Предметом акмеологии является совершенствование личности в жизни, деятельности (профессии, общении), приводящее к максимальной самореализации личности и оптимальному способу осуществления — стратегичности жизни, высокому профессионализму, компетентному осуществлению деятельности в качестве субъекта. Совершенствование сущности личности достигается оптимальной интеграцией ее психологической, духовно-нравственной, профессиональной культуры, что обеспечивает оптимальность осуществления жизни, деятельности и высокий уровень достижений.
Методологически специфика предмета акмеологии раскрывается на основе моделирования одновременно реальных и идеальных объектов. Модель носит целевой характер, поскольку должен быть осуществлен переход от реального, наличного к идеальному, желательному состоянию.
Предмет акмеологии представляет собой сложную модель, выявляющую исходное состояние реального объекта ("оригинала", по терминологии Вартофского), способ его изменения и развития от "стартового" к идеальному, "вершинному" качеству. Модель выявляет не уровневое строение объекта, а изменение способа его организации от наличного к более оптимальному уровню (по М.П. Сетрову). Желательное идеальное целевое состояние (качество) проектируется согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и одновременно достигается по практически заданным критериям и алгоритмам, определяемым системой функционирования личности в качестве участника и субъекта всех сфер социальной и личной жизни, в том числе профессиональной (руководителя, преподавателя и т. д.). Методологическая модель предмета акмеологии представляет собой интеграл наличного состояния личности (определяемого на основе диагностики), способа его практического преобразования (самой личностью и акмеологом) и идеального "вершинного" качества.
Акмеология включает в свой предмет все пространство функционирования и развития личности, отправляясь от наличного, данного, диагностируемого уровня ее развития, включая оптимальный способ ее самовыражения, саморегуляции, рефлексии и завершаясь высшим уровнем совершенствования — достижением акме (вершин развития) в жизнь.
Акмеологическая модель личности имеет макро- и микромасштаб. В макромасштабе она объединяет и культурологический подход к изучению человека и цели его духовного, социального, личностного, профессионального развития и осуществляет эту интеграцию применительно к самореализации личности в ее жизненном пути. В этой модели акмеология интегрирует и культурное, и историческое, и социальное, и деятельностное, и жизненное пространство и контексты развития личности.
Акмеология в своем микромоделировании интегрирует и возраст, и педагогический, и ценностно-этический, и, конечно, психологический аспекты изучения человека и соответствующие им способы его развития.
Комплексный и интегральный характер макромодели соответствует и позиции Б.ГАнаньева, рассматривавшего личность в контексте своей исторической эпохи, ее событий, присущего ей способа воспитания, соотношения поколений и т. д., а также культурно-исторической теории Л.С. Выготского, точке зрения Э.Эриксона и С.Московичи, разрабатывающих психосоциальный и психоисторический подходы.
Комплексный подход, заключенный в этой модели, дает ориентацию на установление связей полидетерминированных качеств личности, ее разноаспектных модальностей — реальное и идеальное состояние, стихийно сложившихся и оптимально совершенных способов развития.
Самое сложное в акмеологической микромодели состоит в том, что диагностическим исследованием выявляется отправной этап ("стартовое" состояние, по Б.Г. Ананьеву) развития личности, позволяющий определить операционально-практический способ ее самосовершенствования (т. е. осуществляемого ею самой развития, личностного роста) и характер акмеологической поддержки для достижения оптимального состояния — высшего уровня развития личности. А.Адлер, введя и определяя свой психодиагностический принцип, считал, что личности присуще стремление к совершенству, росту и развитию. При этом, утверждал он, люди не отталкиваются от внешних и внутренних причин, а имманентно движутся к цели. Последнего положения придерживался и А.Маслоу в своей теории самоактуализации, и Ш.Бюлер, рассматривая потребность в самоактуализации практически как врожденную. Однако никак нельзя согласиться с отрицанием внешних причин этого стремления.
Микромодель акмеологически определяется на основе концепции М.Вартофского, выделяющего ее следующие существенные функции:
— воссоздание и умножение знаний об оригинале;
— конструирование его новых свойств;
— управление им и развитие его.
Модель задает перспективы, средства и цели развития оригинала. "Оригинал" — это наличное, данное состояние ("стартовое", по терминологии Б.Г.Ананьева) личности, группы, организации и т. д. Модель в акмеологии проектирует соотношение настоящего состояния оригинала и будущего, которого еще нет в реальной действительности, по Вартофскому — способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией. Внешней является акмеологическая поддержка (различные гуманитарные технологии), содействующая развитию, внутренней — самосовершенствование субъекта. (Эти идеи актуализированы Е.Б. Старовойтенко, А.А.Деркачом, Г.С.Михайловым.)
