Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные схемы установки подшипников



Все детали подшипникового узла должны обладать достаточной прочностью и жесткостью. Более или менее значительные деформации валов и стенок корпусов приводят к нарушению нормальной работы подшипника.

Для того чтобы деформации валов были минимальными, следует добиваться при конструировании возможно меньших расстояний между опорами.

Жесткость корпуса обеспечивается достаточной толщиной его стенок или наличием ребер жесткости.

Конструкция подшипниковых узлов должна обеспечить отсутствие заклинивания элементов качения, которое может произойти из-за наличия дополнительной осевой нагрузки, возникающей по причине неточно выдержанных линейных размеров пала или .сидящих на нем деталей. Кроме того, причиной заклинивания могут явиться температурные удлинения вала, особенно при длинных валах (температурное удлинение может оказаться больше осевого зазора подшипника).

Чтобы избежать такого заклинивания, между наружным кольцом и крышкой радиального подшипника оставляют зазор (наружное кольцо этого подшипника может перемещаться вдоль вала – так называемая плавающая опора). Этот зазор должен компенсировать ошибки в линейных размерах и температурное удлинение вала.

Необходимый зазор обеспечивают установкой прокладок между крышкой и корпусом. Наружное кольцо подшипника устанавливают на скользящей посадке.

Следует делать плавающим тот подшипник, который менее нагружен радиальными усилиями, с тем чтобы силы трения между корпусом и наружным кольцом подшипника были невелики и не препятствовали его осевому перемещению.

Типичные конструкции подшипниковых узлов на радиальных шарикоподшипниках с плавающей опорой представлены на рисунках 26–28.

Второй подшипник в этом случае жестко закреплен в корпусе и может воспринимать радиальные и двусторонние осевые нагрузки. Такая конструкция подшипниковых узлов может применяться в редукторах с цилиндрическими прямозубыми колесами, а также при косозубых колесах с малым углом наклона зубьев (b<12°).

При малых расстояниях между опорами для воспринятия радиальных и небольших осевых нагрузок переменного направления подшипники могут устанавливаться, как показано на рисунки 29, 30.

Рисунок 26

Рисунок 27

Рисунок 28

Рисунок 29

Рисунок 30

Следует обратить внимание на конструкцию крышек в. узлах по рисунок 27 и 30. В этих конструкциях использовались закладные крышки, которые закрепляются в корпусе без болтов или винтов, при помощи уступов (и соответствующих прорезей).

На рисунке 31 показана установка роликоподшипников с одним бортом на внутреннем кольце. Для того чтобы не было заклинивания роликов, между наружным кольцом одного подшипника и крышкой предусмотрен зазор 0,5–1 мм– этот подшипник является плавающим (такая установка подшипников рекомендуется при расстоянии между опорами < 600 мм).

Рисунок 31

В конструкции по рисунку 32 вал установлен также на роликоподшипниках с короткими роликами. Левый подшипник жестко фиксирует вал по отношению к корпусу. Наружное кольцо правого подшипника закреплено в корпусе, но так как оно не имеет бортов, опора является плавающей.

Рисунок 32

Если подшипниковый узел конструируется на подшипниках регулируемого типа (шариковые радиально-упорные или конические роликовые), то они обычно устанавливаются попарно враспор и фиксируют положение вала в осевом направлении в обе стороны (рисунки 33–36).

Рисунок 33

Рисунок 34

Рисунок 35

Рисунок 36

Регулировка осевой игры вала с учетом температурного колебания его длины осуществляется подтяжкой наружных колец подшипников при помощи крышки и набора тонких регулировочных прокладок (латунных или стальных колец), имеющих толщину от 0,1 до 1 мм.

Толщину этих прокладок определяют следующим' образом. Сначала устанавливают крышку без прокладок, равномерно поджимают ее болтами; не дожав болты до конца, прокручивают вал от руки так, чтобы тела качения правильно установились на беговых дорожках; затем зажимают крышку до полного отсутствия люфта (вал туго проворачивается), после этого щупом замеряют зазор между фланцем крышки и корпусом. К величине зазора прибавляют величину осевого люфта, необходимого для нормальной работы подшипников. Эта сумма соответствует толщине комплекта прокладок для регулировки осевой игры вала. Затем крышку снимают и снова устанавливают уже с комплектом прокладок. Установка радиально-упорных подшипников враспор (рисунки 33–36) допускается только при сравнительно незначительном расстоянии между опорами (не более 350–400 мм) или при незначительном температурном удлинении вала.

Для червячной передачи такую установку подшипников можно рекомендовать при межосевом расстоянии аw = 150–180 мм.

В тех случаях, когда можно ожидать больших температурных удлинений вала (например, вал червяка при значительном расстоянии между опорами), величина осевого люфта подшипников может оказаться недостаточной. В этих случаях можно рекомендовать установку подшипников так, чтобы при удлинении вала осевой зазор в подшипниках увеличивался (рисунок 37).

Рисунок 37

При значительном расстоянии между опорами или в тех случаях, когда на одну из опор действует значительная радиальная нагрузка совместно с осевой переменного направления или, наконец, когда следует ожидать больших температурных удлинений вала (например, вал червяка), оба радиально-упорных шарико- или роликоподшипника устанавливают враспор на одной из опор. Другая опора вала в этом случае делается плавающей. В качестве плавающей опоры применяется или радиальный шарикоподшипник (рисунок 38) или роликовый с короткими цилиндрическими роликами без бортов на наружном кольце (рисунок 39).

