Административная ответственность государственных служащих - это меры воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемая в уголовном порядке.
За административные правонарушения, не связанные с выполнением, служебных обязанностей, государственные служащие несут административную ответственность на общих основаниях и по общим правилам, установленным Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Речь идет о должностных лицах, в служебные обязанности которых входит выполнение определенных правил (требований). Согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно или временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
За некоторые административные правонарушения к административной ответственности привлекаются только определенные категории государственных служащих, если нарушение ими должностных обязанностей определяется как административное правонарушение. Речь идет о должностных лицах, в служебные обязанности которых входит выполнение определенных правил (требований).
Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность должностных лиц, установлены в статьях Особенной части КоАП и других нормативных актах. Всего в КоАП содержится более 60 составов административных правонарушений, субъектами которых могут быть должностные лица. Они рассредоточены практически по всем разделам Особенной части.
Мерами административной ответственности являются различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции, наложенные за административные правонарушения. Однако из восьми установленных видов административных взысканий (санкций), к должностным лицам могут применяться лишь два – предупреждение и штраф.
В некоторых сферах деятельности предусмотрены и другие меры административной ответственности должностных лиц. Например, в таможенном деле в отношении должностных лиц могут быть применены такие меры воздействия, как отзыв лицензии на осуществление указанной в законе деятельности и отзыв квалификационного аттестата по таможенному оформлению, выдаваемых таможенными органами.
Согласно главе 25 КоАП военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.
Однако за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
Субъектами административных правонарушений могут быть не только должностные лица, но и государственные служащие, не являющиеся должностными лицами. К таким административным правонарушениям относятся самоуправство, злоупотребление властью и использование служебного положения в корыстных либо ложно понятых государственных интересах, необоснованное задержание и доставление в правоохранительные органы, нарушение учетно-регистрационной и лицензионной дисциплины и т.д.
Общие правила наложения взысканий за административные проступки установлены КоАП. Ими обязаны руководствоваться все органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).
Конкретные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность государственных служащих, указаны в статьях КоАП и других нормативных актах.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.