Речь, праздничная проповедь. Проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Осн.темы: превосходство «благодати» над «законом», Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью».; распространение христианского учения среди «новых» народов, в том числе и русского; похвала крестителю Руси князю Владимиру.
После риторического вступления - разворачивание параллельно образы из Писания и толкование их в контексте своей темы. Образом Закона и Благодати автор называет Агарь и Сарру. Т.о.Композиция: три части. В первой Илларион противопоставляет Ветхий и Новый Заветы – Закон и Благодать. Во второй части «Слова» рассказывается о принятии христианства русским народом. Тема сужается. Говорится о судьбе народа. В третьей части тема еще более сужается. Речь идет о человеке, благодаря которому было крещение Руси, Владимире. Заканчивается «Слово» молитвой за всю Русскую землю. Осн.прием – антитеза.
«Слово» является древнейшим из дошедших до нас памятников торжественного красноречия. Оно было написано в период между 1037 и 1050 гг. Труднее ответить, кто был автором. Скорее всего, Иларион, поставленный киевским митрополитом по воле князя Ярослава.
«Слово» начинается рассуждением на тему: в чем смысл крещения Руси? Автор отвечает так: Бог сначала дал людям «закон» устами Моисея, чтобы подготовить к «благодати», данной Иисусом Христом. «Закон» был известен древним евреям, а «благодать», то есть христианство, – достояние всего человечества. В основе концепции Илариона лежит идея равенства всех народов перед «благодатью». Эта концепция направлена против притязания Византийской империи на мировое господство.
Центральная часть – развернутая «похвала» Владимиру, крестившему Русь. «Похвала»проникнута чувством патриотизма и гордости за свою родину. Владимир выступает в образе идеального равноапостольного князя.
Заканчивается «Слово» молитвой к Богу «от всея земли нашей». Эта молитва в старину пользовалась большой популярностью и нередко переписывалась отдельно от «Слова» и читалась во время богослужения.
«Слово» - образец эпидиктической речи. Оно безупречно с точки зрения требований этого жанра – стройная композиция, парадная пышность стилистического оформления, ритмический стиль речи.
Одни исследователи считают, что пафос «Слова» - полемика с иудаизмом, основанном на ВЗ. «Слово» построено по ступенчатому принципу – от общего к частному. Можно найти все приемы красноречия, к которым прибегали ораторы древности – напр. Иоанн Златоуст, Василий Великий (метафоры, антитезы, повторы, риторические вопросы). Много тут цитат из НЗ и ВЗ. Написано оно библейским, книжным языком. Особенности жанра торжественной проповеди. Утверждение на Руси христианства сопровождалось развитием проповеднической, поучительной литературы. Проповедь обращена к широкому кругу читателей и слушателей, излагала элементарные основы христианской морали, религии. Говорилась простым языком. Отсутствовали отвлеченные философские элементы, образность выражения, стилистическая окрашенность речи. Не занимала никакого места в литературном процессе. Другое дело – проповедь торжественная, риторически украшенная, дававшая образцы ораторского искусства. Такая проповедь в древности была одновременно и фактом и фактором лит. развития. Илларион – замечательный ее представитель.
4. Митрополит Илларион. «Слово о законе и благодати». Особенности жанра торжественной проповеди. Митрополит. 1051 г. – великий киевский князь Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославовича, поставили Иллариона в митрополиты. Это решение – шаг к освобождению Русской Церкви от административного влияния Церкви Византийской. Лучший церковный оратор Киевской Руси. «Слово о законе и благодати». Композиция «Слова»: три части. В первой Илларион противопоставляет Ветхий и Новый Заветы – Закон и Благодать. Закон отождествляется с Ветхим Заветом, он консервативен и национально ограничен. Автор пользуется приемом сравнения, говоря о Законе. Он уподобляет Закон тени, свету Луны. Закону противопоставлена Благодать, с которой Илларион связывает образ Иисуса. Ветхий Завет – рабство, Новый – свобода. Проповедник сравнивает Благодать с солнцем, светом и теплом. Во второй части «Слова» рассказывается о принятии христианства русским народом. Тема сужается. Говорится о судьбе народа. В третьей части тема еще более сужается. Речь идет о человеке, благодаря которому было крещение Руси. Илларион напоминает, что все страны, ставшие христианскими, имеют своих учителей: Римская земля – апостолов Петра и Павла. Учитель русской земли – Владимир. Он причисляет его к лику святых, представляет как героя христианства, настоящего подвижника. Заканчивается «Слово» молитвой за всю Русскую землю.
