Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблема профессионализма в политике



 

Сегодня в России складывается слой людей, для которых политика становится основным занятием (на всю жизнь или на определенный период времени, например, срок работы выборного органа власти). С этой точки зрения можно говорить о превращении политической деятельности в профессию. Вместе с тем, как показывает российская и мировая практика, длительность выполнения обязанностей не определяет профессиональный уровень субъекта деятельности, и далеко не все действующие в данной сфере лица способны осуществлять свои обязанности на качественно высоком уровне.

Все это актуализирует потребность в подготовке политиков-профессионалов и делает необходимым развитие в нашей стране политической акмеологии. Начало становления данного направления акмеологических исследований связано с работами таких ученых, как В.М.Герасимов, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.Ю.Панасюк, Е.А.Яблокова и др.

Объект политической акмеологии — личность, участвующая в профессиональной политической деятельности.

Предмет политической акмеологии — закономерности, условия, факторы и пути достижения субъектами политики профессионального

 

мастерства. При этом политическая акмеология имеет ярко выраженный прикладной характер, поскольку по своей сущности она направлена не только и столько на теоретическое осмысление феномена профессионализма в политической сфере, сколько на разработку технологий эффективного решения политических проблем и достижения акме политиками-практиками.

Как наука, политическая акмеология тесно взаимодействует с политической психологией. Характерной особенностью этих отраслей психологического знания является относительная синхронность их развития. У них много общего, однако есть и особенности. Процесс становления демократических институтов в России развивался таким образом, что сегодня научные исследования в сфере политики и внимание политических психологов в значительной мере сконцентрированы на проблематике избирательных и иных политических технологий. Психологический же анализ собственно профессиональной деятельности политиков и повседневного функционирования властных институтов остается вне поля их научного анализа. Именно поэтому в рамках политической психологии целесообразным является выделение особой сферы исследований, тесно соприкасающейся с акмеологической проблематикой — психологии профессиональной политической деятельности.

Для анализа феномена профессионализма в политической сфере, выработки критериев его оценки существенным является выявление особенностей данной сферы социальных отношений. От того или иного понимания политики зависят предъявляемые к субъекту политики требования и, следовательно, оценка степени профессионального мастерства, критерии профессионализма. В связи с этим отметим значимость методологического положения, сформулированного Б.ФЛомовым. Он справедливо подчеркивал, что психологический анализ индивидуальной деятельности "должен начинаться не с абстрактно взятого отношения "субъект-объект", а с изучения функций этой индивидуальной деятельности в системе общественной жизни...".

Прежде всего, подчеркнем, что политическая деятельность является так называемой социальной деятельностью. Ее специфической особенностью является то, что, в отличие от деятельности, направленной на преобразование вещественного мира или на воспроизводство человека, эта деятельность нацелена не на предметы и даже не на индивидов, как таковых, а имеет объектом их отношения (К.А.Абульханова-Славская). Функциональным назначением данного вида деятельности является регуляция отношений, осуществление управления этими отношениями в различных сферах и на различных уровнях общества.

В науке обозначено два подхода к пониманию сущности политики. Согласно первому, наиболее распространенному, политика определяется через понятия "власть" и "государство". В этом плане классическим является определение политики, данное М. Вебером: "политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти...".

Вместе с тем подобная трактовка политики, как и основанные на ней определения политической деятельности, отражает лишь одну, хотя и важную сторону политики, оставляя в стороне ее функциональное предназначение. Оно заключается в согласовании и интеграции различных интересов, складывающихся в гражданском обществе, в осуществлении выработанных на этой основе направлений развития общества и соотнесении их с государственной системой власти. Данная формулировка имплицитно включает в свое содержание и отстаивание интересов не только посредством органов власти, но и социальными институтами гражданского общества. К последним относятся партии, общественные движения, различные группы лоббирования, средства массовой информации и т. п., которые играют значимую роль в формировании и выражении интересов определенных социальных групп.

