Акмеологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: объяснение и преобразование соответствующего комплекса проблем (объекта — предмета).
Деление акмеологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнем знания (теоретическое и эмпирическое). Деление на фундаментальные и прикладные теории — с ориентацией (функцией) акмеологии: решает ли она собственно научные или практические задачи. Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной акмеологии. Если цель эмпирического исследования — построение теории, то оно относится к фундаментальной акмеологии; если его цель — разработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной акмеологии.
Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с практической ориентацией.
Методологические исследования относятся к любому уровню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной акмеологии.
Фундаментальные теории ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием психолого-акмеологического знания, понятийно-категориального аппарата, авторских и коллективных концепций. Они отвечают на два вопроса: "Что познается?" (объект, предмет, проблема) и "Как познается?" (метод), т. е. эти вопросы связаны с решением познавательных задач.
Прикладные теории ориентированы на решение актуальных практических проблем, на преобразование изучаемого объекта и отвечают на вопрос "Для чего познается?".
Иными словами, фундаментальные и прикладные теории различаются не по объекту или методу, а по цели: решаются познавательные задачи или практические.
Прикладные теории ставят своей задачей поиск средств для достижения намеченных обществом практических целей. Их задача — найти пути и способы использования познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей. Прикладные теории непосредственно касаются определенных практических отраслей человеческой деятельности и прямо отвечают, для чего необходимо, например, личностно — профессиональное развитие государственных служащих.
Прикладной (практический) характер психолого-акмеологических теорий определяется тем вкладом, который он вносит в теорию, прямо связанным с решением задач развития (совершенствования, преобразования и т. п.).
Признак "фундаментальности" не совпадает с признаком "теоретичности", и наоборот, хотя второй термин и употребляется часто как синоним первого. "Теоретический" означает не только теоретический уровень научного знания в отличие от эмпирического, но и его теоретическую, фундаментальную направленность в отличие от практической, прикладной.
Теоретическое знание в качестве фундаментального выступает в сопоставление с прикладным, а не эмпирическим знанием и не исключает практической направленности. Такие характеристики, как "практический аспект", "прикладная функция" вполне приложимы к теоретическому уровню знания. Его антитезой является не прикладное знание, а эмпирическое.
Таким образом, деление теорий по ориентации достаточно условно, так как любая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач. В строгом смысле следует говорить лишь о преимущественной ориентации той или иной теории: научной, фундаментальной или практической, прикладной, что и дает основание для отнесения в ту или иную категорию.
То же относится и к эмпирическим акмеологическим исследованиям: они могут быть ориентированы на решение научных проблем, например, на формирование специальной акмеологической теории, или практических. Фактически два аспекта акмеологического знания непрерывно связаны между собой через две из ее функций: познавательную и практическую.
Итак, термины "фундаментальный" и "прикладной" обозначают направленность акмеологического знания в целом и не тождественны терминам "теоретический" и "эмпирический", обозначающим его уровни. В первом случае основанием деления является целевая установка, во втором — уровень абстракции.
Деление теорий на уровни и типы по различным основаниям (по объекту, уровню абстракции, концептуальному подходу, целевой установке и т. д.), т. е. построение их типологий, в конечном счете их обоснованной иерархии, отражает сложную структуру предмета акмеологии, способ ее деления на уровни, сферы, структуры. Вопросы структуры предмета акмеологии и акмеологического знания тесно связаны между собой, а это, в свою очередь, означает, что адекватное изображение предмета акмеологии требует постоянного совершенствования и развития методологических концепций, технологий и методов, связанных с описанием структуры отображающего знания.