Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И факторы гражданского становления личности



 

Как известно, основополагающей категорией акмеологии, на данном этапе ее развития, является категория профессионализма. По мнению известного ученого А.А.Бодалева, профессионал — "это субъект деятельности, обладающий такими характеристиками ума, воли, чувств или, если хотите смотреть более обобщенно, такими психическими свойствами, которые представляют устойчивую структуру, позволяют ему на высоком уровне продуктивности выполнять ту деятельность, в которой он зарекомендовал себя как большой специалист"3. Н.В.Кузьмина, также ориентирована в определении профессионализма на деятельностное составляющее1. Вместе с тем справедливо, что нет деятельности, как таковой, ее всегда выполняет кто-то, да и сама направленность деятельности имеет значение. Еще А.Адлер утверждал, что только труд, предполагающий социальный интерес и приносящий пользу людям, заслуживает одобрения. Гражданственность профессиональной деятельности, гражданственность труда вообще является определяющим фактором для его приятия или неприятия в обществе. Данная посылка позволяет предположить, что в акмеологии наряду с профессионализмом важной категорией дальнейшего развития науки должна быть категория гражданственности, государственности личности профессионала.

В акмеологии определены условия и факторы, способствующие становлению профессионала (Е.Н.Богданов, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.К.Маркова и др.). По мнению ученых, "в случае, когда некие условия и факторы способствуют развитию профессионализма, их называют акмеологическими"2. В настоящее время сложились операциональные определения этих базовых акмеологических категорий, которые могут быть востребованы для исследования становления личности в целом:

— акмеологические условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности;

— акмеологические факторы — основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма.

Различие данных категорий определяется в их объективной составляющей (применительно к условиям) и субъективной (применительно к факторам).

В психолого-акмеологических исследованиях в качестве значимых акмеологических условий называются задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества в период его становления, условия семейного воспитания и образования, доступ к культурным ценностям и прочее, что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина). По мнению Н.В.Кузьминой, акмеологические факторы могут быть субъективными (индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности — мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и пр.) и субъективно-объективными, связанными с организацией профессиональной среды и взаимодействий, качеством управления, профессионализмом руководителей. Важнейшими акмеологическими факторами определяются также стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, престиж профессионализма, а также все субъективное, способствующее росту профессионализма.

Важно, что А.А.Деркач определяет акмеологические инварианты профессионализма как "основные качества и умения профессионала (или, в ряде случаев, необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность деятельности"1. Гражданская зрелость личности, на наш взгляд, также является одним из таких важнейших инвариантов профессионализма, независимо от содержания и специфики деятельности специалиста. В связи с этим возникает проблема исследования акмеологических условий становления гражданственности.

Проблема становления в психологии трактуется неоднозначно. Не существует однозначного определения и разграничения понятий "становление", "формирование" и "развитие". В целом становление рассматривается как изменение качеств человека, предполагает развитие его функциональных механизмов психики и усвоение опыта. К.А.Абульханова пишет: "Личность объективирует себя определенным образом, творит свои отношения с миром... Становление личности — это и есть становление ее основных отношений. Мера их сформированности и есть мера зрелости личности"2. Если согласиться с данным определением, то становление гражданственности личности профессионала — есть становление системы его отношений к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям и т. д. Е.О.Смирнова, исследовав понятие "отношение", полагает, что само слово "отношение" в русском языке является отглагольным существительным (от глагола "носить"), смысл которого означает действие отношения. Это действие предполагает, что кто-то кому-то что-то относит. Специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т. д.) Поэтому отнести можно только то, что является своим (или присвоенным)3. Что же может являться своим? Что же предполагает гражданскую зрелость как систему отношений? Изучение трудов Б.И.Додонова, В.Н.Мясищева, В.В.Сталина4 позволяет предположить, что основополагающими составляющими становления гражданской зрелости, как системы и программы отношений, являются: потребности, мотивы, интересы, оценки, эмоции, убеждения. Такая "программа отношений", говоря словами Б.И.Додонова, "побуждает индивида активно искать или создавать жизненные ситуации, в которых запроектированные им отношения могли бы реализоваться и действительно реализуются. Его деятельность в этих ситуациях — источник объективных ценностей. С другой стороны, с этими же программами отношений человек постоянно сверяет свои ситуативно возникающие чувства и мысли и, если они оказываются не такими, какие запрограммированы, стремится подавить их, не дав формироваться "порочному" намерению и прорваться неприемлемым для него мотивам в действие”1. Научно обоснованный подход к исследованию становления гражданственности, гражданской зрелости как системы и программы отношений личности, на наш взгляд, представляет актуальный интерес для акмеологии.

Исследование становления гражданственности может опираться на обоснованный и строгий категориально понятийный аппарат науки, разработанный учеными (О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.). В результате проведенных теоретико-методологических исследований акмеология разработала систему методологических принципов, которые могут быть применимы и в интересах. При этом одним из важнейших будет являться методологический принцип изучения человека в его движении к данному свойству как индивида, личности, субъекта гражданского общества, субъекта труда и индивидуальности. Этот принцип предполагает изучение становления гражданственности в многообразии проявлений.

По мере развития акмеологии исследование гражданственности, несомненно, будет опираться на реализацию приведенного принципа при изучении трех равноценных объектов: человека, государства, деятельности. Безусловно, в ходе исследования явления могут быть применимы и другие конкретные методологические принципы акмеологии: личностный, субъекта, деятельности, жизнедеятельности, активности, потенциальности, единства личности и деятельности, психосоциальный, оптимизации, прагматичности, реалистичности (А.А.Деркач, Г.С.Михайлов, А.С.Огнев и др.).

Принимая во внимание определенные положения и выводы известных исследований акмеологических условий профессионального становления личности (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова и др.), можно предположить следующие акмеологические условия становления гражданственности:

— воспитание у личности социального и государственного интереса, формирование актуальной системы ценностей и убеждений по отношению к явлениям природы и миру вещей, к людям и общественным явлениям, к самому субъекту-личности2 начиная с раннего детства (в семье, школе, вузе и т. д.);

— обоснованная гражданская и государственная направленность общего и профессионального обучения;

— культурация "социального и государственного интереса" в окружающей среде;

— заданность и подкрепление гражданским обществом желательных образцов для подражания;

— доступ личности к общечеловеческим культурным и гражданским ценностям.

