Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические принципы переодизации возрастного развития



 

План

1. Различные авторские периодизации возрастного развития.

2. Сравнительный анализ различных периодизаций возрастного развития.

Ключевые слова: фазы жизненного развития человека, младенчество, раннее детство, среднее детство, подростковый возраст, юность, период акме, ранняя взрослость, поздняя взрослость, старость.

фазы жизненного развития человека — возрастные периоды, выделяемые в разных классификациях, по различным основаниям. Наиболее распространенная современная международная классификация выделяет следующие фазы: младенческий возраст, раннее детство, среднее детство, подростковый (юношеский) возраст, молодость и ранняя взрослость, зрелый возраст, пожилой возраст (лет):

младенчество — период возрастного развития от рождения до 2-х;

раннее детство — период возрастного развития— от 2 до 6-ти;

среднее детство — период возрастного развития от 6 до 12-ти;

— подростковый возраст — период возрастного развития от 12 до 15;

— юность — период возрастного развития от 15 до 19;

— период "акме " — период наиболее полного развития, "расцвета " всех сил человека. Достаточно определенно и унифицированно возрастные границы могут быть указаны только для "расцвета "индивидных характеристик. Период "акме"для человека как субъекта деятельности и личности является значительно менее унифицированным, его границы — более индивидуальны.

— ранняя взрослость — период возрастного развития от 20 до 40.

— средняя взрослость — период возрастного развития от 40 до 60.

— поздняя взрослость и старость — период возрастного развития от 60 лет и далее.

В настоящее время, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Хотя в различное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации, результатом этой работы явилось создание не единой классификации, а появление множества различных классификаций. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.

В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека. Первая — младенчество, охватывает период до 2-х лет. Вторая фаза — предшкольный возраст, от 2-х до 5 лет. Третья — детство, 5—12 лет; четвертая - юность, 12-17 лет; пятая — ранняя взрослость, 17—25 лет; шестая — зрелость, 25—50 лет; седьмая — поздняя зрелость, 50-75 лет; восьмая - старость, от 75 лет и далее.

По мнению Б.Г.Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно вовсе не только для классификации Дж. Биррена, но является в целом достаточно распространенным явлением (например, D.Bromley, 1966; А.Люблинская, 1959 и др.). Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д.И.Фельдштейн, так же как и Б.Г.Ананьев, обращает внимание на некорректность построения периодизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации — по возрасту (младенчество, детство и т. д.) и по роду деятельности (дошкольный, школьный и т. д.).

В классификации Д.Бромлей (D.Bromley, 1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл, в свою очередь, подразделяется на несколько стадий. Цикл "детство" охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11 — 13 лет). Цикл "юность" подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года). Цикл "взрослость" состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл "старость" начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу, включает в себя период старческих болезней и умирания.

В классификации Э.Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития: от рождения до 1 года (младенчество или орально-сенсорная стадия), от 1 года до 3 лет (раннее детство или мышечно-анальная стадия), от 3 до 6 лет (возраст игры или локомоторно-генитальная стадия), от 6 до 12 лет (школьный возраст или латентная стадия), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).

В одной из распространенных современных международных классификаций (В.Квинн, 2000) выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 3 лет, раннее детство — от 3 до 6 лет, детство — от 6 до 12 лет, подростковый (юношеский) возраст — от 12 до 18 лет, молодость — от 18 до 40 лет, зрелый возраст — от 40 до 65 лет, пожилой возраст - от 65 лет.

В современном фундаментальном издании по психологии развития Грейс Крайг (G.Craig, 1996, 2000) приводится хотя и близкая к вышеуказанной периодизация, но не совпадающая с нею полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 2 лет, раннее детство — от 2 до 6 лет, среднее детство — от 6 до 12 лет, подростковый и юношеский возраст — от 12 до 19 лет, ранняя взрослость — от 20 до 40 лет, средняя взрослость — от 40 до 60 лет, поздняя взрослость — от 60 лет и далее.