В современных условиях относительной стабильности и консолидации общества наиболее перспективной является, на наш взгляд, трактовка политики как поиска социального консенсуса, а не противостояния, конфликта или борьбы различных социальных групп. Это теоретическое положение можно считать методологическим в понимании сущности политики в данный конкретно-исторический период времени, влияющим на определение профессиональных требований к политической деятельности.

Ее все формы активности в политической сфере можно назвать политической деятельностью. И не каждого субъекта, имеющего то или иное отношение к политике, можно назвать политиком. Одной из наиболее известных типологий, определяющих людей по их принадлежности к политике и степени их политизации, является типология М. Вебера, который разделил людей на "политиков по случаю", политиков "по совместительству" и политиков "по призванию".

Под политиком (политическим деятелем) в данном контексте имеются в виду не просто субъекты, интересующиеся политическими проблемами, посещающие митинги или участвующие в голосовании во время выборов. Под термином "политик" понимается, прежде всего, человек, выполняющий определенную роль в рамках таких политических институтов, как органы исполнительной и законодательной власти различных уровней, партии, политические движения и организации.

При этом следует учитывать не только формальный, но и психологический момент. Здесь важно обратить внимание на выявленное У. Химмельстрандом различие между "политическим участием" (political participation) и "личной вовлеченностью в политику" (political involvement). Если первое понятие отражает поведенческий аспект, то второе — субъективное эмоциональное состояние. Как подчеркивает шведский ученый, поведение (например, голосование или контакт с властью) может иметь место без наличия "какого-либо субъективного чувства". В то же время политическая деятельность предполагает личную значимость предпринимаемой активности.

Таким образом, исходя из вышесказанного, представляется возможным дать следующее определение политической деятельности: “Политическая деятельность — сознательная, целенаправленная активность субъектов по выражению, согласованию, отстаиванию и интеграции интересов отдельных индивидов или социальных групп, осуществляемая в течение достаточно длительного отрезка времени в рамках политических институтов (партий, движений, органов государственной власти и т. д.) и имеющая субъективную значимость для осуществляющих ее субъектов”.

В политической деятельности можно выделять следующие составляющие:

1) формулирование интересов, выработка на их основе норм, принципов, ценностей;

2) выражение интересов;

3) согласование интересов;

4) интеграция различных интересов в едином интересе общности более высокого уровня;

5) определение на основе этого целей и направлений развития общности;

6) реализация программы.

Каждый из данных типов в разной степени представлен в деятельности политических институтов. Например, в деятельности движений и партий доминирует первый и второй аспекты, исполнительной власти — четвертый и пятый.

В связи с этим актуальны идеи известного отечественного психолога К.К.Платонова, утверждавшего, что в профессии как роде трудовой деятельности важно выделить два аспекта: она не только является источником существования, но и требует наличия определенных знаний, навыков, умений. Поэтому важно выявить и изучить те профессионально-важные качества и умения, которые обеспечивают успешность и эффективность политической деятельности.

Описывая идеального политика, древнегреческий философ-идеалист Платон отмечал значимость интеллектуальных качеств ("познавательного искусства"). Настоящему государственному деятелю (а не ремесленнику от политики), по мнению мыслителя, присущи также и такие качества, как творчество, отсутствие догматичности, решительность. Он должен быть способен к неординарным действиям, "руководствуясь искусством и не заботясь о предписаниях, коль скоро ему что-нибудь покажется лучше".

Если использовать предложенную известным отечественным психологом Е.А.Климовым классификацию, то профессию политика можно отнести к группе "человек-человек (общество, социальная система)". Особенностью данной сферы деятельности является отсутствие жесткой заданности процессов, "сложность, нестандартность предметов рассмотрения... принципиальная нечеткость границ, разделяющих явления". Соответственно к людям, осуществляющим деятельность в этой области, необходимы особые требования и качества, а именно: широкие гуманитарные знания, жизненный опыт, способности к эмпатии, творчеству, развитые коммуникативные навыки.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.