Акмеологическими факторами при этом следует полагать следующее:

— соотнесенность "Я-концепции" личности с "Мы-концепцией"1;

— систему отношений личности, ее направленность, интересы, мотивы, убеждения;

— компетентность, способности, знания и умения;

— комплексы "психической неполноценности" (А.Адлер) и соответствующие им ведущие тенденции личности;

— самооценку личности.

Необходимость исследования становления гражданственности соответствует доминирующей в акмеологии научной парадигме, по образному выражению К.А.Абульхановой, "идущей от реальности". Акмеологические исследования гражданственности, с учетом наработанного в акмеологии, могут предполагать решение нескольких ключевых задач:

— акмеологический анализ, т. е. определение акмеологических условий и факторов;

— прогноз оснований, возможностей и перспектив формирования гражданственности у членов общества до уровня акме;

— разработку акмеограммы и осуществление акмеографических описаний;

— разработку на основе акмеограммы программы гражданского воспитания;

— выбор актуальных методов и акмеологических технологий для решения задач воспитания гражданственности;

— реализацию планов и программ с необходимым мониторингом.

 

"Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала

 

На основании осуществленных исследований (А.С.Гусева, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.К.Маркова) можно предположить, что достижение "акме" гражданственности как высшей ступени гражданской зрелости подчиняется определенным акмеологическим закономерностям, которые являются устойчивыми связями и отношениями. Например, связи и отношения в микросреде воспитания (семье) и особенности движения личности к "акме". Другой пример устойчивой связи — уровень интереса к стране проживания и динамика становления гражданственности. Поиск, описание этих и других существующих акмеологических закономерностей достижения "акме" — важная перспективная задача исследователей.

Достижение "акме" гражданственности — это процесс и результат формирования личности (в широком смысле) несущей в себе общественные (гражданские) ценности, но не абсолютизированные, не доведенные до абсурда государственной системой, а соотнесенные с интересами личности, общечеловеческими ценностями, где под гражданскими ценностями понимаются идеи, взгляды, концепции, опыт, способствующие формированию гражданской позиции, обеспечивающей успешную адаптацию и самоактуализацию личности в условиях гражданского общества и государства. Ценностное отношение личности к государству, стране проживания и ее гражданам определяется системой субординационных взаимообусловленных характеристик: когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой или деятельностной.

"Акме" гражданственности, как достигнутая вершина гражданской зрелости, есть сформировавшаяся в результате целенаправленного развития личности система и программа ее отношений (к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям, к себе как гражданину), способствующая успешной социальной и профессиональной самоактуализации.

Гражданственность в то же время есть чувство Родины, чувство и состояние принадлежности к стране, в которой родился, воспитывался, получал образование, жил и развивался человек. Чувство Родины звучит как завет в словах великого реформатора Петра Великого: "А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и во славе для благосостояния Вашего!" "...Отчизне посвятим души прекрасные порывы", — призывает нас великий поэт А.С.Пушкин.

Быть гражданином — значит знать историю, традиции и культуру своей страны; следовать правовым нормам гражданского общества, принимать на себя ответственность за их соблюдение и пользоваться предоставляемыми гражданскими правами. При этом гражданственность личности соотносится с общечеловеческими ценностями и осознанием себя "гражданином планеты Земля".

Формирование гражданской зрелости личности во многом зависит от особенностей существующей системы отношений в звене "государство —личность". Такой тип отношений определяет:

— ценность личности в условиях государства, возможность для многих занять место в системе государственной власти, политике, экономике, идеологии;

— требования государства к личности, ее качествам и соответственно образованию;

— механизм встроенности человека в систему государственных отношений в целом, а также амплитуду его общественной активности — пассивности;

— соотнесенность потребностно-мотивационной сферы человека с интересами государства;

— номенклатуру социальных ролей человека, стимулируемых государством и государственными органами;

— номенклатуру профессиональных ориентации, стимулируемых государством;

— "личностный образец" носителя образа государства и социокультурного феномена в целом.

"Степень желаемой зрелости" личности, говоря словами А.АДеркача, — есть "многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность"1.

Любой профессионал несет в себе внутреннюю систему личностной регуляции поведения и отношений. В этом смысле он является результатом действия системы социализации, а также собственного внутреннего контроля. В итоге такого действия оказывается сформированным определенное отношение профессионала к себе как представителю социальной группы, общества, государства; стремление соответствовать соотносимой с ним социальной группе, так называемому личностному образцу; ориентация на формирование у себя качеств и умений, адекватных образцу; понимание собственных возможностей как представителя группы, государства. Гражданственность, таким образом, оказывает влияние на профессиональную составляющую структуры личности и предполагает определенные формы проявления гражданственности в профессиональной сфере:

— отношение к профессии в связи со степенью ее актуальности для общества, государства;

— роль и самооценку профессионалом себя как государственного человека, имеющего определенное значение для общества;

— чувство причастности профессионала к делу государственной важности;

— ощущение себя необходимым, актуальным для общества и государства;

— соотнесенность личностных профессиональных стандартов с государственными требованиями к профессии;

— атрибутивное соотнесение (соотнесение успехов и неудач государства с собственными профессиональными);

— единение себя с другими тружениками — гражданами страны проживания;

— реализация установок, эталонов и норм профессиональной деятельности во взаимосвязи с общегражданскими установками, нормами и эталонами поведения.

Опираясь на разработанный в акмеологии подход (Е.Н.Богданов), структуру системы регуляции профессионализма гражданственностью можно представить следующими базисными компонентами:

— мотивационный (положительное отношение к стране проживания и проявление стремления к достижению успехов в профессии на благо обществу и государству);

— когнитивный (знания о профессиональной этике и государственных профессиональных стандартах);

— гностический (способность к рефлексии собственной профессиональной и гражданской позиции);

— регулятивный (сформированное чувство профессионального и гражданского долга);

— эмоционально-волевой (способность к нравственному сопереживанию другим людям, эмоциональному соотнесению с позицией граждан своей страны);

— оценочный (способность относиться к себе и оценивать себя как гражданина, члена гражданского общества).

Способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям, как самосознание, самоопределение, самоотношение, рефлексия, смыслообразование, уровень притязаний, самоорганизация, саморегуляция — во многом определена системой связей в звене "государство — личность". Постижение сущности гражданственности, видение и понимание путей, ведущих к "акме" гражданственности, имеет сегодня не только теоретическое но и практическое значение. В связи с этими перспективами акмеологии как науки является выход за рамки исследования проблем развития профессионализма. Уже сегодня необходимы научные разработки проблем гражданского становления, нравственного совершенствования и духовного развития личности.

