При поиске оптимальной формы каждого элемента оборудования необходимо определить сначала, как она зависит от рабочей функции (назначения) изделия и от особенностей пользования им. Рассмотрим на конкретном примере, как функция того или иного изделия влияет на образование его формы. Возьмем, для примера, все ту же кухню, где мы встречаемся с большим количеством самых разнообразных по форме предметов. Многообразие форм оборудования кухни связано с ее многофункциональностью.В то же время существует много предметов, которые по своему назначению идентичны, однако имеют разную форму. Говоря о связи рабочей функции и формы недостаточно поэтому учитывать лишь общее назначение — нужно иметь в виду и характер использования, конкретизирующий функционирование. Объем холодильной камеры и конфигурация холодильника, зависящие от условий применения, например, накладывают отпечаток на решение формальной задачи, на образование формы этого предмета (холодильник-шкаф, холодильник-стол, холодильник настольный, холодильник встроенный, холодильник настенный).Таким образом для формообразования предметов, имеющих одну функцию, одно назначение, важно точно установить, в каких условиях они будут работать. Нужно обязательно проследить, как эта общая функция в разных связях, в разных обстоятельствах себя конкретно проявляет, иными словами — надо выявить весь комплекс функциональных условий. Учет всех этих составляющих определяет, прежде всего, полноту удовлетворения данным изделием функциональных процессов, а затем, уже как следствие, отражается на его эргономических и эстетических характеристиках.
Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства.В области материального производства, в частности в архитектуре и дизайне, функциональное назначение и содержание предметов всегда облечено в какую - то материальную пространственную форму. Влияние материалов и конструкций на форму промышленных изделий неодинаково, оно зависит от характера предмета, его функций, его связей с человеком. Далее следует рассмотреть и технологию производства как формообразующий фактор. Характер производства и принятая технология влияют на качество, на форму промышленного изделия. Отсюда необходимость учитывать реальные технологические возможности, использовать или предлагать новую технологию, дающую желаемые результаты без дополнительных затрат труда и материалов.
В разных промышленных изделиях материал и конструкция по-разному влияют на форму. Прежде всего само соотношение между влиянием свойств материала и влиянием конструкции на реальную форму вещи может быть разным. Можно себе представить простое промышленное изделие, в котором конструкция элементарна и материал, как правило, используется в монолите. Скажем, посуду из пластмассы или инструмент. Ясно, что когда речь идет о простейшей конструкции, форма предмета, в основном, зависит от работы самого этого материала (металл, дерево, пластмасса и т. д.). В сложном же изделии взаимосвязь между материалом, конструкцией и создаваемой формой иная, ибо там материал "работает" исключительно через специально создаваемую конструкцию, что связано с характером предмета, с его функцией, с его устройством. В производстве мебели, например, в последнее время произошли существенные изменения, связанные не столько с функцией (функция мебели более или менее постоянна), сколько с применением новых материалов и конструкций. Мебель с использованием металла в качестве основных конструкций, в частности, отличается более свободной пространственной организацией и возможностью быстрой трансформации. А из пластмассы наоборот — компактностью и пластичностью.
Конструкция и форма изделия реализуются в материале, естественно, в процессе производства этого изделия. Совершенно очевидно, что разные материалы и способы их обработки — различные технологические процессы, которые приняты на данном производстве — также влияют на образование формы, что при использовании различных технологий получается и иная по характеру, по пластике, по фактуре внешняя форма.
Непосредственным продуктом дизайнерского творчества являются проекты. Вещи в проекте предстают в своей идеальной форме — в виде идей будущих изделий. Однако окончательную реализацию замыслы проектировщиков получают после воплощения проекта в материале. Лишь потребление служит доказательством правильности замысла проектировщика, выраженного в проекте. Поэтому окончательный продукт дизайнерского творчества — созданные в условиях индустриального производства по проектам художников-конструкторов промышленные изделия и предметная среда, соответствующие потребностям человека.