Итак, имея ввиду, что нам, в конце концов, все-таки надо будет придерживаться какой-то определенной периодизации, проведем краткий сравнительно-сопоставительный анализ. Какой же возраст скрывается за всеми этими словами — младенчество, детство, подросток и т. д.? Насколько близки или далеки друг от друга различные классификации?

Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года (В.С.Мухина, 1998; E.Erikson, 1963); до 18 месяцев (D.Bromley, 1966); до 2 лет (К.Крайг, 2000); до 3 лет (В.Квинн, 2000).

Раннее детство рассматривается как возраст: от 1 до 3 лет (В.С.Мухина, 1998; E.Erikson, 1963); от 18 месяцев до 5 лет (D.Bromley, 1966); от 3 до 6 лет (В.Квинн, 2000); от 2 до 6 лет (Г.Крайг, 2000).

Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет (В.Квинн, 2000; Г.Крайг, 2000).

Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве, и часто этот этап обозначается одним термином — подростковый возраст (P.Rice, 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии данного возраста— ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста.

Итак, подростковый и юношеский возраст рассматриваются в границах: от И до 19 лет, с выделением раннего и старшего подросткового возраста (Ф.Райс, 2000); от 10 до 17 лет, с выделением подросткового возраста и первого периода юности1 (Д.И.Фельдштейн,1999); от 12 до 18 лет (В.Квинн, 2000); от 12 до 19 лет (E.Erikson, 1963; Г.Крайг, 2000).

Ранняя взрослость рассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет (D.Bromley, 1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (E.Erikson, 1963); от 20 до 40 лет (Г.Крайг, 2000).

Средняя взрослость рассматривается как возраст: от 25 до 50 лет (Birren, 1964); от 25 до 60 лет (E.Erikson E., 1963); от 35 до 60 лет (Д.Ф.Фельдштейн, 1999); от 40 до 60 лет (Г.Крайг, 2000); от 40 до 65 лет (В.Квинн, 2000).

Поздняя взрослость (пожилой возраст) рассматривается как возраст: от 50 до 75 лет (Birren, 1964); от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии— до 65 лет (D.Bromley, 1966); от 65 лет (E.Erikson, 1963); от 60 лет (Г.Крайг, 2000); от 60 до 75 лет (Д.И.Фельдштейн, 1999); от 65 лет (В.Квинн, 2000).

Как видим, существует заметное расхождение во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение и объективные показатели акме, расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом. Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение (Г.Крайг, 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.

Резюме

Для понимания жизненного цикла человека и основных фаз, которые его образуют, необходимы определение последовательности смены состояний развития, однонаправленность и необратимость времени жизни, т. е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов вида человек — метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Эти моменты преобразований — генетические переходы от одной ступени возрастного развития к другой — должны оцениваться как дискретные величины, имеющие то или иное значение для всего жизненного цикла человека (критические точки развития). Определение продолжительности каждого из этих явлений развития (фаз и дискретных моментов) предполагает обязательный учет: а) гетерохронности функциональных и личностных изменений; б) возрастную и индивидуальную изменчивость в контексте конкретных исторических условий жизни людей. Оно также требует установления верхних и нижних границ каждой из фаз, выявления наибольшей концентрации специфических особенностей того или иного возраста, что одновременно означает фиксирование качественной специфики оптимумов каждой из фаз и прослеживание признаков, которые характеризуют переход от одной фазы возрастного развития к другой.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие вы знаете авторские периодизации возрастного развития человека?

2. В чем сходятся и расходятся различные классификации в определении границ возрастных периодов?

3. Почему трудно указать точные границы различных возрастных периодов взрослости?

4. На основе литературных данных, а также своего личного опыта приведите примеры того, что период "акме" человека как личности и субъекта деятельности может не совпадать с аналогичным периодом в индивидном плане.

5. Проанализируйте приведенные вами примеры и обоснуйте причины такого расхождения.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1998.

Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А.Реана. СПб., 2001.

Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999.

© Реан А.А., 2002

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.