Значительная роль в решении этой государственно важной задачи отводится образованию, профессиональному обучению. А.А.Деркач подчеркивает важность профессионального образования как "ведущего в формировании основ профессионализма". Автор определяет содержание этапа профессионального обучения и его составляющие1:

— понимание целей и задач профессиональной деятельности;

— принятие данных целей и задач профессиональной деятельности;

— соотнесение личной системы мотивов и установок с целями и задачами профессиональной деятельности;

— использование уже сформированных знаний, навыков и умений в период практики и стажировок;

— становление собственных приемов по получению необходимых профессиональных знаний, навыков, умений в период практики и стажировок;

— соотнесение личной системы мотивов и установок с профессиональными целями и задачами;

— формирование и закрепление индивидуально-своеобразной системы внутренних и внешних средств профессиональной деятельности;

— выстраивание и планирование профессиональной карьеры;

— формирование отношения к традициям, ценностным ориентациям, детерминированным профессией;

— соотнесение личной системы мотивов и установок с нормами образа жизни профессионала в данной области.

В то же время очевидно, что адаптация в профессиональной деятельности, профессиональное становление в целом востребует не только обучение профессии (формирование профессионально важных качеств, знаний и умений личности), но и формирование актуальной системы отношений субъекта деятельности и гражданского общества, государства. Становление профессионала обусловлено социальными, гражданскими отношениями, характером прав и обязанностей, связей и взаимодействий. Это объективно существующий контекст, в который включен человек. В связи с этим акмеология исследует проблемы психолого-педагогического обеспечения гражданского становления специалиста как важного слагаемого на пути к достижению "акме" гражданственности.

Резюме

Наряду с актуальным профессиональным становлением личности в настоящее время в обществе все более отчетливо формируется позиция, предполагающая необходимость гражданского становления.

Гражданское становление, являясь элементом социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности гражданского общества, что предполагает соответствующие условия.

Необходимость исследования становления гражданственности, условий и факторов, влияющих на этот процесс, соответствует доминирующей в акмеологии научной парадигме, идущей от реалий жизнедеятельности общества.

Гражданственность оказывает влияние на профессиональную составляющую структуры личности и предполагает определенные формы проявления гражданственности в профессиональной сфере. Акмеологический уровень государственных служащих предполагает наряду с другими составляющими социальную ответственность и гражданскую позицию.

Постижение сущности гражданственности, видение и понимание путей, ведущих к "акме" гражданственности, имеет сегодня актуальное теоретическое и практическое значение.

Контрольные вопросы и задания

1. Верно ли утверждение в том, что определения "гражданского" и "гражданственности", свидетельствуют о проявляющихся во времени различиях интересов общества или государства?

2. Ответьте на приведенный вопрос и обоснуйте свой ответ: справедливо ли утверждение, что существует возрастной этап развития личности, особенно сенситивный, для становления гражданственности ?

3. Какое отношение к проблеме гражданственности имеют традиции?

4. Обоснуйте, правомерна ли сегодня постановка вопроса о формировании гражданственности.

5. Поразмышляйте над тем, верны ли следующие утверждения:

— гражданское воспитание предполагает целенаправленное воздействие на личность в интересах ее социализации;

— гражданственность личности предполагает любовь к Родине;

— гражданственность — это подавление личности в интересах государства;

— интересы личности вторичны относительно интересов государства.

6. Проведите сравнительный анализ понятий "профессионализм" и "гражданственность". Обоснуйте актуальность гражданственности профессионала.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000.

Закон Российской Федерации "Об образовании". М., 2000.

Зимняя И.А. Стратегиальный подход к воспитанию // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. Кн. 1 / Под ред. И.А.Зимней. М.: Исслед. центр, проблем кач-ва п-ки спец., 2001. С. 254.

Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. С. 227.

© Князев А.М., 2002

 

9. "Акме" как феномен развития группы,

Организации, общности

 

План

1. Общетеоретические и акмеологические предпосылки применения акмеологических критериев к групповым субъектам.

2. Соотношение социального, психологического и акмеологического подходов в исследовании "акме" как феномена развития группы, организации, общности.

3. Акмеологические критерии и показатели достижения группой акме.

Ключевые слова: "акме", "акме" группы, "акме" организации, критерии достижения группой "акме", условия и факторы развития групп и достижения "акме".

"акме" группы — показатель наивысших достижений в ее деятельности, уровне организации и самоорганизации, сплоченности людей на основе общих целей, интересов, ценностей;

"акме" организации— высшее проявление способности к организации и самоорганизации, направленных на решение значимых для нее и для общества задач;

"акме" общности — совокупность базовых, значимых для группы в целом и входящих в нее людей ценностей, объединяющих

 

людей не только общими целями и совместной деятельностью по их достижению, но и обеспечивающих их духовное единство, сознание и чувство "мы";

критерии достижения группой "акме": объективные (результативность деятельности, эффективность работы, высокий уровень организации и самоорганизации), субъективные (сформированность общегрупповых целей, интересов, ценностей) — каждый из критериев необходимо соотносить с этапами, стадиями развития группы и показателями, отражающими уровень ее развития (от стадии образования, далее — становления, до зрелости). Высшим показателем развития группы, ее "акме" является превращение внешних полагаемых целей и ценностей в значимые для группы и отдельных ее членов;

условия и факторы развития группы и достижения ею "акме" — внешние и внутренние условия, стимулирующие выполнение группой ее социальных функций, гармонизация внутри- и межгрупповых отношений; сбалансированность основной деятельности и сопутствующих ей видов деятельности; согласованность индивидуальных и групповых интересов и ценностей; преобладание нравственных и духовных начал в деловых и межличностных отношениях.

Развитие личности как субъекта деятельности в период "взрослости", "зрелости" Б.Г. Ананьев характеризовал как фазу онтогенеза, "когда человек живет наиболее продуктивной творческой, профессиональной и социально-активной жизнью". Следовательно, одним из показателей зрелости личности является система социальных отношений, которыми он связан с другими людьми, как отдельными индивидами, с личностями, ассоциированными и объединенными в соответствующие группы, организации, общности. Таким образом, человек на стадии зрелости выступает не только в качестве субъекта деятельности, но и субъекта отношений. В этой связи его статусную и ролевую характеристику целесообразно включать в общую систему показателей и критериев достижения акме. Богатство личности определяется богатством ее объективных отношений и связей с миром, другими людьми, ее субъективного отношения к миру и другим людям. Логично при этом предположить, что ассоциированный индивид, т. е. сформированная из отдельных личностей группа, тоже может быть рассмотрена с точки зрения акмеологических критериев зрелости и достижения вершин своего развития, что выражается в системе объективных отношений и субъективных показателей.

