Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 4. Информационная политика в аспекте анализа состояния гражданского общества в современной России



В «Окинавской хартии глобального информационного общества» говорится, что «информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества… Перед всеми нами открываются огромные возможности»[103]. Но возможность может быть реализована или не реализована. М.Кастельс подчеркивает: «Способность или неспособность общества управлять технологией, особенно стратегическими технологиями, в большой степени формирует судьбу общества»[104].

Учитывая тему исследования, выделим из сферы, связанной с новыми технологиями, в качестве объекта анализа информационные процессы. А поскольку речь идет об управлении, о реализации возможности, открывающейся развитием информационно-коммуникационных технологий, правомерно говорить о целенаправленной деятельности – информационной политике.

Подходя к информационной политике как деятельности людей, связанных с властными отношениями в информационной сфере, прежде всего с информационно-коммуникативными отношениями, ее следует рассматривать, считает В.Д. Попов, как деятельность по регулированию этих отношений, информационных процессов, системы СМИ и СМК в целом[105].

И содержание, и реализация информационной политики в современной России находится под воздействием двух процессов: с одной стороны, - общечеловеческого, связанного со становлением глобального информационного общества, с другой, - обусловленных трансформацией российского общества.

В структуре информационной политики можно выделить две составляющие: технико-технологическую и гуманитарную. Первая включает задачи информатизации общества, вторая – связана с содержанием и качеством информации[106]. Обе они направлены на построение в России информационного общества. В 1999 году была разработана и принята «Концепция формирования информационного общества в России», где речь шла об основных условиях, положениях и приоритетах информационной политики по реализации поставленной задачи. В концепции отмечалось, что переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития. В ней информационная сфера рассматривалась как системообразующий фактор жизни общества, способствующий стабильности и безопасности во всех сферах жизни: политической, экономической и духовной.

Основные задачи информационной политики, направленной на обеспечение устойчивого и безопасного общественного развития сформированы в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации»[107]. К числу основных объектов информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни общества в Доктрине отнесены и средства массовой информации. Указывается, что наибольшую опасность представляет угроза деформации системы массового информирования как за счет монополизации СМИ, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации в отечественном информационном пространстве. С другой стороны, в Доктрине указывается как на серьезную угрозу устойчивому общественному развитию на неспособность современного гражданского общества обеспечить у подрастающего поколения и поддержать в обществе общественно необходимые нравственные ценности, патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны.

Очевидно, что информационная политика государства, основы которой обозначены в данном документе, включает задачи формирования гражданского общества в России как стабилизирующего фактора жизни общества, а средства массовой информации, в свою очередь, рассматривает как эффективный фактор формирования гражданского общества. А когда векторы целей СМИ, гражданского общества, государства и социума в целом совпадают, и достигается стабильность в жизни общества, формируются условия для его устойчивого развития. Судя по данному документу, эти условия имеются. Дело за практикой реализации поставленных задач.

В связи со столь серьезными задачами, стоящими перед СМИ, особенно актуально говорить о смысловой направленности их деятельности. Необходимо подчеркнуть, что сегодня нередко наблюдается едва ли не полное отсутствие смысла массово-информационной деятельности СМИ. Даже в российском Кодексе журналистской этики, увы, не идет речи об основной смысловой значимости информирования населения. В то время как, например, в Декларации принципов американского общества редакторов газет четко сказано, что «главной целью сбора и распространения новостей и мнений является служение всеобщему благу путем информирования людей и предоставления им возможности сформулировать суждения по актуальным вопросам»[108].

Формирование гражданского общества как фактора устойчивого общественного развития можно считать актуальной целью для российских СМИ. Для достижения такой цели необходимо сформировать адекватную информационную политику средств массовой информации, направленную на становление и развитие сущностных признаков гражданского общества. Решение этой задачи у нас впереди.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Что такое глобальное информационное общество и почему в нем возрастает роль информационных процессов?

2. В каких международных и российских документах это отражено?

3. Что такое информационная политика?

4. Какие социальные процессы оказывают влияние на ее формирование?

5. Какова структура информационной политики?

6. Когда принята «Концепция формирования информационного общества в России» и как она определяет роль информационных процессов в жизни общества?

7. В каком документе описаны основные задачи информационной политики?

8. Какую опасность представляет угроза деформации СМИ как одного из основных объектов информационной безопасности?

9. Как в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» оценивается роль гражданского общества?

10.Как в Кодексе этики журналиста РФ отражен основной смысл массово-информационной деятельности СМИ?

11.Как связаны между собой информационная политика государства, других объектов гражданской коммуникации и, в частности, СМИ, направленная на формирование гражданского общества в России?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.