На основе акмеограммы педагога осуществляется выбор акмеологических технологий. Акмеологические педагогические технологии — это процедуры, включающие систему задач, способы достижения педагогом высоких уровней профессионализма, а также подчиненную им совокупность методов, техник и приемов.
Педагогические акмеологические технологии могут различаться по тому, кто их осуществляет (сам педагог или педагогический акмеолог, его консультирующий и сопровождающий в профессиональном развитии), по содержанию этапа профессионализма, к которому они должны подвести (исследовательские технологии, рефлексивные технологии и др.).
Задачами педагогического акмеолога как специалиста-психолога, оказывающего помощь педагогу в его профессиональном развитии, являются: осуществление диагностики уровня наличного профессионального развития педагога; стимулирование стремления педагога к дальнейшему профессиональному росту; выявление условий, препятствующих профессиональному развитию; консультирование педагога о возможных акмеологических технологиях, способствующих его профессиональному продвижению.
Профессиональная педагогическая компетентность является необходимым качеством педагога-профессионала. Вместе с тем педагогическая компетентность присутствует и в других видах труда, например, она необходима управленцу-руководителю, стремящемуся обучить и воспитать своих сотрудников.
Резюме
Педагогическая акмеология является одним из направлений прикладной акмеологии. Педагогическая акмеология выявляет условия продвижения человека к вершинам педагогической деятельности и педагогического общения. Педагогическая акмеология раскрывает спектр психологических показателей зрелости личности и профессионально важных качеств педагога, обеспечивающих достижение им профессиональных "акме" в педагогическом труде. Ее разработки призваны помочь педагогу в определении уровней профессионализма, востребованных в современном обществе и наиболее соответствующих возможностям конкретного человека, а также в построении акмеограммы как индивидуальной программы профессионального развития. Акмеограмма педагога включает профессионально важные качества личности, востребованные в педагогической деятельности и педагогическом общении.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем специфика труда педагога в отличие от других профессий в сфере "человек — человек" — врач, юрист, управленец?
2. Каковы психологические характеристики уровней профессионализма педагога?
3. Из каких видов профессиональной компетентности складывается профессионализм педагога?
4. Определите уровни и ступени профессионализма, которые вы как педагог прошли в ходе предыдущего профессионального развития.
5. Спланируйте новые уровни и ступени профессионализма, достижение которых реально для Вас и которые находятся в зоне ближайшего профессионального развития.
6. Предположите, какую акмеологическую помощь Вы могли бы оказать своему молодому коллеге педагогу в его профессиональном развитии.
Список литературы
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990.
4. Управленческое мастерство и творчество в управленческой деятельности. Личностные качества, характерные для управленца высокого и высшего уровня профессионализма.
5. Акмеограмма управленца.
6. Акмеологические технологии в деятельности управленца.
— управленческая акмеология — область научного знания, характеризующаяся множеством методов и технологий, отражающая и обеспечивающая осуществление высших форм управленческой деятельности и развитие способностей к профессиональному совершенствованию специалистов сферы управления;
— профессионализм управленца — соответствие специалистов сферы управления требованиям, вытекающим из особенностей управленческой деятельности и уровня профессионализма;
— управленческая функция — это абстрактное, не зависящее от исторических обстоятельств понятие, аккумулирующее в себе требования, предъявляемые к участникам сферы управленческой деятельности, а также требования, предъявляемые к процессам в сфере управления с целью реализации ожиданий участников этой сферы.
— управленческая деятельность — тип деятельности, соответствующий функции сферы управления, имеющий своими результатами принятие решений, корректировочное воздействие, корректировку решения;
— управленческие задачи — последовательно формулируемые задачи для организации процессов, направленных на реализацию управленческой функции и достижение целей управленческой деятельности.
— управленческая рефлексия — размышления, возникающие при затруднениях в решении управленческих задач, включающие поиск причин затруднения и коррекцию способов управленческой деятельности;
— управленческие проблемы — результат оформления с помощью соответствующих понятий возникающих в управленческой деятельности затруднений, включающий описание, с использованием этих понятий, границы между сохранением и изменением содержания, предшествующего способа действия управленца, формулирование "проблемного вопроса", выражающего требования к дополнению для сохраняемой части способа управленческой деятельности;
— ценности управленческой деятельности — абстрактное выражение деперсонифицированных оценок места управленческой деятельности в деятельностных кооперациях и способов бытия в нем специалиста сферы управления;
— управленческое самоопределение — самоопределение деятеля, специфическое для управленческого типа деятельности и включающее соотнесение между содержанием образов реального и должного "Я" в условиях управленческой деятельности;
— мастерство специалиста сферы управления — проявление механизма самоорганизации в управленческой деятельности, обеспечивающего адекватное и эффективное реагирование на все типы возникающих воздействий и потребностей в управленческой деятельности;
— творчество специалиста сферы управления — продуктивно ориентированное самовыражение управленца в условиях, стимулирующих выход за пределы решаемой задачи.