Каковы же теоретические предпосылки, которые дают основание применить критерий акме и к "совокупному человеку" — группе, организации, общности?

Прежде всего, это деятелъностный, а вместе с ним субъектный подходы в акмеологическом исследовании, которые, будучи общенаучными принципами социального и гуманитарного познания, используются и в акмеологии. В самом общем виде деятельность рассматривается как форма активности личности, посредством которой удовлетворяются ее основные потребности, осуществляется усвоение и изменение внешней среды, а вместе с этим и самого человека.

Деятельность предстает как взаимопереходы субъекта в объекты (Г.С.Батищев). Так как системообразующим признаком деятельности является предметность, она выступает основой человеческой активности и творчества. Деятельное отношение к окружающей природе, миру, обстоятельствам заставляет человека создавать, творить некую реальность, которой нет в естественном мире, но в которой человек нуждается в соответствии со своими потребностями. Так, человек из существа, приспосабливающегося к обстоятельствам, превращается в существо, их творящее, а значит, он приобретает свойства субъекта деятельности: предметная деятельность есть строительство культуры как единство и тождество освоения и творчества (Г.С.Батищев).

Как отмечает Г.С. Батищев, культурно-исторический субъект деятельности представляет собой тождество общественного человека и человеческой общественности. Субъект представляет собой совокупность межиндивидуальных сущностей человека-творца. Что же это за сущности? Это не существующие между людьми или независимо от них, над ними и не образующие сумму индивидуальных, а качественно новые образования — сущности второго порядка, высшего порядка — социальные сущности.

Чтобы понять характер этих сущностей, необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что деятельность человека, будучи предметной, имеет еще одну существенную характеристику: она носит совместный характер. Исторически способствуя сохранению человека в борьбе с природой и возмещая его индивидуальную слабость в этой борьбе, совместная деятельность и жизнедеятельность обеспечили развитие родового человека в филогенезе. Вместе с тем каждый раз совместное бытие с другими обеспечивает становление человека как личности, как субъекта, как индивидуальности (в онтогенезе). Включаясь в совместную жизнедеятельность, человек вступает в сложную и многообразную систему отношений (объективных и субъективных) с другими людьми. Непосредственно реальной формой этих отношений выступает общение, процесс, в котором внутренний мир одного человека открывается для другого. Но чтобы это произошло, группа, общность должна стать референтной, т. е. такой, ценности которой принимаются этими людьми.

В такой группе ассоциации, общности отношения взаимной зависимости, определяющиеся общностью целей и совместных действий по их достижению, не ограничивают индивидуальные проявления, а способствуют их развитию, и поэтому в такой группе-общности возможна подлинная свобода как самосущность, самоценность, а не как свобода "от чего-то", "от кого-то".

Если личность выступает в качестве субъекта взаимодействия, то группа, общество могут быть рассмотрены как некие субъекты, представляющие собой совокупность взаимодействующих индивидов и вместе с тем качественно новые образования, которые можно описать или охарактеризовать через систему относительно устойчивых критериев, а также динамических показателей, изменяющихся в зависимости от уровня развития группы.

Чтобы раскрыть специфику акме группы, организации, общности, необходимо синтезировать философский, психологический и акмеологический подходы. Начнем с философского подхода.

Применительно к обществу как системе и составляющим его элементам, социальной структуре — различным социальным группам мы уже говорили не просто о субъекте, а о социальном субъекте, следуя определенной логике действительного мира и познания.

Общество как система функционирует и развивается, обеспечивая производство и воспроизводство: 1) живых людей; 2) материальных и духовных средств жизни; 3) форм общественных отношений и общения. Совместная деятельность (социальная практика) осуществляется в контексте общественных отношений, которые выступают как внутренняя, устойчивая, существенная связь, носящая объективный характер, не учитывая которую человек не может добиться адекватного действия. Однако "безличные" общественные отношения существуют лишь в абстракции, поскольку историю делают люди, и в их деятельности и отношениях (уже персонифицированных) эти отношения "оживают", приобретая всегда конкретную персонифицированную форму. Историю делают люди, преследующие определенные цели, имеющие свои интересы, знающие или не знающие ее законы, учитывающие или не учитывающие реальные обстоятельства, поступающие сознательно или под воздействием страсти.

В совместной деятельности люди объединяются в те или иные группы, ассоциации, объединения. Так появляются социальные субъекты: большие и малые социальные группы, общности, институты, обеспечивающие функционирование общества и личности, вовлечение отдельного индивида в совместную деятельность. Между различными групповыми субъектами складывается специфический вид общественных отношений — социальные отношения. Они могут носить характер сотрудничества, соперничества, взаимопомощи и конкуренции, единства или конфронтации, противостояния вплоть до конфликта. Совместная жизнедеятельность порождает необходимость согласования действий отдельных людей, организации их индивидуальных усилий на достижение общих целей и отражается в осознании каждым своей причастности к сообществу как условии собственной выживаемости, успешности, самореализации.

Категория "социальное" употребляется в разных смыслах. В науке можно выделить понимание "социального" в узком смысле слова как специфической сферы "общественного". Однако имеет место понимание "социального" в широком смысле слова как синонима общественного, означающего принадлежность, включенность явлений в сферу надорганического, обладающего определенными субстанциональными характеристиками, не сводимыми к свойствам других сфер реальности. Для определения качественной специфики социальной системы необходимо учитывать внутренние и внешние обстоятельства, которые во взаимодействии образуют ее целостный образ жизни, способ воспроизводства в среде обитания. Способом существования, выделяющим людей из природы, является целенаправленная деятельность отдельного и совокупного человека. Социальный субъект осуществляет свою жизнедеятельность в конкретном историческом и социокультурном контексте, что определяет характер этой деятельности, а также рамки активности и самореализации субъекта. Исторически и логически индивидуальный и социальный субъекты формируются в связи и взаимодействии. Из этого следует, что постановка вопроса о том, что возникает раньше индивидуальный или совокупный субъект, — является не совсем корректной. Признавая тот факт, что феномен индивидуального субъекта по своему происхождению, детерминации, содержанию несет в себе признак социальности, что признаки субъектности формируются у человека через отношения с другими людьми, обществом, многие исследователи не считают возможным выделять в качестве отдельной категории "социальный субъект". Однако многие ученые считают правомерным выделение категории "социальный субъект" как самостоятельной, имеющей свое содержание и формы проявления.

