Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взрослость и зрелость как важнейшая



Для акмеологии ступень жизненного цикла человека

 

План

1. Общая характеристика развития человека в онтогенезе.

2. Суть проблемы соотношения взрослости и зрелости.

3. Хронологический, биологический, социальный и психологический возрасты и возможные варианты их взаимосвязи.

4. Неодинаковость критериев зрелости и понимания самой зрелости у разных народов и в разное историческое время.

5. Сохранение неоднозначности взаимосвязи хронологического, биологического, социального и психологического возрастов на последующих за ранней взрослостью ступенях жизни человека.

Ключевые слова: развитие человека в онтогенезе, взрослость, зрелость.

развитие человека в онтогенезе — необратимое, направленное, закономерное изменение организма человека и его психики во всех их проявлениях, происходящее на протяжении всей его жизни;

взрослость — возрастная ступень в жизни человека, начало которой чаще всего относят к 18—20 годам, а окончание — к 80-ти;

зрелость — ступень в развитии человека, когда он становится способным полноценно выполнять свои гражданские, супружеские и родительские обязанности и социально, и индивидуально продуктивно проявлять себя в качестве деятеля в той или другой конкретной области труда.

Развитие человека, если иметь в виду развитие отдельного человека, есть необратимое, направленное, закономерное изменение его как индивида — сложнейшего живого организма со всеми входящими в него системами, как личности, ядром которой являются отношения человека к разным сторонам действительности, и как субъекта, структуру которого составляют и индивидные, и личностные образования — опять же прежде всего отношения, но еще и способности, проявляющиеся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений в тех деятельностях, которыми человек занят.

Из сказанного должно быть понятно, что не всякие изменения, отмечаемые в человеке, свидетельствуют о его развитии.

Так, в его организме постоянно происходят изменения, которые обратимы, которые лишены направленности или которые не носят закономерного характера. И тогда эти изменения не означают развития и не работают на него.

То же относится к изменениям и в личностной сфере человека. Если они несут в себе характеристики обратимости, ненаправленны и незакономерны, они тоже лишены качества развития. Сказанное имеет прямое отношение и к развитию человека как субъекта. Не все изменения, происходящие в нем при выполнении разных видов деятельности, можно квалифицировать как развитие.

О развитии человека свидетельствуют изменения в его организме, в его личности и в нем как субъекте, помимо тех трех признаков, которые названы выше и которые означают в конечном счете прогресс, движение по восходящей. Последствием их в результате количественных накоплений оказывается качественная перестройка в жизнедеятельности систем организма человека, в отражении действительности его психикой, инициировании и регулировании его поведения. Поведение человека определяется на этой стадии не только натуральными, базисными, но и высшими (бытийными, по А.Маслоу) потребностями, благодаря превращению основных ценностей жизни и культуры в его собственные ценности которые в его внутреннем мире, трансформируясь в нравственные эталоны, направляют работу совести личности.

Вместе с тем, трактуя развитие как процесс накопления количественных изменений, ведущих к качественным перестройкам в функционировании систем организма человека, в отношениях человека к действительности, в нем, как в субъекте познания, общения и труда, который имеет прогрессивный характер, абсолютизировать это положение никак нельзя, поскольку даже при упрощенном прослеживании основных тенденций этого процесса отчетливо видно, что для первой половины жизни человека, включая его взрослость, как правило, характерно развитие по восходящей, а затем все определеннее дают себя знать инволюционные изменения. Они идут и в организме человека и распространяются на образующие его психический мир функции, процессы, состояния, свойства.

А если быть более точным: анализ развития выявляет сложнейшую и полную противоречий картину этого процесса: неодновременность достижения наиболее высокого уровня в развитии разных систем организма человека относительно простых и совсем сложных в его психике образований и такую же неодновременность, гетерохронность начала их инволюции и неодинаковость быстроты ее протекания.

Еще более глубокое проникновение в содержательные характеристики процесса развития, в формы его протекания и в его динамику позволяет увидеть отсутствие, так сказать, сплошной и постоянной однонаправленности — эволюционной или инволюционной, — изменений, происходящих в системах организма человека и в его психике — в функциях, процессах, состояниях и свойствах. Хотя общая тенденция процесса развития в направлении к прогрессу или, наоборот, к регрессу и дает себя обязательно знать, но изменения, происходящие в органе, системе, функции, других образованиях, какое-то время могут вызывать положительный результат, затем давать ухудшение показателей и после снова означать их подъем. И точно так же очень неровными по характеру происходящих в них изменений оказываются и инволюционные процессы, идущие в индивидной, личностной и субъектной составляющих человека.

