Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И. Леонидов,Л. Лисицкий,К. Мельников, В. Татлин



Владимир Евграфович Татлин (1885-1953), создавал свои «контррельефы» – нечто среднее между рельефом, коллажем и кубистической живописью. В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала»(металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям) - её прозвали «Башней Татлина.Венцом его проектной деятельности явился «Летатлин», 1930–1931, Музей истории авиации, Москва), летающий аппарат (орнитоптер), который оказался технически непрактичным (он так и не взлетел), но остроумно предвосхитил принципы биодизайна, учитывающего внутренние законы живой природы.

В «первую рабочую группу конструктивистов», созданную в 1921 г. в ИНХУКе в Москве, входили А. Ган, К. Иогансон, К. Медунецкий, А. Родченко, братья Стенберги, В. Степанова. В 1925 г. возникло «Объединение современных архитекторов» («ОСА»), его председателем стал А. Веснин. В 1926 г. стал выходить журнал «Современная архитектура» («СА»). Конструктивистские «дома-коммуны» не только невыразительны, но и неудобны для жилья: прямоугольные коробки, функциональные «ячейки» и блоки, «принудительная» геометризация, отсутствие зрительных акцентов: выявления верха и низа, основания и завершения делали их скучными и неприглядными. Ощущая этот недостаток, конструктивисты стали использовать в архитектурных проектах средства цветной графики, плаката, фотомонтажа, идеи живописцев-супрематистов. Проекты выглядели красочными, веселыми, «агитационными». В этом же русле развивались конструктивистское оформление книги Л. Лисицкого, фотография А. Родченко, рисунки тканей В. Степановой и Л. Поповой, сценография А. Веснина, Л. Поповой, В. Степановой для театров В. Мейерхольда и А. Таирова.

ВХУТРМАС - ВХУТЕИН состоял из восьми факультетов: архитектурного, живописного, скульптурного, металлообрабатывающего, деревообделочного, керамического, текстильного, полиграфического (графического.

Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза.

ВХУТЕМАС и Баухауз возникли и функционировали в период, когда в ходе взаимодействия различных видов искусства и инженерно-научного творчества происходили сложные процессы формирования нового стиля современной архитектуры и становления дизайна. Важнейшими генерирующими центрами этих процессов и стали в 20 - е годы ВХУТЕМАС и Баухауз.

Пришедшие в эти вузы художники, скульпторы и архитекторы, разрабатывая и внедряя новую методику преподавания, не просто искали новые формы обучения студентов уже отработанным в практике профессиональным приемам и методам, а в ходе учебного процесса вырабатывали эти приемы. Вот это и есть самое важное, что определяет роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в развитии современного искусства, в становлении нового отношения к качеству среды обитания, в формировании творческих течений и концепций, в развитии нового стиля. Наследие ВХУТЕМАСа и Баухауза - не просто история или опыт методики преподавания, а сложная совокупность профессиональных средств и, средств первичных, формировавшихся в стенах этих учебных заведений.

Руководители студентов во ВХУТЕМАСе - это был цвет советского художественного авангарда, пионеры нового стиля: А.Веснин, Н. Ладовский, Л. Лисицкий, В. Татлин, К. Мельников, П. Кузнецов, А. Куприн, И. Нивинский, И. Рабинович, Р. Фальк, А. Шевченко, Л. Попова, А. Родченко, И. Голосов, В. Кринский, А. Лавинский, Б. Королев, В. Степанова, В. Фаворский, Н. Удальцова, А. Древин, Д. Штеренберг, Г. Клуцис, Н. Митурич, Л. Бруни, С. Герасимов, К. Истомин, В. Мухина, И. Чайков, А. Голубкина, М. Гинзбург, И. Леонидов и др. А многие из тех, кто окончил ВХУТЕМАС, входили в плеяду наиболее талантливых мастеров нашей архитектуры, полиграфического искусства, живописи, скульптуры и еще только формировавшегося дизайна.

Дисциплину «Цвет» преподавали Л. Попова и А. Веснин. В их программу входило две ступени: программа-минимум – изучение цвета вне специальности, программа-максимум – специальная колористическая подготовка с учетом конкретного факультета. Они стремились в своей методике вскрыть сущность вещей через анализ реальных элементов объективного мира. Студенты не рисовали предметы, а создавали на их основе композиции, разлагая формы предметов, анализируя их.

13. Советский отдел на Международной выставке в Париже 1925 года.

— выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже, построенный по проекту архитектора-модерниста К.С.Мельникова. Павильон СССР являлся одним из первых осуществлённых новаторских произведений как в советской, так и в мировой архитектуре XX века. выставка, состоявшаяся в период с апреля по октябрь 1925 года в Париже, на которой были представлены работы из области современного декоративного искусства, архитектуры и дизайна многих стран мира. Выставка дала имя течению ар-деко (в результате сокращения слов Arts Décoratifs в названии выставки) в декоративном искусстве первой половины XX века.Территория, выделенная организаторами выставки под строительство советского павильона, была не только мала (29,5 на 11 метров), но и неудобна для строительства. Через площадку проходили трамвайные пути, которые по условиям парижских властей убирать запрещалось. Поэтому павильон был ограничен не только горизонтально, но и вертикально: подводить под здание фундамент было невозможно. Вместе с тем, в некоторых современных источниках утверждается, что «наш павильон раскинулся с истинно советским размахом и занял одну шестую часть выставочной территории: ведь было необходимо разбить и настоящие юрты из Туркмении, и чумы народностей Крайнего Севера».

Павильон представлял собой лёгкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Большая часть площади наружных стен павильона была остеклена. Прямоугольное в плане здание перерезалось по диагонали ведущей на второй этаж открытой лестницей, над которой было сооружено оригинальное перекрытие в виде наклонных перекрещивающихся деревянных плит. Справа от лестницы была сооружена вышка-мачта, увенчанная серпом и молотом и буквами СССР.Советский павильон на выставке был сооружён из дерева по проекту архитектора К. С. Мельникова и стал одним из самых популярных на выставке. Павильон СССР являлся одним из первых осуществлённых новаторских произведений как в советской, так и в мировой архитектуре XX века. Главным художником павильона СССР на выставке был А. М. Родченко. Для выставки Родченко оформил клуб рабочих СССР («изба-читальня») и обложку советского каталога. Рекламные плакаты А. Родченко удостоены серебряной медали выставки. «Русский раздел» выставки возглавлял художник Д. П. Штеренберг.

14. Конструктивизм, Функционализм, Рационализм в искусстве интерьера (Корбюзье, Роэ, Райт).

Конструктивизм — советский авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном творчестве, получивший развитие в 1920-х — начале 1930-х годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре.

Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура».

Источником красоты стала техника, в ее угловатых контурах искались новые формы, источником вдохновения были безупречно функционирующие механизмы. Эпоха сопровождалось внедрением в строительство новых конструкций и материалов: монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных конструкций.

Были установлены своего рода нормы благополучия, которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и насаждались, как некий социально-архитектурный идеал. Время рационализма и утилитаризма принесло и в искусство внутреннего убранства дома простоту, гармонию и цельность. Знаменитый афоризм Ле Корбюзье "Дом - это машина для жилья" идеально определяет суть эстетики конструктивизма.

Продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность построения архитектурной формы.

Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы, как модерна, так и конструктивизма.

Особенности стиля конструктизма:

- ничто лишнее не "цепляет" взгляд, все функционально, продумано, взвешено

- цветовые акценты - блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи

- мебель должна быть удобна не только для потребителя, но и для машин, которые будут ее делать

- применение железобетона, кирпича, стекла

- четкость вертикальных и горизонтальных членений

- окна от пола до потолка

- внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок

- отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома

- деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок.

 

Рационализм стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным потребностям общества, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Он выдвигает требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществлялись Ле Корбюзье во Франции и школой «Баухауз» в Германии.

Стилю не присуща роскошь, украшения, изюминка в предметах. Характерные цвета рационализма коричневый, зелёный (за частую светлый), лиловый, бирюзовый. Линии горизонтальные и вертикальные. Сочетание тонких и толстых линий. Формы рационализма за частую шарообразные, прямоугольные, цилиндрические. Используется изобилие веранд, лоджий, балконов, эркеров. Конструкции за частую стальные и железобетонные, решётчатые и балочный - пространственные. Окна в стиле прямоугольной или овальной формы. Двери прямоугольные, материал стекло, метал или дерево.

 

Ле Корбюзье (1887- 1965) считается одним из наиболее влиятельных архитекторов XX в. Этот французский зодчий был не только практиком, но и теоретиком архитектуры. Ле Корбюзье был в числе создателей таких современных течений в архитектуре, как рационализм и функционализм. Он видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. На современное зодчество, безусловно, оказали влияние пять его принципов: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально протяженные окна и свободная компоновка фасада. По проектам Ле Корбюзье было построено множество зданий в Европе и Азии, в том числе здание Центросоюза в Москве на Мясницкой улице (1955 г). Он также создавал и большие городские ансамбли, например Чандигарх в Индии (1951 - 1956).