Отличный от субъекта вообще, субъект социальный не может быть понят путем механического прибавления прилагательного "социальный" к подлежащему "субъект". Их синтез рождает качественно новое образование "социальный субъект". Социальный субъект представляет собой социальное образование, детерминированное системой каузальных, системно-структурных и динамических связей и обеспечивающее равновесие и поступательное развитие общественной системы в целом и отдельных ее частей.

Применительно к социальному субъекту базовые характеристики субъекта — активность, деятельность, сознание, самосознание, отношения — приобретают новый признак "социальность". Таким образом, мы уже имеем дело с категорией социальной активности, социальной деятельности, социальным сознанием, социальным мышлением, социальными отношениями и их отражениями в "духе субъекта".

Можно с определенной степенью уверенности сказать, что выделенный выше феномен социального субъекта может составить объект и предмет такой отрасли акмеологии, как социальная акмеология, а анализ его свойств, динамики факторов формирования и развития составить ее проблемное поле. Такая область знания может быть создана на стыке социальной философии, социальной психологии и акмеологии.

Многообразие социальных субъектов делает необходимым их классификацию. Дифференциацию субъектов можно произвести по трем основаниям. В качестве критериев выделения того или иного вида субъектов приняты: субстанциональный, сферный и институциональный. В соответствии с первым основанием выделены и охарактеризованы следующие виды субъектов: личность, группа (большая и малая, организованная и стихийная). В связи с разделением труда используется сферный подход, и в соответствии с ним рассматриваются субъекты: экономики, политики, права, нравственности, искусства, религии и т. д. Институциональный аспект позволяет выделить в качестве субъектов институты, организации, союзы, общественные объединения. Каждое общество характеризуется определенным набором субъектов и их качеством. Субъектная структура в значительной степени определяется уровнем развития общества, конкретно-исторической ситуацией, характером межсубъектных отношений.

В качестве специфического критерия типологии социальных субъектов выступает уровень развитости субъекта соответственно стадиям: образования, становления и зрелости. На стадии зрелости субъект приобретает свою качественную определенность, превращаясь из группы в общность, из простой совокупности людей в их целостное объединение, из суммы отдельных "Я" в интегрированное "мы". Перефразируя известное выражение, можно сказать, что показателем ставшей субъектности является превращение группы, личности из потенциального "субъекта — в себе", в действительный "субъект — для себя", что выражается в самосознании, самодеятельности, внутренней сплоченности, деятельностном самоопределении и активности.

Интегральным критерием выступает критерий акме, который можно выделить в следующих показателях:

Сознание и самосознание группы выступают как показатель духовной общности, однако эта общность по-разному проявляется на разных этапах формирования группы. Различают следующие общности:

— низший типологический уровень — сходство психологических черт в силу сходства условий (типичный рабочий, типичный интеллигент типичный бизнесмен);

— средний — идентификационный уровень, — когда отдельный член группы осознает свою принадлежность к данной группе, группа — к обществу на основе сознательно принимаемых ее ценностей, образа мыслей, целей и отличает себя от тех, кто принадлежит к другим группам (мы - "реформаторы", они — "консерваторы");

— высший уровень общности — уровень солидарности (консолидации) — психологическая готовность к совместным действиям во имя общих интересов и целей.

Ценности больших социальных групп кристаллизуются и "оседают" в психологии "ячеек" - малых групп и отдельных людей, в индивидуальном сознании. Уровень идентификации личности с общностью зависит от множества факторов, в том числе и конкретной ситуации.

Важно не только выявить уровни общности, но и изучить факторы, действующие на повышение или снижение уровня общности. При переходе с первого на второй уровень действуют следующие факторы: социальная структура общества, объективное положение группы в ней, ее социальная роль, уровень развития; внутригрупповая структура (процессы идентификации происходят по-разному в однородных и разнородных по структуре группах); эмпиричность, очевидность, непосредственность отражения в сознании людей признаков, позволяющих идентифицировать себя и группу, при этом имеют значение не только глубинные признаки, обеспечивающие общность, но и вторичные, лежащие на поверхности, доступные и понятные каждому.

При переходе от второй к третьей стадии значимы следующие факторы: интенсивность коммуникаций — степень концентрированное™ группы, совместный образ жизни, общность интересов "Мы", развитость внутригрупповой организации; практика совместных действий; лидеры; символы.

В становлении группы-субъекта как общности действуют социально-психологические механизмы "Мы" - "Они", закономерности межгруппового и внутригруппового взаимодействия (идентификации, обособления, репродукции, группового фаворитизма, аутгрупповой агрессии, каузальной атрибуции и др.). Развитие социально-философской теории, а также использование разработок различных наук позволяет не только эксплицировать понятие "социальный субъект", но и наполнить его конкретным содержанием и выявить формы проявления социальной субъектности. Вместе с тем он позволяет расширить содержание феномена "акме".

Применительно к группе показатели "акме" раскрываются через социально-психологические ее характеристики, которые окончательно оформляются и получают более или менее устойчивый характер. Среди них: групповое (а на более высокой стадии — коллективное) сознание, включающее групповые цели, программы действия, взгляды на внутреннее бытие группы и внешние условия), групповые ценности (отражающие или находящиеся в противоречии с общественными или индивидуальными), групповые традиции, нормы, регулирующие отношения между людьми. Поскольку группа является элементом структуры общества, на нее не могут не влиять принятые в обществе идеи, идеалы, образцы, ценности. Усваивая их и преобразуя с учетом собственного опыта, группа поднимается до уровня субъекта своей жизнедеятельности, показателями этого уровня выступают: совместность, сработанность, сплоченность (А.И. Донцов), а кроме того, общность общегрупповых целей, интересов, ценностей, психологическая совместимость, готовность к сотрудничеству и взаимозаменяемости, положительный эмоциональный настрой.

Для такой группы характерна определенная иерархия ценностей: ориентация на продуктивную работу; коллективистские отношения, превращение общественно необходимых целей в коллективно и личностно значимые, ориентация на "другого", положительная мотивация, готовность к совместной работе.

Можно также выделить ряд акмеологических показателей группы: компетентность, ответственность, организованность (высший уровень самоуправления), дисциплинированность, инициативность, принципиальность, трудолюбие, хозяйственность, справедливость, сотрудничество, критичность, корпоративная культура, самосознание, чувство "Мы".