Вместе с тем, какой, так сказать, окончательный вектор несут в себе названные изменения и в отдельных органах, и в их функциях, и в организме человека в целом, и в его психических процессах, состояниях и свойствах, в нем как целостно рассматриваемой личности или субъекта деятельности, это показывает только время. Именно оно выявляет направленность развития.

На все эти более простые и более сложные и индивидные, и личностные, и субъектные образования в человеке действует множество факторов, как способствующих развитию, так и затрудняющих и даже исключающих его. И внутри их постоянно идут взаимосвязанные процессы как с положительным, так и с отрицательным, а часто и с нейтральным для развития знаком. И сами индивидная, личностная и субъектная ипостаси человека с разными последствиями непрерывно воздействуют друг на друга, а возникающие между всеми ими противоречия и столкновения различных тенденций оказываются стимулами для их более глобального или парциального развития.

Но, конечно, для того чтобы понять, какими будут в каждом случае последствия этого множества всяких и разных противоречий, необходимо знание внутренней структуры и характера и, так сказать, назначения деятельности развивающихся органов, их процессов, свойств, относящихся и к организму человека в целом, и непосредственно к его психике во всех ее модификациях, а также и к их взаимодействиям на всех уровнях, и обязательно наличие представлений о том, какие изменения в них означают прогресс, остановку или регресс в их организации и функционировании и даже, может быть, свидетельствуют о переходе их в новое качество.

В человеке совокупности его индивидных, личностных и субъектных характеристик следует рассматривать как подсистемы в целостной системе человека, в каждом случае имеющих качественно свою, так сказать, частную феноменологию, закономерности и механизмы функционирования, обеспечивающие жизнедеятельность каждой из этих подсистем, отличающейся от других своими содержанием и формой бытия. И интеграция деятельности всех их в одно целое — здравствующего человека, удовлетворяющего свои потребности, отражающего действительность, относящегося к ней, преобразующего ее и себя самого, — это хотя и высший уровень интеграции, обеспечивающий общую жизнедеятельность в целом системы человек, но и в ней, как и в каждой из входящих в нее подсистем и как в окружающем человека макромире, но, правда, по-своему дают о себе знать и действуют выявленные наукой возникновение порядка из хаоса и время от времени появление бифуркаций, непрерывность и прерывность, количество и качество, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Все выявленные выше очень общие характеристики процесса развития отдельного человека как природного и социального существа дают себя знать на протяжении всей его жизни, но на каждой возрастной ступени они конкретизируются и обогащаются за счет присущих только ей особенностей. В этом смысле не представляет исключения и ступень взрослости, которая, как не раз уже было отмечено, главным образом интересует акмеологию.

Вместе с тем среди многих проблем, которые оказываются актуальными при научном освещении особенностей развития человека именно на этой ступени, одной из наиболее значимых выступает проблема соотношения феноменов взрослости и зрелости.

В большинстве исследований, посвящаемых психологии развития, начало периода взрослости относится к 18—20-летнему возрасту человека. Вместе с тем хотя предполагается, что к этому времени у человека должен быть сформирован организм, соответствующий нормативам зрелости, развиты личностные качества, за которыми стоят усвоенные им основные ценности жизни и культуры, и как субъект деятельности он готов полноценно трудиться, однако в действительности эта, так сказать, готовность явить себя взрослым всему своему окружению, если сравнивать разных людей, дает нам очень пеструю картину, особенно если выявлять уровни их развития, сопоставляя показатели хронологического, биологического, социального и психологического возрастов, достигнутые каждым из них.

