В современной практике консультирования различаются два типа консультационного обеспечения — вовлечение "обычного" специалиста, обладающего максимальным объемом знаний и опытом анализа, и вовлечение методолога, ориентированного не столько на использование знаний как оснований для консультационных рекомендаций содержательного типа (проекты более совершенной управленческой деятельности и т. п.), сколько на коррекцию форм организации управленческой деятельности. Именно это и стимулирует, обеспечивает качественное изменение самого "механизма" управленческой деятельности и способностей управленца. Максимальная трансформация этого механизма осуществляется в ходе игромоделирования, где особым образом не только воспроизводится опыт управленческой деятельности, но и порождается новый опыт и новые способности, переход к новому уровню профессионализма. Однако для достижения такого эффекта игромоделирование должно быть построено на развернутой форме комплекса "действие — рефлексия — критериальное обеспечение рефлексии" с акцентированием на критику как деятельности, так и преимущественно способностей к деятельности.
В качестве общедеятелъностных критериев анализа в их наиболее простой и исходной форме выступают следующие положения, выраженные в форме вопросов: что преобразуется; какие состояния возможны у преобразуемого; какова цель деятельности; какое состояние преобразуемого, из возможных, соответствует содержанию цели; какие "траектории" перехода из состояния в состояние наиболее "оптимальная" при фиксированной цели; какие средства способны потенциально возможный переход из исходного состояния преобразуемого в необходимое превратить в актуальный переход; какие способы применения средств актуализируют намеченные переходы, трансформацию исходного состояния в конечное, требуемое; какие способности деятеля необходимы для адекватного использования средств в преобразовании материала в продукт.
При переходе к "типодеятелъностным" критериям нужно учесть все особенности управленческой деятельности. В ней выделяются, как отмечалось ранее, собственно рефлексивные и корректировочные части целого деятельности. Поэтому управленец либо реализует "естественный" подход к рефлексии и корректированию ("как-нибудь по ситуации"), либо он непосредственно реализует нормы рефлектирования и корректирования, либо корректирует сами нормы своего рефлектирования и корректирования. Деятельностная основа управления максимально выражена в корректировании, в котором управленец совмещает функцию "деятеля" и "средства", достигая корректировочную цель. Менее очевидна деятельностная основа в рефлектировании, включая контроль, а также в снабжении. В первом случае критериальная база будет опираться на сущность мышления и рефлексии. Но во всех случаях конкретная организация процессов в реализации указанных функций может приобрести деятельностный характер и тогда их оценка будет предполагать привлечение собственно деятельностных критериев.
В зависимости от перехода от "естественной" формы реализации управленческой функции к "культурной" ("искусственно-естественной") меняется набор требований к управленцу, его профессиональным способностям. Простейшая типология уровней управленческой деятельности, как и любой деятельности, включает уровни "дилетантский", "рутинно-профессиональный", "инновационно-профессиональный" и "культурно-профессиональный".
Дилетант реализует управленческую функцию без обращения к вопросу о наличии соответствующих способностей, и он стихийно приобретает типодеятельностные стереотипы. Рутинный управленец выполняет требования суммы типовых задач, обеспечивающих успешность деятельности в стабильных условиях. При этом он проверяет соответствие наличных способностей фиксированным нормативным требованиям "задачного" типа. Инновационно-профессиональной управленец является чувствительным к изменениям внешних условий и "требований", а также склонным к изменениям и совершенствованию своей деятельности. При этом он не отказывается от постановки и решения прежних задач, он их "совершенствует". Однако уровень определенности процесса порождения нового невысок и стихийно обоснован. Культурно-профессиональный управленец не только реализует установку на новизну, но и ценность определенности за содержание инновации и способ ее порождения.
Более сложная типология уровней профессионализма управленца включает в себя следующие звенья:
— успешное решение частных задач в конкретных условиях;
— реализация требований нормы деятельности управленца в конкретных условиях;
— реализация требований конкретной нормы с привлечением рефлексивного сопровождения;
— постановка проблемы в условиях затруднения при решении управленческой задачи и локальная коррекция нормы своей деятельности;
— многопозиционное решение управленческой задачи;
— ситуационное внесение коррекции в позиционную структуру управленческой деятельности в ходе решения задач;
— перенос акцента в ходе позиционного корректирования, в блок рефлексивного сопровождения;
— введение критериального обеспечения в рефлексивную самоорганизацию в целостности управленческой деятельности;
— включение в позиционную структуру звена профессионального самосовершенствования;
— выделение звена стратегического проектирования развития управленческих способностей;
— выделение звена научного обеспечения стратегической организации профессионального самоусовершенствования управленца;
— выделение звена культурно-рефлексивного обеспечения стратегической организации профессионального самоусовершенствования управленца;
— внесение ценностного акцента в рефлексивно-культурную самоорганизацию профессионального развития управленца.
В рамках каждого уровня меняется конкретное содержание жизнедеятельностных, межперсональных, согласовательных, мыслекоммуникативных, групподинамически ориентированных, рефлексивных, самоорганизационных и др. типов процессов.