Польза, прочность и красота – основные отличительные признаки объектов дизайна. Еще в первом веке до нашей эры древнеримский архитектор Витрувий сформулировал эти простые правила, выраженные всего тремя словами – польза, прочность, красота. Именно эти три понятия являются основой всей архитектуры, как античной, так и современной.
Польза
Первоначально для создания любого предмета или интерьера нужна причина, назначение. Современное слово для обозначения этого понятия – функция. Жилой интерьер создается для того, чтобы в нем жить – спать, есть, отдыхать, общаться, растить детей и прочее. Интерьер офиса создается для того, чтобы работать. Интерьер кафе, ресторана – для принятия пищи. Это и есть функция помещения. И эта функция является собственно целью и причиной создания интерьера, поэтому помещение должно максимально отвечать своей функции. В современных условиях, когда каждый квадратный метр стоит определенную сумму денег, появилось еще одно понятие – полезная площадь. Особенно оно актуально для небольших квартир, где необходимо каждый квадратный метр пространства использовать с максимальной пользой. Пространство не должно «пропадать», оставаться незадействованным. Для создания максимально удобного, функционального и полезного пространства используются нормы эргономики. В бытовом понимании они сводятся к размерам основных предметов обихода и расстояний между ними, в которых человек может свободно действовать, перемещаться, реализую функцию помещения.
Прочность
После того, как решена функция помещения, его назначение, удобство и эргономичность, возникает вопрос о прочности. Это очень широкое понятие, включающее в себя далеко не только устойчивость конструкции (стен, перекрытий), но и безопасность в пользовании, и определенную степень долговечности. Собственно, эргономичность тоже имеет прямое отношение к безопасности, так как предметы, неудобные в обращении, могут нанести существенный вред здоровью человека. Неудобно открывающаяся дверь может ударить в самый неподходящий момент, легко стукнуться головой об неудобно висящую полку и так далее.
Красота
Последним правилом проектирования является красота, декоративность, гармоничность внешнего вида. Значение этого критерия, как правило, переоценивается, ведь первое, что человек замечает, входя в помещение – это именно внешний вид помещения, а не его удобство или безопасность. Это и породило повсеместное в современном мире легкое отношение к профессии дизайнера. Человек видит помещение или его изображение, это в первую очередь цвета и материалы, их гармоничное сочетание. И ему кажется, что создать такой интерьер проще простого, что любой обладающий хорошим вкусом человек на это способен. Внутреннее же наполнение интерьера, состоящее из его пользы и прочности, остается для него незамеченным. Зачастую также людям свойственно делать свой выбор, руководствуясь в первую очередь внешним видом вещи, или даже только внешним видом. Как часто можно услышать, особенно из уст женщины – ой, какая прелесть, я это хочу. Но, наверное, каждому в жизни довелось купить красивую, но неудобную пару обуви и оценить, насколько в повседневной жизни польза и прочность превалируют над красотой. Если речь идет о покупки промышленно произведенной вещи, то особенно беспокоиться не стоит. Любая вещь промышленного производства уже является более или менее прочной и полезной, это основа промышленного дизайна. Но при проектировании среды обитания человека, а особенно жилого пространства, ни в коем случае нельзя приносить пользу и прочность в жертву красоте.
Говорят, красота и комфорт в интерьере не совместимы, что приходится выбирать что-то одно. Ведь не зря существует выражение «Красота требует жертв», повторяем мы себе, желая получить красивый интерьер лишенный всякого комфорта. Однако интерьер не только может, но и должен быть функциональным, красивым и комфортным, таким чтобы с удовольствием жить в квартире или доме. Соответственно задача дизайнера – не только оформить комнаты, но и добиться функциональности и уюта каждого уголка. Именно такой подход является единственно верным и профессиональным. Дизайн двойственной природы, проектируя объект мы идём на компромисс - Функциональность и эстетика рука об руку. Что касается техники и искусства, то на сегодняшний день осознается потребность в преодолении противоречий между технической, предметной средой и культурой, превращении техносферы в культурный феномен. Ведь техника оказывается едва ли ни единственным импульсом социальных нововведений и культурных преобразований. Именно в современную эпоху появляются художественная фотография, кино, телевидение, эстрада, светомузыка. Благодаря технике расширяются “языковые”, выразительные возможности искусства. Театр - это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля и т.д.