При выявлении этих уровней и их соотношения хронологический возраст — число прожитых человеком с момента рождения лет и месяцев — мало что значит для понимания состояния его организма, нажитых им характеристик личности, качеств его как субъекта деятельности. Гораздо информативнее для получения правильного суждения обо всех этих его ипостасях оказываются его биологический, социальный и психологический возрасты. Первый всегда скажет о степени соответствия возрастным нормативам развития всех систем его организма, второй — о действительном наличии прав и обязанностей, которыми он располагает, и об уровне реализации их им в поступках и деяниях. Третий — дает картину сформированности его интеллекта, чувств, воли, мотивационно-потребностной сферы, характера, способностей. Все вместе связанные в единую целостную систему показатели, выявленные внутри каждого из трех "возрастов", позволяют заключать о степени приближения человека к состоянию зрелости или уже о достижении ее.

Исходя из сказанного, сравнивая совокупные показатели биологического, социального и психологического возрастов людей, даже если у них одинаковый хронологический возраст, мы неизбежно обнаруживаем различия между ними в этих совокупных показателях. И вариантов таких различий может быть очень много. Так, при переходе из юности во взрослость (хронологический возраст 18—20 лет) у одних людей биологический возраст может быть меньше хронологического. У других, наоборот, он может быть намного больше. Зато у первых их хронологический возраст может отстать от уровня их психологического возраста. А у вторых психологический возраст не дотягивать в своей сформированности до уровня хронологического и для считающихся для этого возраста нормой показателей социального возраста. У третьих по уровню развития значительно впереди хронологического возраста могут оказаться и их биологический, и их социальный, и их психологический возрасты. В реальности могут быть и иные варианты соотношений названных возрастов при оценивании других совершенно конкретных людей.

Наверное, понятно, что обнаруживаемые у людей к моменту достижения ими ступени взрослости разные уровни проявления показателей биологического, социального и психологического возрастов оказываются следствием действия большого числа факторов, как объективных, так и субъективных. Например, показатели биологического возраста у 20-летнего человека могут быть ниже нормативных из-за врожденных аномалий, вызвавших отставание в развитии какой-то системы его организма. И в то же время другой 20-летний человек по показателям своего биологического возраста может приближаться к биологическому возрасту 40-летнего человека, из-за систематических больших перегрузок, которым подвергалась его нервная система, отсутствия полноценного питания, постоянных нарушений сна и отдыха, перенесенных в связи с этим болезней и действия на организм этого человека и других неблагоприятных факторов. Между прочим, например, врачи установили, что биологический возраст многих титулованных гимнасток — девушек, постоянно подвергающихся физическим и нервно-психическим перегрузкам, — по своим показателям значительно выше их хронологического возраста.

Или, скажем, при наличии у человека задатков — природных предпосылок развития способностей, обучения его по системе, обеспечившей их неординарное развитие, и его воспитания, благоприятствовавшего формированию устойчивой направленности на творчество, — показатели его психологического возраста будут, как правило, обгонять показатели его хронологического возраста. Примеры вхождения в науку Л.Д.Ландау и А.Д.Сахарова, а их число легко увеличить, имея в виду других молодых людей, сравнительно рано ярко проявивших себя на других поприщах, подтверждают справедливость высказанного положения.

Что же касается соответствия показателей психологического возраста показателям биологического возраста в начале ранней взрослости, то тут, помимо взаимосоответствия этих возрастов, возможен не только, так сказать, недобор в показателях психологического возраста по сравнению с показателями биологического возраста, о чем свидетельствуют случаи крайнего инфантилизма, но и вариант несоответствия из-за нарушения нормального хода развития организма человека, когда, например, форсируется его умственное развитие и не проявляется должной заботы о его физическом здоровье и, в частности, обеспечении обязательной двигательной активности, что неминуемо ведет к нарушению работы сердечно-сосудистой системы и к другим расстройствам.

Несовпадение хронологического, биологического, социального и психологического возрастов при вступлении и прохождении людьми ступени ранней взрослости свидетельствует о том, что обычно такая глобальная особенность человека, как его зрелость, представляет собой феномен, содержательные характеристики которого не только не однородны, но и от случая к случаю могут сильно варьировать по степени своей сформированности. Так, один человек, дойдя до ступени взрослости, может быть не зрелым физически, но зрелым социально и психологически, а другой может, наоборот, оказаться зрелым физически, но незрелым социально и психологически и т. д.