церковная проповедь не имеет худ значения, лежит за пределами лит-ры. Таково поучение Ф.Печерского.
Наряду с церк поучением созд торжественные, эмоц-образ проповеди с четко выраженной полит направ-тью.
Выдающееся пр-ие ораторской прозы XIв. – «Слово о законе и благодати». Оно было написано между 1037-1050гг. священником княж церкви в Берестове Илларионом, облад незаурядным умом, широкой образ-тью и пис талантом. Созд им пр-ие было произнесено в Десятинской церкви, либо в Софийском соборе, оно произвело большое впечатление на Ярослава Мудрого. По его настоянию в 1501г. Иларион стал ми, трополитом Киевским. В 1055г. преемник Ярослава вынужден был пойти на уступки Византии, откуда и прибыл на митрополичью кафедру грек Ефрем. Иларион же уходит в Киево-Печерский монастырь, приняв монашество под именем Никона.
«Слово» проникнуто патриот пафосом прославления Руси как равноправной среди всех гос-в мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопост идею равноправия всех христ народов. Сопоставляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью), Иларион в нач. Слова доказывает преим-ва Благодати перед Законом. Закон – только среди иудеев, Благодать – для всех. Ветхий завет – Закон, данный богом пророку Моисею на горе Синайской, регламентировал жизнь только еврейского народа. Новый завет – христ вероучение – имеет всемирное значение. Т.образом, отвергаются притязания Византии на монопольное владение Благодатью. Он созд, как отмечает Д.С.Лихачев, собств патриот концепцию всемирной истории, прославляя Русь и её «просветителя» Владимира.
Иларион возвелич подвиг Владимира в принятии и распр хр-ва на Руси.
В похвале Владимиру иларион перечисл заслуги князя перед родиной. Его деят-ть содействовала славе и могуществу Руси. И тем не менее, подчерк, что принятие христ-ва – свободный выбор руссих, и заслуги греков в этом нет. Привод обидное для греков сопоставл Владимира с Константином.
Слово выдвигало тре-ие канонизации Владимира как святого. Также прослав и деят-ть Ярослава, успешно продолжающего дело своего отца по распр-ию христ-ва на Руси: строит. деят-ть и заботы о христ. образованности.
«Слово» построено по строгому, логически продуманному плану. 1я ч. – сопоставл Закона и Благодати – явл пространным введением ко 2й, центр части – похвале Владимиру, заверш авторским обращением к Владимиру с призывом встать из гроба, отряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Георгия (христ имя Ярослава). 2я часть ставит своей задачей непосредств прославление соврем Иллариону правителя Руси и его деят-ти. 3я ч. – молитв обращение к богу «от всея земли нашая».
«Слово» адресовано к людям начитанным, поэтому автор облекает своё пр-ие в книжную ритор форму. Он пользуется цитатами из Библии, библ сравнениями, сопоставяя Закон с рабыней Агарью и её сыном Измаилом, а Благодать – с Саррой и её сыном Исааком. Эти символ параллели призваны нагляднее показать превосходство Благодати над Законом.
В 1й ч. Иларионом последовательно соблюд принцип антитезы – типичнейший приём ораторского красноречия. «Прежде закон, потом благодать: прежде стень (тень) ти, потом истина».
Широко исп книжные метафоры – символы и метафор сравнения: Закон – это «иссохшее охеро», язычество – «мрак идольский», «тьма служения бесовскаго», Благодать – «наводнившийся источник» и т.д. Употреб ритор вопросы и восклицания – типич приёмы торж красноречия.
Выс художественное мастерство обеспечило «Слову о законе и благодати» большую популярность в средневек письм-ти. Оно становится образцом для книжников XII-XV вв., к-рые используют отдельные приёмы и стилист формулы «Слова».