Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологический подход к личности



 

Данный подход включает в себя методологические принципы:

Личностный принцип, согласно которому все психические процессы, состояния, способности представляют собой не изолированные функции, а в широком смысле способности личности, имеющие ее в своем основании.

Например, не просто восприятие, память, мышление, а способность личности воспринимать мир (видеть, слышать и т. д.), запоминать, думать о решении встающих перед ней жизненных задач.

Принцип развития, согласно которому личность развивается в следующих направлениях:

а) возрастном;

б) индивидуальном;

в) социальном и социально-психологическом;

г) культурно-историческом;

д) духовно-нравственном;

е) субъектном — как субъект деятельности, общения, жизненного пути; подразумевает, что личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития.

Деятелъностный подход, согласно которому личность проявляется и развивается в деятельности; в отличие от поступательного и необратимого характера развития личности, декларируемого предыдущим принципом, в данном подходе одновременно выявляется и обратимость развития личности, результатом деятельности является не только ее продукт, но и сама личность. Впоследствии вариант деятельностного подхода был разработан А.Н. Леонтьевым применительно к внутреннему строению психики и сознания.

Принцип соотношения биологического, природного и социального, согласно которому:

— или абсолютизируется одна из детерминант — осуществляется биологизация или социализация личности; абсолютизация социальной детерминации личности — игнорирование ее генетических, врожденных особенностей, задатков и способностей, сведение ее социализации к адаптации, рассмотрение личности как tabula rasa, как единицы социума; абсолютизация биологического начала человека — признание ведущей роли низших потребностей, инстинктов и т. д. и отрицание социального способа развития человека как личности;

— или рассматривается диалектическое соотношение природной и социальной детерминации в развитии личности ("опосредованное психологической наукой", Б.Ф. Ломов) — в каждом из гуманитарных и естественно-научных направлений пропорции той или иной детерминанты различны.

Принцип соотношения индивидуального и общественного, согласно которому:

— или абсолютизируется одна из детерминант — при социологизации, личность рассматривается лишь как единица, "атом" общества, "совокупность общественных отношений" (К.Маркс); при абсолютизации индивидуального подчеркивается неповторимость, врожденность личностных особенностей;

— или рассматривается их диалектическое соотношение: на разных этапах социализации имеет место индивидуализация (процесс индивидуализации/идентификации и интеграции личностных составляющих);

— или рассматривается их единство — общество заинтересовано в развитии личности (Э.Эриксон);

— или рассматривается их противоречие — общество находится в противоречии с индивидуальными инстинктами, влечениями (Супер-эго - Эго-Ид — З.Фрейд).

Принцип детерминизма, согласно которому:

внешнее преломляется через внутреннее;

— личность активная, саморегулятивная, специфическая система, избирательно относящаяся к внешним воздействиям;

— личность самовыражается, самореализуется в соответствии со своей индивидуальностью, способностью сознания, особенностями активности и т. д. в жизненном пути, в деятельности, в общении, строит жизненную стратегию.

Системный подход ("как методологический принцип в психологии", Б.Ф. Ломов), согласно которому личность рассматривается как:

— иерархическая система;

— саморегулирующая система;

— самоорганизующаяся в соотношении с внешним миром (жизненным путем, деятельностью, другими людьми и т. д.);

— проективная система, т. е. не исчерпывающаяся ее данным, актуальным состоянием, а проявляющая свои потенциальные возможности и личностную перспективу (будущее, смысл жизни);

— вписанная в социальную систему и ее структуры, в зависимости от чего складывается соотношение социализации и индивидуализации (Б.Г. Ананьев);

— система жизненных и ценностных отношений (В.Н. Мясищев).

Теории личности в мировой психологии представлены различными авторскими концепциями, моделями, подходами, имеющими разные основания.

В отечественной психологии личность определялась на основе:

— установки;

— отношений;

— как интегральная индивидуальность;

— как превращенная форма деятельности;

— как триединство отношений к миру, другим людям, себе и единство мотивов, способностей и характера.

Наряду с авторскими теориями существуют следующие направления изучения личности:

— личность ребенка;

— возрастная периодизация личности;

— в деятельности, труде, профессиональном самоопределении;

— в жизненном пути;

— в норме и патологии;

— типологический подход.

— В зарубежной психологии концепции личности группируются по направлениям:

— диспозициональное — теории личностных "черт";

— психодинамическое (психоаналитическое);

— когнитивное;

— социально-когнитивное;

— аналитическое;

— социально-психологическое;

— эпигенетическое;

— гуманистическое;

— феноменологическое;

— бихевиоральное.

Можно выделить несколько ведущих оснований, по которым они различаются, — структурные модели личности, теории поэтапного развития личности, функциональные теории личности. Принципиальным отличием отечественной теорий личности от зарубежных является деятелъностный подход. В ней преобладает четырехуровневая система изучения личности и наиболее разработан высший методологический уровень, охватывающий методологические принципы. Второй уровень представлен отечественными и зарубежными авторскими теориями.

Теории личности среднего уровня построены на эмпирических или психосоциальных исследованиях и определяют личность в контексте конкретно-исторической эпохи, социальной (в том числе национальной) принадлежности, характера семьи (воспитания и отношения поколений), обучения и образования (с учетом возраста, пола и т. д.).

Теоретико-эмпирический уровень изучения личности в отечественной психологии преимущественно охватывает исследования отдельных личностных образований: способностей, оценок и самооценок, самосознания, мотивации.

Интегрируя эти уровни и подходы и опуская специфику некоторых, можно сказать, что личность в психологии исследуется в качестве объекта и в качестве субъекта. Структурный подход (по-разному понимаемая авторами структура) или устойчивые, характерные черты личности отвечают способу изучения личности как объекта.

Даже возрастная периодизация, учитывая изменчивость и развитие личности, чаще строится без учета ее качественных изменений и развития, зависящих от нее самой.

Динамический подход, преодолевая ограниченность структурного, в поисках "движущих сил" развития личности также не выявляет ее субъектность, поскольку движущими силами оказываются либо влечения, либо врожденная способность к самоактуализации, либо напряжение в поле.

Индивидуально-биографический подход к личности решает принципиально важную задачу определения ее сущности в контексте времени-пространства жизненного пути. Однако попытка определить его периодизацию в безличных характеристиках (таких, как событие и т. д.) также не раскрывает его изменений, его этапов, зависящих от личности.

Сведение личности к структуре или выявление ее черт в равной мере ограничивает личность некоторым контуром, отделяющим ее от мира, в лучшем случае обнаруживая внутреннее строение (уровневое) и ортогональные связи.

Парадигма классического фрейдистского подхода (стадии психосексуального развития) также не выдерживает критики, так как эти стадии распространяются на ограниченный временной отрезок развития личности, преимущественно этап становления личности, и не учитывается весь период развития и функционирования зрелой личности.

Но сущность личности есть (конечно, зависящий и от ее структуры) способ ее функционирования, самовыражения, самореализации (объективации по Д.Н.Узнадзе) в жизни, деятельности, общения. Это способ связи внешнего и внутреннего, организации их взаимодействия или разрешения их противоречий, который определяется личностью, ее притязаниями, сознанием, ее проекцией в будущее. Последнее понимание и есть определение личности как субъекта (общения, познания, деятельности и жизненного пути), требующее каждый раз раскрытия его качественной определенности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.