Вместе с тем, определяя степень сформированности физических, социальных и психологических характеристик человека и соответствие их эталону зрелости, всегда надо иметь в виду, что критерий зрелости, конкретное содержательное наполнение этого понятия неодинаковы у народов, принадлежащих к разным культурам и жившим в разные исторические эпохи.

Как показывают проведенные исследования, эта обычная почти для каждого человека, проходящего ступень ранней взрослости, картина большего или меньшего несовпадения показателей хронологического, биологического, социального и психологического возрастов сохраняется и дальше, на ступени средней и поздней взрослости. Но какой из этих возрастов, говоря формально, будет лидировать, какой — отставать в этом развитии при сравнении с хронологическим возрастом, это, как и раньше, оказывается обусловленным конкретными обстоятельствами, в которые попадает человек и которые он вольно или невольно создает для себя сам, проходя свой жизненный путь.

Например, сейчас демографы утверждают, что за последние 10 лет средняя продолжительность жизни мужчин в России сократилась на семь лет и равняется 58 годам. Наряду с медиками демографы прогнозируют, что половина российских юношей, которым сейчас 16 лет, доживет лишь до 60 лет. Это означает, что вследствие резко ухудшившихся условий жизни в России навязыванию значительной части молодежи, псевдоценностей и связанных с ними способов поведения, которые не способствуют сохранению здоровья, многочисленных стрессов потенциал биологического возраста этой частью молодежи будет быстро снижаться, и старость, если оценивать состояние организма у ее представителей, будет наступать значительно раньше.

Резюме

Для акмеологии первостепенное значение имеет оцениваемое в единстве всех его составляющих развитие человека на протяжении его жизни.

Однако, анализируя этот процесс на всем длиннике бытия человека, акмеология особое внимание уделяет его развитию на ступени взрослости, потому что, именно проходя ее, большинство людей, как правило, достигают своего акме как индивиды, личности и реализуют себя как профессионалы.

И как раз потому, что, став взрослым и пребывая в этом качестве до наступления старости, большинство людей активно осуществляют свои гражданские обязанности, производят на свет и воспитывают на смену себе новое поколение и своим трудом приумножают в их материальном и духовном выражении основные ценности жизни и культуры, эту ступень в развитии человека часто обозначают как зрелость.

Вместе с тем прослеживание и сравнение степени сформированности индивидных, личностных и субъектных ипостасей человека, а также образующих их структуры компонентов и свойств как в начале взрослости, так и дальше, неизменно выявляет очень протяженный континуум степеней этой сформированное™ у разных людей, что не позволяет содержательно отождествлять взрослость и зрелость.

Хронологически достигнутому возрасту взрослости у разных людей обычно соответствуют до неодинаковой степени развитые индивидные, личностные и субъектные характеристики, в одних случаях больше, в других случаях меньше совпадающие, а иногда и вовсе несовпадающие с эталонами зрелости, сформировавшимися у народа, к которому принадлежат эти люди.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте, пожалуйста, основные особенности развития человека.

2. Какое содержание вы вкладываете в понятия "взрослость" и "зрелость"?

3. В чем суть проблемы соотношения взрослости и зрелости?

4. Какое содержание вы вкладываете в понятия хронологического, биологического, социального и психологического возрастов?

5. Как эти "возрасты" могут соотноситься друг с другом на протяжении жизни человека?

6. Эгоистичный в своей сути человек научился вызывать благоприятное для себя впечатление у окружающих. Является ли это его новое умение свидетельством его личностного развития? Пожалуйста, обоснуйте свой ответ.

7. Взрослый человек, выполнявший свои трудовые обязанности в соответствии с теми образцами, которые он усвоил при обучении профессии, начал творчески подходить к своей деятельности и в конце концов значительно, не только количественно, но и качественно, увеличил и улучшил ее общую результативность. Можно ли оценить изменения, произошедшие в этом человеке как в работнике, как его развитие. Пожалуйста, обоснуйте свой ответ.

8. Есть факты, когда многие из великих людей, добившихся выдающихся результатов в основной для них деятельности, были неудачниками в других сферах своей жизни. Как эти случаи "одностороннего" развития увязать с широко распространенным утверждением, что, чтобы человек состоялся в жизни, — необходимо его гармоничное всестороннее развитие?

Список литературы

Ананьев Б.Г. Человек как субъект познания. СПб., 2000.

