Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Субъектная парадигма в психологии и акмеологии



 

Категория субъекта восстанавливается и разрабатывается в отечественной философии и методологии в 50-х годах С.Л.Рубинштейном, преодолевшим ограниченность ее гегелевского понимания, и вопреки философской критике ее бессодержательности и чрезмерной описательности. На основе оригинальной трактовки принципа детерминизма он раскрыл качество личности как субъекта (прежде всего, собственной жизни). Впервые в 1922 г. содержание категории субъекта Рубинштейн связал с принципом "самодеятельности". Однако на этом этапе он несколько оптимистично утверждал, что:

1) деятельность всегда принадлежит субъекту (всегда ли личность осуществляет деятельность как субъект? — такой вопрос возник впоследствии, когда деятельность начала рассматриваться как труд);

2) деятельность есть взаимодействие субъекта и объекта (это философское определение соответственно отступает на задний план, когда вскрываются более важные для психологии взаимодействия личности и деятельности (а не объекта), которое приводит к развитию личности);

3) деятельность всегда творческая (по мере уточнения понятия творчества это утверждение становится относительным, поскольку не всякая деятельность, например труд, является творческой);

4) деятельность всегда самостоятельна (впоследствии, когда понятие субъекта распространилось на коллектив, то совместная деятельность потребовала других характеристик).

Но далее и сам Рубинштейн углубляет и развивает категорию субъекта деятельности. Это позволило, прежде всего, переосмыслить науковедческий подход к соотношению объекта и предмета исследования в психологии. Хотя к этому времени психология уже разработала ряд представлений о личности как саморегулирующейся, потенциальной, изменяющейся и развивающейся системе, эти представления до последнего времени не обобщались и не приводили к выводу о том, что личность, являющаяся объектом изучения в психологии, — специфический объект, обладающий особым качеством субъекта (или приобретает это качество). Это неизбежно должно изменить способ выделения предмета исследования и привести к целой новой системе представлений о том, как исследовать субъекта.

Д.Н.Узнадзе (до или одновременно с С.Л.Рубинштейном) разработал понятие субъекта, подчеркнув его особое, отличное от понятия личности качество и высший уровень. Б.Г.Ананьев выдвинул три дополнительных к понятию "личность" понятия: "субъект общения", "субъект познания", "субъект труда". Каждое их этих понятий имело дифференциальное значение, т. е. раскрывало различия в способе организации и осуществлении труда, общения, познания. Эти психологи обратили внимание на особое качество субъекта и разный способ организации им этих разных форм активности человека — общения, деятельности, познания. Рубинштейн подчеркивает три аспекта и три качества деятельности: первое заключается в том, что деятельность является реальной, практической, ее продукция, как правило, отчуждается от человека, второе — в том, что человек созидает сам условия своей деятельности, третье — в том, что внутренняя — собственно психическая составляющая реальной деятельности имеет свою схему, структуру, включающую цели, мотивы, направленность личности. Первое значение деятельности не обязательно связано с субъектом, поскольку труд и его продукт часто носят отчужденный от личности характер. Но второе и третье значения деятельности связаны с разными аспектами ее субъекта; он является организатором реальной деятельности, организуя одновременно свою внутреннюю психическую личностную систему активности для приведения их в соответствие.

В психологии, начиная с 60-х гг., понятие "субъект" получает все большее распространение (применяется к коллективу в социальной психологии, А.Л.Журавлев и др.) и конкретизируется в специальных понятиях субъекта деятельности и субъекта жизненного пути (К.А. Абульханова).

В науковедческом плане это начало перехода от феноменологического, констатирующего, описательного способа познания к объяснительному применительно к человеку как объекту в его специфическом качестве субъекта.

Зарождение субъектной парадигмы в психологии, не завершившись ее четким методологическим обоснованием в качестве парадигмы, составило предпосылку возникновения знания нового типа — акмеологии, которая только и могла возникнуть на основе новой научной парадигмы. Акмеология родилась как научно-практическое знание именно потому, что ее объекту, которым является субъект, свойственно находиться не только в статичном наличном состоянии, которое фиксируется в исследовании, но и самому определять изменение и развитие своей сущности и осуществлять это реально — практически. Причем это не просто изменение и развитие, а самосовершенствование, т. е. подъем на новый уровень. Эта парадигма потребовала обоснования новой системы специфических методологических принципов акмеологии (А.А. Деркач и др.) и нового способа определения ее предмета — путем его моделирования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.