Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Путь к усложнению анализа управленческой деятельности



 

В современной практике консультирования различаются два типа консультационного обеспечения — вовлечение "обычного" специалиста, обладающего максимальным объемом знаний и опытом анализа, и вовлечение методолога, ориентированного не столько на использование знаний как оснований для консультационных рекомендаций содержательного типа (проекты более совершенной управленческой деятельности и т. п.), сколько на коррекцию форм организации управленческой деятельности. Именно это и стимулирует, обеспечивает качественное изменение самого "механизма" управленческой деятельности и способностей управленца. Максимальная трансформация этого механизма осуществляется в ходе игромоделирования, где особым образом не только воспроизводится опыт управленческой деятельности, но и порождается новый опыт и новые способности, переход к новому уровню профессионализма. Однако для достижения такого эффекта игромоделирование должно быть построено на развернутой форме комплекса "действие — рефлексия — критериальное обеспечение рефлексии" с акцентированием на критику как деятельности, так и преимущественно способностей к деятельности.

В качестве общедеятелъностных критериев анализа в их наиболее простой и исходной форме выступают следующие положения, выраженные в форме вопросов: что преобразуется; какие состояния возможны у преобразуемого; какова цель деятельности; какое состояние преобразуемого, из возможных, соответствует содержанию цели; какие "траектории" перехода из состояния в состояние наиболее "оптимальная" при фиксированной цели; какие средства способны потенциально возможный переход из исходного состояния преобразуемого в необходимое превратить в актуальный переход; какие способы применения средств актуализируют намеченные переходы, трансформацию исходного состояния в конечное, требуемое; какие способности деятеля необходимы для адекватного использования средств в преобразовании материала в продукт.

При переходе к "типодеятелъностным" критериям нужно учесть все особенности управленческой деятельности. В ней выделяются, как отмечалось ранее, собственно рефлексивные и корректировочные части целого деятельности. Поэтому управленец либо реализует "естественный" подход к рефлексии и корректированию ("как-нибудь по ситуации"), либо он непосредственно реализует нормы рефлектирования и корректирования, либо корректирует сами нормы своего рефлектирования и корректирования. Деятельностная основа управления максимально выражена в корректировании, в котором управленец совмещает функцию "деятеля" и "средства", достигая корректировочную цель. Менее очевидна деятельностная основа в рефлектировании, включая контроль, а также в снабжении. В первом случае критериальная база будет опираться на сущность мышления и рефлексии. Но во всех случаях конкретная организация процессов в реализации указанных функций может приобрести деятельностный характер и тогда их оценка будет предполагать привлечение собственно деятельностных критериев.

В зависимости от перехода от "естественной" формы реализации управленческой функции к "культурной" ("искусственно-естественной") меняется набор требований к управленцу, его профессиональным способностям. Простейшая типология уровней управленческой деятельности, как и любой деятельности, включает уровни "дилетантский", "рутинно-профессиональный", "инновационно-профессиональный" и "культурно-профессиональный".

Дилетант реализует управленческую функцию без обращения к вопросу о наличии соответствующих способностей, и он стихийно приобретает типодеятельностные стереотипы. Рутинный управленец выполняет требования суммы типовых задач, обеспечивающих успешность деятельности в стабильных условиях. При этом он проверяет соответствие наличных способностей фиксированным нормативным требованиям "задачного" типа. Инновационно-профессиональной управленец является чувствительным к изменениям внешних условий и "требований", а также склонным к изменениям и совершенствованию своей деятельности. При этом он не отказывается от постановки и решения прежних задач, он их "совершенствует". Однако уровень определенности процесса порождения нового невысок и стихийно обоснован. Культурно-профессиональный управленец не только реализует установку на новизну, но и ценность определенности за содержание инновации и способ ее порождения.

Более сложная типология уровней профессионализма управленца включает в себя следующие звенья:

— успешное решение частных задач в конкретных условиях;

— реализация требований нормы деятельности управленца в конкретных условиях;

— реализация требований конкретной нормы с привлечением рефлексивного сопровождения;

— постановка проблемы в условиях затруднения при решении управленческой задачи и локальная коррекция нормы своей деятельности;

— многопозиционное решение управленческой задачи;

— ситуационное внесение коррекции в позиционную структуру управленческой деятельности в ходе решения задач;

— перенос акцента в ходе позиционного корректирования, в блок рефлексивного сопровождения;

— введение критериального обеспечения в рефлексивную самоорганизацию в целостности управленческой деятельности;

— включение в позиционную структуру звена профессионального самосовершенствования;

— выделение звена стратегического проектирования управленческой деятельности;

— выделение звена стратегического проектирования развития управленческих способностей;

— выделение звена научного обеспечения стратегической организации профессионального самоусовершенствования управленца;

— выделение звена культурно-рефлексивного обеспечения стратегической организации профессионального самоусовершенствования управленца;

— внесение ценностного акцента в рефлексивно-культурную самоорганизацию профессионального развития управленца.

В рамках каждого уровня меняется конкретное содержание жизнедеятельностных, межперсональных, согласовательных, мыслекоммуникативных, групподинамически ориентированных, рефлексивных, самоорганизационных и др. типов процессов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.