Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типология стилей мышления



 

Стиль мышления определяется тем, каким образом человек собирает информацию и как он ее обрабатывает. Стилевые особенности мышления принадлежат к индивидуальным особенностям человека. Знание существующих типологий стилей мышления позволит определить свои особенности мышления и тем самым повысить свою аутопсихологическую компетентность.

Выделяются два основных типа восприятия информации: сенсорный и интуитивный, а также два типа ее анализа и принятия решений: аналитический и нормативный. Если человек относится к сенсорному типу, то он воспринимает информацию через факты и совокупность своих ощущений, если к интуитивному — то восприятие осуществляется через идеи и образы. Люди аналитического типа обрабатывают информацию и принимают решения, основываясь на логике, а люди нормативного типа — на моральных нормах и принципах.

Знание перечисленных индивидуальных особенностей, характеризующих личность, характер, особенности когнитивной сферы, а также знание внутренних неосознаваемых механизмов позволит человеку лучше понять, чем он отличается от других людей, каковы его сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности. Это приведет к совершенствованию самоуправления, развитию аутопсихологической компетентности профессионала.

Резюме

Итак, аутопсихологическая компетентность определяется как готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик. Это умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков, преодоления непредвиденных обстоятельств, создания волевой установки на достижение значимых результатов.

Аутопсихологическая компетентность является результатом внутренней акмеологической деятельности, направленной на творческое саморазвитие личности, самостроительство, самопреобразование и самосозидание. Собственные подструктуры личности, психические процессы и качества становятся объектом психологической работы.

Аутопсихологическая компетентность развивается в интропсихинеском пространстве, включающем интегративные параметры: индивидуально-психологические различия психических процессов (время реакции, особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоциональной реакции и т. п.), целостные личностные образования (интересы, способности, характер).

Индивидуально-личностный стиль — ставший привычным способ переживания и поведения, цепочка последовательно возникающих реакций на стимулы окружающей среды. Различают гипер- и гипотимный стили, высоко- и низкотревожный тип, а также смешанный стиль.

Понимание личностью преобладающего типа внутриличностной защиты позволяет сохранить позитивный образа "Я" при любых угрожающих ему изменениях во внешнем и внутреннем мире, ослабить интропсихический конфликт (напряжение, беспокойство).

Знание существующих типологий стилей мышления позволит определить свои особенности мышления и тем самым повысить свою аутопсихологическую компетентность.

Контрольные вопросы и задания

1. Развитие каких индивидуально-личностных параметров определяет высокий уровень развития аутопсихологической компетентности?

2. Какие индивидуально-личностные типы вам известны?

3. Что такое психологическая защита?

4. Каким образом соотносятся стили мышления и особенности характера?

5. Дайте определение аутопсихологической деятельности.

6. Проведите сравнительный анализ аутопсихологической компетентности с другими видами психологической компетентности профессионала (социально-психологической, педагогической и т. д.).

7. Выделите общее и особенное в этих видах компетентности.

8. На основе известных вам типологий характера определите собственные личностные особенности.

9. На основе известных вам видов защитных механизмов личности определите присущий вам тип психологической защиты.

10. Охарактеризуйте свой индивидуальный стиль мышления.

Список литературы

Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2001.

Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. М.: РАГС, 1999.

Ситников А.П., Деркач А.А., Елшина И.В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные технологии. М.: Луч, 1994.

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикладной психологии, 1998.

Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. М., 2001.

© Степнова Л.А., 2002

 

7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности

 

План

1. Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного акме.

2. Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме".

3. Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного акме.

Ключевые слова: рабочая команда, коллективное "акме", организационная среда рабочей команды.

рабочая команда — малое число людей (возможный объем от 2 до 25, но обычно не более 10—12 человек), обладающих взаимодополняющими

 

умениями, связанных единым замыслом, стремящихся к общим целям, разделяющих ответственность за их достижение и характеризующихся высокой эффективностью функционирования;

коллективное "акме" - проявления суперпрофессионализма в деятельности рабочей команды, выражающиеся, в частности, в высокой степени развития у всех ее членов ряда важных прикладных умений;

организационная среда рабочей команды — набор характеристик организации, в рамках которой функционирует рабочая команда.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.