновение русских с татарами – 1223 г., р. Калка. Русские разбиты. Повесть возникла в промежуток между 1223 и 1237 г., в Киеве. Встречается в летописных сводах в разных редакциях (краткая и полная). Судя по повести, татары при появлении на Руси произвели ошеломляющее впечатление. Нашествие оказалось неожиданным. Их рассматривали как предвестников апокалипсиса. Особенно любопытны позднейшие варианты развития повести о битве на Калке с упоминанием о гибели в числе князей Александра Поповича с 70 храбрыми. В связи с опустошением Батыем в 1237 г. Рязанской земли была повесть о разорении Рязани Батыем. Композиция. Повесть состоит из двух частей. В первой – опасаясь татарского нашествия на Крым, священник Ефстафий решил бежать из города и увезти с собой на Русь икону Чудотворца. Путь оказался длинным и трудным. Он прибыл в Рязань с иконой. Во второй части повествования речь идет о нашествии татар и гибели княжеской семьи. Содержание повести. В лето 6745 (т.е. в 1237 г.) пришел безбожный царь Батый на Русь со многими войсками татарскими и стал на реке Воронеже, близ Рязанской земли. И отправил он в Рязань к великому князю Рязанскому бездельных послов, прося десятины в князьях, людях, конях… Безбожный Батый, коварный и немилосердный, дары принимает, лживо обещает не воевать Рязань. Рязанский князь отказывается дать ему свою дочь в наложницы. Батый рассвирепел и убил Федора. Юрий Ингоревич отправляется против Батыя. Была сеча злая и ужасная, и пали многие полки батыевы. Бились наши крепко и мужественно, даже татарские полки были удивлены крепости и мужеству рязанского господства. Едва одолели русских татары. Был убит князь Юрий Ингоревич, князь Давид Ингоревич, и Глеб, и Всеволод Пронский, и многие князья местные. Все были мертвы. Татары взяли Рязань, победили. Батый ворвался в город, зарубил княгиню Агриппину, церковь сжег, многих мечами посек. Евпатий Коловрат выступает как эпический богатырь. Мстит за обиды и поругание Рязанской земле. Евпатий вышел из Чернигова с малой дружиной и прибыл в город. Увидя остатки былого величии, он вскричал, собрал малую дружину и погнался вслед за безбожным Батыем, напал на него и начал бить без милости. Татары стали «яко пьяны». Татары думали, что мертвые восстали (готно, готно! - прим. автора). Они пришли в смятение и решили одолеть Евпатия с помощью стенобитных орудий. Убили его и принесли царю. В заключении повести рассказывается, как князь Ингварь Ингоревич призывает оставшихся в живых попов и погребает своих родственников (братьев, мать, снох) с великим плачем и пением псалмов. О повести. Такова эта незаурядная воинская повесть, представляющая собой живой отклик на события татарского нашествия. В основе – эпические сказания, устные поэтические произведения. С поэтикой фольклора связана и фразеология повести, когда изображаются рязанцы: «дружина ласкова», «резвецы», «удальцы», «воеводы крепкие». В повести не всегда точно переданы исторические факты. Повесть – яркий образчик воинский повестей. Особенности – напряженный и сдержанный лиризм, драматизм. Отсутствует тон покаяния. Кто автор? Споры не утихают и по сей день. Как бы то ни было, «Повесть» - один из ярчайших образцов воинских повестей Древней Руси.
Немного истории. Длившееся более двух веков татаро-монгольское иго было тяжелейшим бедствием дл русского народа. Русским, принявшим на себя бремя татаро-монгольского владычества, выпало на долю спасти европейскую культуру от разгрома и истощения. Нашествие татар нашло отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житийного характера. Первое столкновение русских с татарами – 1223 г., р. Калка. Русские разбиты. Повесть возникла в промежуток между 1223 и 1237 г., в Киеве. Встречается в летописных сводах в разных редакциях (краткая и полная). Судя по повести, татары при появлении на Руси произвели ошеломляющее впечатление. Нашествие оказалось неожиданным. Их рассматривали как предвестником апокалипсиса. Особенно любопытны позднейшие варианты развития повести о битве на Калке с упоминанием о гибели в числе князей Александра Поповича с 70 храбрыми. В связи с опустошением Батыем в 1237 г. Рязанской земли была повесть о разорении Рязани Батыем. Композиция. Повесть состоит из двух частей. В первой – опасаясь татарского нашествия на Крым, священник Ефстафий решил бежать из города и увезти с собой на Русь икону Чудотворца. Путь оказался длинным и трудным. Он прибыл в Рязань с иконой. Во второй части повествования речь идет о нашествии татар и гибели княжеской семьи. Содержание повести. В лето 6745 (т.е. в 1237 г.) пришел безбожный царь Батый на Русь со многими войсками татарскими и стал на реке Воронеже, близ Рязанской земли. И отправил он в Рязань к великому князю Рязанскому бездельных послов, прося десятины в князьях, людях, конях… Безбожный Батый, коварный и немилосердный, дары принимает, лживо обещает не воевать Рязань. Рязанский князь отказывается дать ему свою дочь в наложницы. Батый рассвирепел и убил Федора. Юрий Ингоревич отправляется против Батыя. Была сеча злая и ужасная, и пали многие полки батыевы. Бились наши крепко и мужественно, даже татарские полки были удивлены крепости и мужеству рязанского господства. Едва одолели русских татары. Был убит князь Юрий Ингоревич, князь Давид Ингоревич, и Глеб, и Всеволод Пронский, и многие князья местные. Все были мертвы. Татары взяли Рязань, победили. Батый ворвался в город, зарубил княгиню Агриппину, церковь сжег («Нет, вот сотонист-то, а?! Наверное, и кошек всех в округе перерезал! – прим. авт.), многих мечами посек. Евпатий Коловрат выступает как эпический богатырь. Мстит за обиды и поругание Рязанской земле. Евпатий вышел из Чернигова с малой дружиной и прибыл в город. Увидя остатки былого величии, он вскричал, собрал малую дружину и погнался вслед за безбожным Батыем, напал на него и начал бить без милости. Татары стали «яко пьяны». Татары думали, что мертвые восстали (готно, готно! - прим. автора). Они пришли в смятение и решили одолеть Евпатия с помощью стенобитных орудий. Убили его и принесли царю. В заключении повести рассказывается, как князь Ингварь Ингоревич призывает оставшихся в живых попов и погребает своих родственников (братьев, мать, снох) с великим плачем и пением псалмов. О повести. Такова эта незаурядная воинская повесть, представляющая собой живой отклик на события татарского нашествия. В основе – эпические сказания, устные поэтические произведения. С поэтикой фольклора связана и фразеология повести, когда изображаются рязанцы: «дружина ласкова», «резвецы», «удальцы», «воеводы крепкие». В повести не всегда точно переданы исторические факты. Повесть – яркий образчик воинский повестей. Особенности – напряженный и сдержанный лиризм, драматизм. Отсутствует тон покаяния. Кто автор? Споры не утихают и по сей день. Как бы то ни было, «Повесть» - один из ярчайших образцов воинских повестей Древней Руси. Воинская повесть. Характерны для русских былин сцены бесед отважных богатырей с врагами родной земли. Ответы всегда исполнены непреклонного достоинства и при этом ярки и образны. Мечи затупились о врагов – прием воинской повести. Если сеча, то кровава и ужаса.