Интегральным показателем акме группы можно считать оптимальное соотношение общественных, групповых и личных целей, интересов и ценностей, их согласованность и сбалансированность. Все это позволяет группе превратиться из объекта управления в субъект самоуправления. Это означает, что, выполняя функцию посредника между личностью и обществом, группа вместе с тем создает непосредственную благоприятную среду для самореализации, самораскрытия и саморазвития каждой личности, используя для этого многочисленные механизмы и методы стимулирования активности, как индивидуальной, так и групповой.

Совершенно понятно, что достигнутое группой акме требует значительных усилий для его поддержания. Вместе с тем, учитывая сложность и многообразие внутренних и внешних факторов жизнедеятельности группы, ее динамику, нельзя себе представить, что возможен и "обратный" ход, могут наступить периоды спада, кризиса, даже разрушения. В этой связи, исследуя группу в акмеологии, важно учитывать разработанные в философии понятия, характеризующие "субъект" в такие кризисные периоды. Употребляя понятие субъект в позитивном плане (как "работающий" на общество, группу, других, себя), исследователи считают возможным говорить и о субъекте в негативном, деструктивном смысле, т. е. о субъекте, активность и деятельность которого носит разрушительный характер или, во всяком случае, по своей направленности противостоит или не совпадает с общепринятыми нормами и ценностями. В таком случае говорят об "асоциальном субъекте", который характеризуется девиантным поведением. Таким образом, оставаясь внешне вполне активным, субъект направляет свою активность не на конструктивные задачи, а на разрушительные, и вряд ли в таком случае можно применить к нему критерий "акме".

Резюме

При разработке категории "акме" правомерно ее употребление не только по отношению к личности, но по отношению к группе, общности.

Как субъект совместной деятельности и отношений, складывающихся в ее процессе между отдельными ее участниками, группа проходит в своем развитии несколько стадий развития: создания, становления, зрелости. Именно на стадии зрелости возможно акме группы, интегральным показателем которого является превращение группы в общность на основе общих интересов, целей, ценностей.

Существует определенная связь между акме личности и группы. Оба этих феномена оказывают друг на друга воздействие при соответствующих условиях и предпосылках. Группа — в том случае, если создает благоприятные условия для самовыражения, самореализации личности; личность — если она принимает ценности группы как собственные, что стимулирует проявление и развитие ее творческих начал.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основания для применения критерия акме к группе, общности?

2. Что объединяет в анализе "акме" группы, общности акмеологию, философию и социальную психологию?

3. В чем специфика исследования феномена акме применительно к группе, общности?

4. Назовите основные акмеологические показатели уровня зрелости группы, общности. Какова их связь с социальными и социально-психологическими критериями?

5. Проведите сравнительный анализ показателя "акме" применительно к личности и группе.

6. Оцените коллектив, в котором вы работаете с точки зрения уровня развития и возможности достижения акме.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1969.

Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969.

© Яблокова Е.А., 2002

 

10. "Акме" в художественно-творческой деятельности

 

План

1. Введение (постановка проблемы).

2. О ракурсе изучения "акме" в художественно-творческой деятельности.

3. Объект, предмет, цели и задачи изучения "акме" в художественно-творческой деятельности.

4. Базовые критерии, характеризующие "акме" в художественно-творческой деятельности.

5. Методологические принципы исследования "акме" в художественно-творческой деятельности.

6. Обоснование проблемы "акме" в исполнительской художественно-творческой деятельности.

Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, "акме" в художественно-творческой деятельности, критерии "акме" в художественно-творческой деятельности.

— художественно-творческая деятельность — это процесс и результат создания художественных образов и художественных произведений;

"акме" в художественно-творческой деятельности — это многомерное состояние творческой личности в период ее интенсивного и прогрессивного развития, связанное с большими социально значимыми личностными и творческими достижениями, имеющими высокую художественную ценность и гуманистическую направленность;

критерий "акме" в художественно-творческой деятельности — это сложная интегративная характеристика, описывающая высокий уровень достижений в художественном творчестве, высокий уровень личностного и профессионального развития субъекта художественно-творческой деятельности.

Проблема "акме" в художественно-творческой деятельности слабо разработана и в смежных науках. В психологии художественно-творческая деятельность и сами творческие личности неизменно вызывали живейший интерес. В центре внимания находились способности к творческой деятельности, духовные потребности творческой личности, мотивация творческой деятельности, художественная одаренность, психические состояния и особенно вдохновение, процессы творчества, восприятие художественных произведений и т. д. Сами исследования проводились в предметном поле психологии личности, творчества и психологии искусства. Немало интересных работ, имеющих прямое отношение к "акме" в художественно-творческой деятельности, было опубликовано искусствоведами и литературоведами. Примером могут служить работы В.В. Вересаева "Пушкин в жизни" и "Гоголь в жизни", исследования В.Я. Лакшина о творчестве М. А. Булгакова, И. Л .Андроникова о М.Ю.Лермонтове, В.М.Красовской о великих русских балеринах и танцорах и т. п. В то же время высокая доля субъективизма в восприятии и оценках, отсутствие строгой системы критериев снижают их значимость для акмеологии.

В акмеологическом изучении выдающихся достижений в художественно-творческой деятельности в первую очередь надо конкретизировать содержание предмета и объекта исследований, точно поставить цели и задачи и определить вид изучаемой художественно-творческой деятельности. Исходя из общих теоретико-методологических оснований акмеологии на нынешнем этапе ее развития, можно предложить следующие трактовки.

"Акме" в художественно-творческой деятельности необходимо рассматривать в соответствии с ее сущностными общими характеристиками. "Акме" в самом общем виде рассматривается как многомерные характеристики и состояния человека, охватывающие определенный период его прогрессивного развития, связанный с большими личностными, профессиональными и социальными достижениями. На первых этапах изучения "акме" в художественно-творческой деятельности, безусловно, очень трудно подходить к проблеме в столь широком понимании. Поэтому на сегодняшний день мы предлагаем рассматривать проблему в узком плане — через влияние личностных характеристик творческой личности на процесс и результативность созидания выдающихся творческих достижений. Исходя из такого понимания, определяются объект, предмет и центральные задачи исследования "акме" в художественно-творческой деятельности на данном этапе.

Объектом является творческая личность, самореализующаяся, главным образом, в конкретном виде художественно-творческой деятельности и достигающая в ней выдающихся результатов.

Предметом в широком понимании являются закономерности, психологические механизмы, условия и факторы, способствующие достижению "акме" в художественно-творческой деятельности.