Анциферова Л.И. Условия деформации развития личности и конструктивные силы человека // Психология личности: новые исследования / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой. М., 1998.

Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.

Психология человека: От рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2001.

Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии СПб., 1995.

© БодалевА.А., 2002

Глава VI

 

Вершины в развитии человека

(или его "акме ") и

их основные характеристики

 

1. Феномен "акме" и его главные характеристики

 

План

1. "Акме" как одно из основных понятий новой науки.

2. Более широкое и более узколокальное понимание "акме" при прослеживании развития человека на ступени взрослости.

3. "Микроакме" как промежуточные вершины в развитии человека, предваряющие достижение им "макроакме".

4. Основные характеристики "акме" человека.

5. "Псевдоакме" как антипод подлинной вершины в развитии человека.

6. "Акме" в развитии малых и больших общностей людей и их главные характеристики.

7. "Псевдоакме" в развитии общностей.

Ключевые слова: "акме", "макро- и микроакме", основные характеристики "акме" человека и общностей людей, "псевдоакме", развитие;

развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов;

"макроакме" — наивысший уровень о развитии, достигнутый человеком или общностью людей; "микроакме"— вершины, предваряющие достижение макроакме людьми или большими или малыми общностями;

основные характеристики акме человека и общностей людей — сущностные особенности вершины в их содержательном, пространственно-временном, материальном и идеальном выражении, которых достигают в своем развитии как отдельный человек, так и общность людей.

Как известно, при нормальном развитии человека его младенчество, детство, отрочество, юность — этапы в его развитии, предшествующие его вступлению во взрослость и подготавливающие при их нормальном прохождении полноценную реализацию им себя на ступени взрослости в качестве физически здорового человека, законопослушного гражданина, надежного супруга, в воспитательном отношении умелого родителя, творчески проявляющего себя специалиста-профессионала в конкретной области труда.

Взрослость во всех названных проявлениях своей природной и социальной сути человеком, таким образом, оказывается вершиной в его развитии, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращение объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда.

При таком понимании, "акме" — это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.

Вместе с тем в акмеологии понятие "акме" используется и в более узколокальном значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающим материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества.

Наконец, в работах, в которых рассматривается развитие человека в онтогенезе, особенно когда хотят подчеркнуть роль самого человека в выстраивании своего развития по оптимальному варианту, термин "акме" употребляется еще в одном значении — пиков или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии, всегда имеющие и очень определенные содержательные характеристики и конкретные формы воплощения, предваряющие достижение человеком на ступени взрослости большого "акме" или "макроакме", называют малыми "акме" или "микроакме".

Когда более углубленно анализируют достигаемые людьми "акме", то, во-первых, стараются определить его содержательные характеристики и, прежде всего, по каким направлениям своего развития тот или иной конкретный человек его достиг: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном объективировании на высоком уровне всех этих характеристик развития.

Во-вторых, устанавливается, образно говоря, величина достигнутого "акме" или его калибр. Далее также выделяются такие его показатели, как время достижения "акме" человеком и его продолжительность.

Как противоположность подлинному "акме", в котором находит выражение наивысший уровень развития человека, проявляющийся в оптимальном для него состоянии здоровья, в имеющих неординарное для него положительное значение поступках и деяниях, являющихся вкладом в ценности жизни и культуры, у некоторых людей может наблюдаться псевдоакме или за кажимостью "акме" не быть действительного, подлинного "акме".

Как было показано выше, "акме" может быть у малых и больших общностей людей. И в нем тоже в каждом случае прежде всего обнаруживаются и фиксируются содержательные характеристики, а именно: что из сущностных особенностей общности оказывается развитым наиболее сильно.

У организованной, выступающей как относительно единое целое общности людей, занятых общей деятельностью, при прослеживании ее действительно поступательного развития, как правило, обнаруживаются и такие характеристики, как калибр или величина "акме", время его достижения и продолжительность действования на уровне "акме".

И у общностей, как и у отдельных людей, их развитие необязательно идет по наиболее часто встречающемуся ординарному варианту. И необязательно этот процесс, происходящий в общности и означающий ее развитие, оказывается оптимальным для нее и непременно выводит ее на уровень "акме". Он опять же при стечении определенных объективных и субъективных обстоятельств может означать не прогресс, не движение общности по восходящей, а, наоборот, регресс и заканчивается ее распадом или исчезновением. И как в случае с развитием человека, одним из вариантов ущербного развития общности выступает достижение ею псевдоакме.