Модель акмеологии включает интеграл наличного состояния личности, способа его изменения (развития) и его идеальное финишное, по Б.Г.Ананьеву, оптимальное состояние. Финишное состояние должно отвечать критериям, которые выявлены акмеологией. В деятельности высший уровень — это компетентность, профессионализм, самовыражение, "акме" (в относительном смысле они инварианты). Переменным является наличное отправное состояние ("оригинал"), которое должно диагностироваться по критериям, характерным для разных уровней развития — дефицита, нормы, оптимальности и т. д.
Опираясь на психологические теории и исследования личности, акмеология имеет предметом своего изучения весь континуум ее качеств и реальных состояний от регрессивных (деформаций и т. д.), нормальных до оптимальных (высшего уровня развития), теоретически обосновывая и практически осуществляя акмеологические способы содействия совершенствованию личности (нравственному, профессиональному и т. д.).
Следует отметить, что ни один из психологов, работавших с уровневыми или стадиальными моделями (А.Маслоу — уровневая иерархия потребностей, Э.Эриксон — восемь стадий развития личности через кризисы и др.), не ответил на вопрос, что же происходит с личностью, как осуществляется ее дальнейшее восхождение по уровням или стадиям, если один (одна) из них не реализован.
Ответ на эту загадку невозможно получить вне акмеологического подхода — без участия активной роли самой личности и ее внешней акмеологической поддержки. В свое время и Л.С. Выготский в теории "зоны ближайшего развития", выдвинув идею "небольшой помощи взрослого", но не конкретизировал ее характера, должна ли она быть универсальна для всех или индивидуальна для каждого.
Решение этого вопроса является перспективной акмеологической задачей. Однако в предварительном порядке можно предположить, что, чем в большей степени личность выступает как субъект самодвижения и саморазвития, тем меньшая поддержка извне ей необходима, и наоборот.
Таким образом, первым основанием этой дифференциации роли внешнего и внутреннего в развитии личности является принцип субъекта
Вторым основанием служит типологический подход, до сих пор мало разработанный в психологии.
Некоторые специалисты (Г.Олпорт) считают главным критерием личности независимость от оценок, поддержки и т. д. окружающих, т. е. абсолютную автономию, а некоторые (А.Адлер), напротив, — чувство общности и способность к сотрудничеству. Каждый считает свой критерий характеристикой любой личности, в то время реально у разных типов преобладает то одна, то другая особенность. Типологические различия (К.Юнг) также определяют открытость-закрытость личности для оказания ей акмеологической поддержки, способ, наиболее адекватный для того или другого типа.
Третьим условием оптимизации развития личности является уровень развития ее "Я-концепции", психологической зрелости, интегрированное™ личности, соотношение притязаний и достижений.
Главный вопрос, который возникает: в какой мере и в каких сферах жизни личность нуждается в акмеологической поддержке? Выражением или симптомом наличия этой потребности является неудовлетворенность личности собой, своей жизнью, окружающими, своими профессиональными достижениями. Разумеется, активное обращение за акмеологической помощью в сфере личной жизни реально происходит преимущественно в связи со сложностями самой жизни (проблемами супругов и родителей — детей), тогда как в профессиональной сфере (профессионализация, карьера и т. д.) оно обеспечивается самим наличием акмеологической службы (и информации о ней).
Резюме
В психологии преобладает четырехуровневая система изучения личности (причем в отечественной психологии в основном разработаны методологические принципы ее исследования), в мировой психологии личность преимущественно исследуется в качестве объекта. Теоретические подходы и концепции личности носят авторский характер, но объединяются в направления, каждое из которых выявляет разные аспекты ее изучения.
Психология личности есть способ реализации ее намерений, притязаний (потребностей, мотивов и т. д.) ее способностями и возможностями в соответствии с ее характером (присущим ему способом самоорганизации) и объективными условиями, требованиями, изменениями жизненного пути. Самовыражение и самореализация интегральной сущности личности осуществляется жизненными способностями личности (ее сознанием, активностью, организацией времени) во времени — пространстве, формах (общения, познания, деятельности) жизненного пути.
В акмеологии разработана иная науковедческая модель изучения личности, носящая целевой и ценностный характер, которая теоретико-практически воспроизводит переход от наличного состояния и уровня развития личности к идеальному (оптимальному), осуществляемый личностью как субъектом или с помощью акмеолога. Эта модель построена на основе достижений психологической науки и новой парадигмы субъекта, в качестве которой (в основном) и изучается личность в акмеологии.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем отличие структурного подхода к личности от изучения ее в жизненном пути?
2. Какие основные особенности принципа развития личности существуют в психологии?
3. В контексте каких понятий (и какого их значения) определяется личность в психологии — акмеологии?
4. В чем различие подходов к личности в психологии и акмеологии?
5. Показать сходства и различия психологического и акмеологического подхода применительно к личности профессионала.
6. Составить перечень характеристик личности профессионала. Включаются ли в него характеристики прошлого и будущего и в каких понятиях?
7. Рассмотреть, как соотносятся понятия "зрелость" личности, "профессионализм", "компетентность".
Список литературы
Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М., 1999.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.1, 2. М., 2000.
Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998.
Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1998.