Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности увольнения с государственной службы за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну



Одним из оснований увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа является разглашение госслужащим сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Учитывая сложность рассматриваемого вопроса, остановимся на нем подробнее.

Под тайной на государственной службе в самом общем смысле понимаются факты, предметы или сведения, которые доступны ограниченному кругу лиц и должны содержаться в тайне от всех других субъектов, не имеющих допуска к государственным и служебным секретам.

С юридической точки зрения, тайну на государственной службе составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может причинить вред государственным или общественным интересам и образует состав уголовного преступления, административного или дисциплинарного проступка и/или гражданско-правового деликта.

В Законе РФ «О государственной тайне» принятого 21 июля 1993 г., (ст. 5) подробно перечислены сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Такого рода сведения касаются: военной области, экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Этим же Законом установлен перечень сведений, которые не могут составлять государственную тайну. Это сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Коммерческая тайна. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну утвержден Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 351 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Так, предприятиям и предпринимателям запрещено относить к коммерческой тайне сведения об учредительных документах; сведения о документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (к ним относятся регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения, по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; сведения документов о платежеспособности; сведения о численности состава работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей

Служебная тайна. Статья 139 ГК РФ определяет общие условия, при которых информация может приобретать характер служебной тайны. В соответствии с этими условиями: информация должна иметь действительную или потенциальную конфиденциальность; к ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Вместе с тем к служебной тайне не могут быть отнесены акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан; сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов; описание структуры органа власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его юридический адрес; порядок рассмотрения и разрешении заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц в государственные органы и к государственным должностным лицам и др.

Государственные служащие любых органов не вправе требовать от предприятии и предпринимателей предоставления каких бы то ни было излишних сведений вне зависимости от того, относятся ли эти сведения к категории сведений, содержащих коммерческую тайну, или нет. Для государственных служащих обязательным является правило: «требовать следует только то, что предусмотрено законом».

В свою очередь предпринимательские структуры не могут отказывать полномочным государственным служащим в предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, на том основании, что нет гарантий сохранения ее конфиденциальности.

Профессиональная тайна. Правило о соблюдении профессиональной тайны существовало уже в Древнем Риме. Напомним слова Марка Катона: «Testimonium adversus clientem nemo dicit» («Свидетельства против клиента не разглашаются»). Носителями профессиональной тайны являются не только представители определенных профессий - адвокаты, врачи, нотариусы, священники и др.

Ответственность за разглашение профессиональной тайны возлагается и на государственных служащих, которым доверена эта тайна. Содержание профессиональной тайны определяется в законодательстве, регулирующем соответствующие виды деятельности. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.