Резюме

В формировании и развитии отдельного человека как индивида, личности и субъекта, как и при развитии общности людей, решающих своей деятельностью социально необходимые задачи, всегда имеют место периоды движения по восходящей, относительно ровного плато, отступления назад.

Вершины в развитии, когда человек достигает наиболее высокого уровня в состоянии своего здоровья, когда в своих поступках наиболее проявляет усвоенные им основные ценности жизни и культуры, а в своих деяниях в главной для него области труда устойчиво проявляет профессионализм, свидетельствуют, что он достиг в этом своем развитии "макроакме".

И для нормально развивающихся общностей людей, выполняющих социально ценные функции, такое достижение макроакме тоже характерно.

Предваряют это достижение человеком или общностью людей большого "акме", как правило, микроакме. И им, как и большим "акме", присущи очень конкретные и определенные характеристики.

За "акме" в жизнедеятельности и отдельного человека, и общности и в ее результатах при поверхностной оценке их может быть принята иллюзия "акме" или псевдоакме.

Контрольные вопросы и задания

1. Что означает "акме" в развитии человека?

2. Назовите наиболее общие характеристики "акме" человека.

3. Как вы определите "микроакме" в развитии в отличие от "макроакме"?

4. Какое содержание вкладывается в понятие "акме", когда анализируют развитие малых и больших общностей?

5. Назовите наиболее общие характеристики "акме" в развитии общностей.

6. Как вы определите и обоснуете отличие настоящего "акме" от псевдоакме?

7. Имея в виду жизненный путь человека от рождения и до превращения его в мастера-профессионала, какие наиболее вероятные микроакме были у него на этом пути?

8. Н.И. Лобачевский создал неэвклидову геометрию, а его сослуживцы математики решили, что он сошел с ума. А как считаете вы: было ли открытие, сделанное Н.И. Лобачевским, выражением его профессионального "акме"? И вообще с точки зрения акмеологии, как вы оцените эту ситуацию?

Список литературы

Ананьев С.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998.

Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб., 2001.

Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

© Бодалев А.А., 2002

 

2. "Акме" в профессиональном развитии человека

 

План

1. Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии.

2. Виды профессионального "акме1'.

3. Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности.

4. Условия достижения профессионального "акме".

Ключевые слова: профессиональное "акме", профессионализм, профессиональная компетентность, профессионал, профессиональное развитие, профессионализация, профессиограмма, акмеограмма (профессиональная).

''Акме" в профессиональном развитии (профессиональное "акме") — это психическое состояние, означающее высший уровень для человека в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени;

профессионализм — интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая и фиксирующая уровень соответствия человека требованиям профессии;

профессиональная компетентность — интегральная профессиональная способность человека, означающая его подготовленность к решению определенного класса профессиональных задач;

профессионал — человек, усвоивший ценностные ориентации в профессии, выполняющий профессиональную деятельность на уровне требований профессии, осознанно развивающий свою личность средствами профессии;

профессиональное развитие — процесс накопления качественных и количественных, прогрессивных и регрессивных изменений в психике человека как профессионала;

профессионализация — процесс становления профессионала, приближающий человека к эталону специалиста;

профессиограмма — документ, фиксирующий требования профессии к деятельности и личности специалиста;

акмеограмма — документ, отражающий возможную индивидуальную траекторию продвижения человека к его профессиональному "акме".

 

Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии

"Акме" в профессиональном развитии (профессиональное "акме") — это психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени.

Профессиональное "акме" — это психическое состояние, означающее максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни (при отсутствии перенапряжения и использования предельных возможностей организма).

Профессиональные "акме" как формы достижения человеком высоких уровней в его профессиональном развитии изучали и описывали Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.

Профессиональное "акме" — это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека изданном отрезке жизненного пути. Б.Г. Ананьев под кульминацией понимал момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей1. Фазы кульминации зависят, по Б.Г. Ананьеву, от времени и объема деятельности с момента старта, а старта — от уровня методов профессиональной подготовки.