Центральные задачи связаны с изучением "акме" в художественно-творческой деятельности, а также изучением и описанием на уровне общего, особенного и единичного субъективных или личностных условий и факторов, способствующих выдающимся достижениям в художественно-творческой деятельности.

Решение данных задач позволит выйти на раскрытие содержания и описание других важных акмеологических категорий — личностно-профессионального развития и профессионализма в художественно-творческой деятельности.

При изучении "акме" в художественно-творческой деятельности имеются немалые трудности методологического характера. В частности, доминируют процессуальный и деятельностный аспекты рассмотрения, т. е. главным считается выделение этапов создания художественного произведения или образа, описание их содержания. Правда, при этом обычно отмечается высокая самоотдача, напряженность работы творческой личности и т. д. Иными словами, не в полной мере соблюдается важный методологический принцип единства личности и деятельности, на что мы уже обращали внимание. Сама творческая личность как бы остается в стороне, в лучшем случае описываются эмоциональные реакции, настроения, состояния. Французскому художнику-импрессионисту Дега приписывают психологически очень точную мысль о том, что "...в творчестве важно не столько, что и как делается, сколько — кто это делает"1. На наш взгляд, это прекрасная иллюстрация важности принципа единства личности и деятельности в акмеологическом изучении вершин в художественно-творческой деятельности.

Следует также больше опираться на принцип субъектности, особо выделяя у творческой личности личностные корреляты таких качеств, как ответственность, самостоятельность, инициативу, творческую свободу. Очень важны в акмеологическом изучении выдающихся творческих достижений и принципы развития, психологического детерминизма, потенциального и актуального.

Изучение "акме" в художественно-творческой деятельности в теоретическом и практическом плане не может осуществляться без ее конкретизации, ведь категория художественно-творческой деятельности объединяет различные ее виды: живопись, скульптуру, поэзию, прозу, музыкальную композицию, многие виды сценической исполнительской деятельности и пр. Очевидно, что характер, да и результативность исследования "акме" в живописи будет существенно отличаться от исследований "акме" артистов драматических театров в силу совершенно разного их содержания и различия требований, предъявляемых субъекту творческой деятельности. К этому следует добавить, что существуют виды художественно-творческой деятельности, в которых создаются художественные произведения, живущие столетия, а то и тысячелетия. Это, прежде всего, скульптура, живопись, литература, прикладные виды художественного творчества. Можно привести немало показательных примеров. В это смысле близким к ним видом художественного творчества является музыкальная композиция — с момента появления "нотной грамоты" музыкальные произведения стали, по сути, вечными. К созданным в данных видах художественно-творческой деятельности произведениям обращаются многие поколения, к ним и сами исследователи могут обращаться сколь угодно много раз. К тому же созданы подробные жизнеописания авторов многих шедевров, что существенно облегчает акмеологическое исследование.

Существенно большую трудность для акмеологического исследования представляют те виды художественно-творческой деятельности, которые называют сценическими или исполнительскими. К ним относятся музыкальное исполнительское и театральное актерское и режиссерское творчество. До недавнего времени создаваемые произведения или образы никак не фиксировались для воспроизведения или это делалось настолько технически несовершенно, что судить об исполнительском мастерстве чрезвычайно сложно. К примеру, как танцевала Авдотья Истомина? Ведь это ей Пушкин посвятил свои стихи:

"Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна..." Но это стихи очень впечатлительного гения... Интересно, а как Пушкин описал бы танец Екатерины Максимовой? А как играл великий русский драматический артист Михаил Щепкин? Каким он был с точки зрения психологии и акмеологии как творческая личность? Восторженных отзывов современников очень много, но в них много и субъективного. К этому следует добавить, что исполнительское творчество подвержено влиянию духа времени: танец балерин первой половины XX в., который вызывал слезы восторга у зрителей, сейчас может показаться наивным, а то и смешным. Заметим также, что техника исполнения постоянно совершенствуется: сейчас виртуозные скрипичные произведения Паганини исполняет любой конкурсант, а сложнейшие фуэте "крутит" любая выпускница хореографического училища.

Изучение "акме" в исполнительской художественно-творческой деятельности по мемуарной литературе также затруднено, ввиду того что очень мало творческих личностей, за исключением, пожалуй, Ф.И.Шаляпина, В.В.Маяковского, Леонардо да Винчи, обладали должным уровнем интроспективной компетентности. Скорее они сами создавали имидж своей творческой деятельности и личности. Вряд ли можно полностью полагаться и на воспоминания современников — во многих из них отчетливо просматривается желание повысить собственную значимость ссылками на близость к выдающимся творческим личностям (или, напротив, желание посплетничать о великих, свести какие-то личные счеты).

Теперь хотелось бы остановиться на еще одной важной проблеме: акмеологический подход в изучении выдающихся достижений в художественно-творческой деятельности может быть реализован только в том случае, если опирается на состоятельную систему критериев. Действительно, каковы критерии "акме" в художественно-творческой деятельности? Это на самом деле фундаментальнейшая научная проблема, требующая глубокого анализа. В смежных научных областях она стоит также очень остро. Например, в психологии творчества и искусствоведении давно дискутируется вопрос о способностях к художественно-творческой деятельности, критериях одаренности и соответственно методах их определения. Опубликовано немало интересных исследований, высказываются различные, порой даже противоположные мнения авторитетных специалистов, осуществляется конкурсный набор в соответствующие учебные заведения, а единой общепринятой системы до сих пор нет. Напомним, речь идет всего лишь о способностях, а не о системе субъективных предпосылок выдающихся творческих достижений. Очевидно, что проблема "акме" в художественно-творческой деятельности существенно сложнее, естественно, это касается и соответствующей критериальной системы. И все же...

Исходя из сущностных характеристик феномена "акме", акмеологического понимания общенаучной категории "критерий", используя материалы анализа психологических и искусствоведческих исследований художественно-творческой деятельности, мемуарной и биографической литературы, общения с выдающимися творческими личностями, можно предложить ряд критериев "акме" в художественно-творческой деятельности и представить их обоснование. Допускаем, что данные критерии, скорее всего, не являются исчерпывающими, вероятно, существуют и другие. Нужно также отметить, что приведенные ниже критерии не ранжированы по степени значимости.