Удобен монтаж и регулировка подшипников, представленных на рисунке 40 (зажаты наружные кольца, внутренние кольца регулируются с помощью установочных гаек).

Рисунок 38

Рисунок 39

Рисунок 40

Если на узел действуют значительные осевые нагрузки переменного направления в сочетании с радиальными и можно ожидать значительных температурных удлинений вала, то можно использовать конструкцию узла с двойным упорным подшипником в сочетании с плавающими радиальными подшипниками (рисунок 41). Этот узел иногда применяют для монтажа червяка в червячном редукторе.

Рисунок 41

Следует обратить внимание, что осевой зазор двойных упорных шарикоподшипников необходимо регулировать особенно тщательно (это делают за счет прокладок между крышкой и стаканом).

В передачах с шевронными колесами или сдвоенными косозубыми колесами, образующими шеврон, один из валов должен иметь некоторую свободу осевого перемещения (плавающий вал). Делается это для возможности самоустановки одного шевронного колеса по другому. Плавающим обычно делают более быстроходный из валов (как имеющий меньший вес), а тихоходный фиксируют в осевом направлении одним из рассмотренных выше способов (рисунок 32).

Плавающий вал может монтироваться на роликоподшипниках без бортов на наружном кольце (рисунок 42). В этом случае наружные кольца подшипников закреплены, в корпусе между крышкой и пружинным кольцом, а осевая игра вала осуществляется за счет перемещения его вместе с внутренними кольцами и роликами по отношению к наружным кольцам.

Рисунок 42

В случае сравнительно длинных валов или когда грузоподъемность однорядных шарикоподшипников не достаточна, целесообразно применять сферические подшипники, наружные кольца которых не закреплены в корпусе, что обеспечивает некоторую свободу осевого перемещения вала (рисунок 43).

Рисунок 43

7. При конструировании подшипниковых узлов конических зубчатых передач надо учитывать наличие постоянного по направлению осевого усилия.

В этих узлах широко применяются радиально-упорные подшипники. Для "быстроходных передач небольшой мощности более целесообразно ставить радиально-упорные шарикоподшипники (рисунок 44), а при средних мощностях и меньших скоростях – конические роликоподшипники (рисунок 45 и 46).

Рисунок 44

Рисунок 45

Рисунок 46

Установку подшипников по рисунок 45 здесь следует считать более рациональной, чем по рисунок 46, так как в первой из них осевая нагрузка воспринимается подшипником, на который действует меньшая радиальная сила.

При установке подшипников по рисунок 45 регулировка осевого зазора (игры) осуществляется за счет перемещения наружных колец. В корпусе редуктора. Внутренние кольца сажаются на вал с натягом и в установке закрепительных гаек нет необходимости.

При монтаже подшипников по схеме на рисунке 46 необходимы закрепительные ганки; при нагреве вал может беспрепятственно расширяться, и подшипники гарантированы от заклинивания даже при значительном повышении температуры. Однако регулировка подшипников в этой схеме может осуществляться лишь за счет перемещения внутренних колец; это возможно при посадках скользящей или плотной, не допустимых в случае тяжелых условий работы. В отношении жесткости узла схема по рисунок 46 предпочтительнее, чем по рисунок 45, так как при одинаковом расстоянии между опорами (размер Б) величина опорной базы l2 больше l1. Таким образом, обе рассмотренные схемы имеют свои преимущества и недостатки, и окончательный выбор зависит от конкретных условий работы.

При больших скоростях в конических передачах можно рекомендовать сочетание для одного из валов роликоподшипников без бортов на наружном кольце с радиальным шарикоподшипником (рисунок 47).

Рисунок 47

Радиальную нагрузку здесь воспринимают роликоподшипники, а осевую воспринимает радиальный шарикоподшипник, наружное кольцо которого установлено в корпусе со значительным радиальным зазором.

Опоры конических передач должны давать возможность регулировки зацепления путем осевого перемещения как вала шестерни, так и вала колеса. Эта регулировка осуществляется прокладками между фланцем стакана и торцом корпуса (рисунки 44–47).

8. Если на вертикальный вал действует большая осевая нагрузка, направленная сверху вниз, и нельзя гарантировать соосность посадочных мест, то его следует устанавливать на сферических шарико- или роликоподшипниках в сочетании с упорным (рисунок 48). При высоких угловых скоростях конструкции с упорными подшипниками применять не следует.

В конструкции вертикального вала по рисунок 49 соосность посадочных мест обеспечивается тем, что они выполнены в общем корпусе. Для компенсации небольших перекосов монтажного характера или связанных с деформацией вала под упорное кольцо кладется подкладка из линолеума (при малых нагрузках) или мягкого металла (рисунки 48, 49).

Рисунок 48

Рисунок 49

Следует обратить внимание, что в представленных на рисунках 48, 49 конструкциях неподвижные кольца упорных подшипников установлены в корпусе с радиальным зазором (порядка 0,5 мм на сторону).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.