Состояние "акме" можно соотнести с том, что в литературе называют "интенсивностью бытия"2.

"Акме" в профессиональном развитии может не совпадать по времени с "акме", достигаемыми человеком как индивидом, как личностью (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев). "Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя "акме", подъемы в развитии одних сфер психики могут стать источником, катализатором для появления "акме" в других сферах).

Виды профессионального "акме"

Каждый человек в течение жизни может достигать профессиональных "акме" разной степени общественной и личностной значимости.

Общественно и объективно значимые профессиональные "акме" — это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, признанный профессиональным сообществом как социально приемлемый результат, заметно превышающий нормативный уровень. Такого рода результаты труда означают обычно уровень профессионального мастерства и переход от него к уровню профессионального творчества, когда человек выходит за пределы профессионального опыта, включая в профессиональную деятельность новые задачи, новые приемы и технологии, достигает принципиально новых профессиональных результатов, вносит свой индивидуальный творческий вклад в опыт профессии. Общественно значимые профессиональные "акме" могут представлять собой выдающиеся достижения (теоретические концепции и открытия) или включать отдельные творческие находки, передовой опыт новатора. У человека наряду с крупными достижениями могут иметь место и спады, паузы в творчестве, низкие результаты, слабые места в деятельности, но о профессионалах судят обычно по тем наивысшим результатам, которые они достигали.

Личностные, субъективно значимые профессиональные "акме"— это достаточно высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, заметно превышающий ранее достигаемые им результаты. Эти достижения порой незаметны для профессионального сообщества и не признаны им, но осознаются и оцениваются самим человеком как максимально возможный для него в данный отрезок времени уровень профессионализма.

Индивидуальные субъективно значимые профессиональные "акме" означают мобилизацию усилий человека, победу над собой, превышение человеком своих предыдущих профессиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма, способность человека придать своему профессиональному развитию восходящий прогрессивный характер. Хотя субъективно значимые профессиональные "акме" не всегда признаются профессиональным сообществом как важные для профессии достижения, тем не менее для конкретного человека небезразлично, как сообщество оценивает его возможности к новым успехам и подъемам в труде ("я уже прошел свой пик и рано или поздно об этом все узнают", — сказал о себе специалист).

Таким образом, показателями общественно значимого профессионального "акме" являются профессиональные достижения, заметно превышающие результаты высоких профессионалов в данной области. Показателями субъективно и личностно значимого профессионального "акме" являются профессиональные достижения, превышающие предыдущие результаты в труде данного человека. Эти виды профессиональных "акме" могут не совпадать. Наличие субъективно значимого "акме" не всегда признается социумом как объективно важные достижения. Признание успехов данного человека выдающимися, объективно значимыми не означает, что человек достиг своего субъективного максимума и "акме".

Профессиональные "акме" могут различаться по числу их вершин, пиков, подъемов.

Возможны:

— большое "акме" как главное достижение всей жизни человека, пик профессиональных результатов, как уровень, превышающий все ранее достигнутые конкретным человеком показатели успеха в профессии (это "акме" называют одновершинным);

— малые "акме" как неоднократные профессиональные достижения конкретного человека — предшествующие большому "акме", следующие за ним или заменяющие его (эти "акме" называют многовершинным).

Профессиональные "акме" могут отличаться друг от друга:

— по разной временной длительности и временным границам, охватывая дни, недели, месяцы, реже — годы;

— по масштабности, "калибру" (А.А. Бодалев), включая одну или несколько видов профессиональной и социальной деятельности человека.

Профессиональные "акме" различны по своему месту в общем ходе профессионального развития:

— профессиональные "акме" могут следовать за периодом спада, застоя (что может означать период скрытого развития) или за периодом стабилизации, плато в развитии;

— профессиональные "акме" могут сами приводить к спаду, опустошенности, истощенности, кризису в развитии;

— профессиональные "акме" могут стать основой новых "акме", подъемов, инноваций.

Профессиональные "акме" могут не совпадать по своей внутренней структуре и включать:

— высокий уровень стабильных профессиональных результатов (плато), равномерно длящиеся достижения;

— несколько фаз, "скачков" резкой активизации деятельности.

 

Критерии профессионального "акме"

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.