Первый критерий "акме" в художественно-творческой деятельности — это гуманистическая направленность самой творческой деятельности, создаваемых художественных произведений, образов. В гуманистическом понимании ценно то, что направлено во благо людей, что делает их более человечными, добрыми, благородными. Создаваемые художественные произведения или образы должны нести людям добро — "чувства Добрые лирой пробуждать", обращаться к совести, сочувствию и сопереживанию, влиять на гуманистическую направленность самой личности. Это, в свою очередь, формирует у личности очень ценные гуманистические нравственные нормы поведения и отношений. Высокохудожественные гуманистические произведения или образы обладают свойством сильного эмоционального воздействия, которое не теряет своего влияния на протяжении многих и многих лет. Если же художественное произведение или создаваемый образ — даже и очень талантливые — не отличаются гуманистической направленностью, то их воздействие оказывается иногда и очень сильным, но скорее эпатирующим и обычно подверженным моде (как мода на самоубийства, "любовь к смерти, греху и пороку", воспеваемая некоторыми представителями декадентского искусства конца XIX — начала XX в.). Поэтому, как правило, влияние таких произведений сказывается недолго и проходит вместе с модой, да и подвержены ему бывают в большинстве своем люди, отличающиеся соответствующими психологическими (а зачастую и психопатическими) особенностями.

Второй критерий "акме" в художественно-творческой деятельности — это художественная ценность созданных произведений, образов. Художественная ценность является фундаментальной научной и эстетической категорией, одинаково значимой для всех наук, включенных в процесс изучения художественного творчества. Данная категория прочно вошла в лексикон искусствоведов и эстетов еще в начале XX в., потом она стала междисциплинарной, однако до сих пор ее точное содержание не раскрыто, хотя сущностные характеристики всеми понимаются практически одинаково. По мнению П.В.Соболева, "художественная ценность есть прежде всего благо, благо действительное, а не мнимое, благо осознанное"1. Художественные ценности призваны удовлетворять высшие духовные потребности человека, которые, в свою очередь, тесно связаны с интеллектуальными, нравственными и эстетическими потребностями. Художественная ценность представляет собой идеальный объект — "это чувственно-психологическое и идейное содержание системы образов произведения, совокупность заключенных в нем значений и порождаемых им смыслов"1. Художественная ценность обладает свойством интегральности, ее образуют многие ценностные значения и смыслы в их единстве, которое неразрывно и не сводится к простой сумме художественных достоинств (например, "психологической глубины и точности, прогрессивности идей, выразительности, правдивости и искренности и пр."). По мнению специалистов в области эстетики, ценностная квалификация произведения или художественного образа невозможна без обсуждения вопросов о том, в какой мере реализованы в нем сущностные свойства и возможности искусства: способствует ли это произведение или созданный художественный образ познанию себя и действительности, ставят ли они жизненно важные проблемы, обогащает ли реципиентов духовно, воздействует ли возвышающе на их чувства и разум, доставляют ли эстетическую радость. Ответы на данные вопросы можно рассматривать как своеобразные показатели данного критерия. Отмечалось также, что высшей ценностной значимостью обладают произведения, в которых "при гуманистической направленности достигнуты глубокие художественные обобщения жизненных ситуаций, человеческих характеров, отношений и судеб, общезначимых психологических состояний и чувств, содержатся творческие открытия".

Проблема художественной ценности заостряет внимание на явлении ложных ценностей (псевдоценностей) и антиценностей. Последние представляют собой такие произведения-артефакты, с помощью которых, используя возможности искусства, преследуются антигуманные цели, находящиеся в противоречии с природой человека и назначением искусства.

Если обобщить сказанное, то можно утверждать, что художественная ценность — это свойство произведения искусства, достигнутое в процессе художественного творчества, придающее произведению осознанность и духовность, имеющее высокую духовную и эстетическую значимость, способное оказывать благотворное влияние на сознание и жизненные позиции, направленность личности. Очевидно, что критерий "художественная ценность" тесно связан с первым критерием — "гуманистической направленностью" художественного произведения, образа.

Понятно, что художественная ценность - это качественный и очень сложный критерий, поэтому при его применении следует особое внимание уделять аргументированности оценочных суждений. При этом при определении художественной ценности произведения или образа следует разделять категории ценности и оценки. Оценка — непосредственный акт сравнения с эталонами или другими объектами. Ценность же — категория, прежде всего, смысловая.

Третий критерий "акме" в художественно-творческой деятельности можно свести к известной крылатой фразе "истинное неподвластно времени". Это некий своеобразный временной императив. Действительно, может ли устареть "Троица" А.Рублева? Или "Мелодия" Глюка? Или "Ромео и Джульетта" Шекспира?.. Время — вот один из главных критериев духовной и художественной ценности произведения, оно "все расставляет на свои места". Выдающиеся художественные произведения волнуют людей, влияют на них, пока есть возможность воспринимать их. Вместе с ними живет и слава их творца. Русский поэт Ф.Глинка психологически очень точно выразил эту мысль в своих стихах: "Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений".

Случается, что некоторые выдающиеся произведения не оцениваются должным образом современниками. После премьеры "Лебединого озера" П.И.Чайковского критики писали: "...музыка нового балета довольно монотонна, скучновата"; "В "Лебедином озере"... проявился обычный недостаток г. Чайковского: бедность творческой фантазии и, как следствие этого, однообразие тем и мелодий"; "скандальным провалом" назвала пресса премьеру "Чайки" А.П.Чехова: "Чайка" погибла. Ее убило единогласное шиканье всей публики"; "Это просто дикая пьеса... в ней все первобытно, примитивно, уродливо и нелепо"; "Это не чайка, просто дичь"; у Рембрандта потребовали обратно деньги заказчики картины "Ночной дозор"; король Филипп отверг картину Эль Греко "Мученичество св. Маврикия" и заказал этот сюжет другому художнику; "Севильский цирюльник" Россини не сразу был признан современниками. Примеров можно привести очень много, но главное — подлинные шедевры живут во времени, не исчезая и благотворно воздействуя на поколения.

Четвертый критерий "акме" в художественном творчестве — это высочайший уровень исполнительского мастерства. Данный критерий, думается, не требует каких-либо обоснований. Очевидно, что невозможно создать значимое художественное произведение, не обладая мастерством. Именно мастерство помогает передать тончайшие оттенки состояний, мастерство помогает адекватно передать идеи замысла и отношений. Мастерство позволяет сделать произведение выразительным, оказывающим сильное эмоциональное воздействие на людей. Случается, что именно особые грани мастерства (а, например, не новизна или оригинальность сюжета) являются главным в определении художественной ценности произведения. Сколько талантливейших живописцев обращалось к евангельским темам за сотни лет до Александра Иванова, сколько гениальных произведений было до него посвящено Иисусу Христу? К

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.