Функционализмвозник в Германии в 20-х годах прошлого века в недрах архитектурной школы "Баухауз" и до сих пор неотъемлемо связан с этим названием. Функционализм в архитектуре был отражением процессов индустриализации европейского общества и перекликается с принципами конвейера за счет архитектурных форм. Стиль функционализм стал основополагающим при создании жилых многоквартирных домов во время массовой застройки городов. Здания из бетона, железа, стекла и реже кирпича, выраставшие целыми кварталами в спальных районах - типичные постройки эпохи функционализма в архитектуре. Основной постулат - дома - машины для жизни. Окна должны служить источником света, комнаты располагаться так, чтобы удобно было переходить из кухни в спальню, а из спальни попадать в ванную. Все призвано выполнять исключительно назначенную помещению функцию, не более. Декоративность и излишества отсутствуют вовсе. Все формы - предельно геометрические с прямыми углами, без ломанных или изогнутых линий. Квартиры, напоминающие ульи, дома с плоскими крышами и нередко окнами сплошной полосой, особенно в промышленных постройках. Все в функциональном интерьере ограничивается функцией того или иного предмета интерьера. Мебель имеет такие же геометрические формы, как и планировка квартиры. Отклонения от четких прямоугольных форм возможны только тогда, когда дизайнер стремился повторить в мебели форму человеческого тела - эргономичность еще одна отличительная особенность функционализма. Интерьер в стиле функционализма подходит современным практичным людям, проводящим время дома исключительно для удовлетворения основных потребностей - в крыше над головой и сне. Такие пространства легко создать в пространстве современных типовых городских построек, а также в ультрапопулярных лофтах. Функционализм главенствовал как стиль промышленных построек и нынешние здания фабрик, переоборудованные под жилые пространства как нельзя хорошо подчеркнут достоинства стиля - прямолинейность, чистоту форм и цветов, отсутствие излишков и индустриальный шарм переоборудованного под жилое пространства. Фото функциональных интерьеров коллекции сайта salon.ru дают возможность познакомиться с различной интерпретацией функционализма профессионалами в сфере дизайна и архитектуры по обе стороны океана

15. Ар-деко – декоративное искусство новой буржуазии и его влияние на стилеобразующие принципы в дизайне интерьера.

интерьере Ар Деко. Art Deco - сокращение от названия выставки «L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes» - «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», состоявшейся в 1925 г. в Париже). Художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики. Получил распространение в 1918-1939 гг. во Франции, отчасти в других европейских странах и США. Толчком к стремительному развитию этого стиля послужила парижская выставка 1925 г., где показывались последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. Для этой выставки знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье, один из основателей конструктивизма и функционализма, спроектировал и построил павильон «Эспри Нуво» (франц. «Esprit Nouveau» - «Новый дух»); знаменитый художник Р. Лалик - фонтан из цветного стекла со световыми эффектами и «стеклянный интерьер» павильона Севрской фарфоровой мануфактуры. В целом стиль «Ар Деко» можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». В искусстве Ар Деко продолжаются излюбленные темы и мотивы Модерна - точнее стиля Ар Нуво, - извилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, изображение фантастических существ, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных бледных женщин с распущенными волосами. Во всем чувствуется какая-то усталость, пресыщенность, но кроме этого и устремленность к использованию геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета. Ар Деко - желание многих художников создать иллюзию благополучия и «роскошной жизни» в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами. Это был последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое. В ход пошли элементы ампира, архаики, египетского и крито-микенского искусства, соединялись находки декораторов Русских Балетных Сезонов в Париже, живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами восточного, японского, китайского и примитивного африканского искусства. Открытие искусства Амарны ( - пик в развитии реалистической скульптуры, как рельефной, так и объемной, достигнутый на более позднем этапе правления фараона XVIII династии Аменхотепа IV, основавшем свою столицу в Амарне) , гробницы египетского фараона Тутанхамона (1922), оказывали на вкусы людей столь же сильное воздействие, как и обтекаемые формы новейших локомотивов и автомобилей. Интерьеры, оформленные в стиле Ар Деко, производят впечатление не композиции, а суммы отдельных компонентов, группировки «стильных вещей» - мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника». Такие интерьеры создавались «с шиком» 1920-х годов, дорогих отелей и ресторанов и потому иногда их стиль называют «стилем Риц» (англ. Ritz Style). Показательно, что первая выставка художников-сюрреалистов состоялась в Париже в том же 1925 г. В декоративных росписях Ар Деко и вновь вошедших в моду витражах и мозаике изображались женские «извращенные фигуры» в экспрессионистски изломанных движениях, деформированные - с фантастически развитой «мужской» мускулатурой. Все это свидетельствовало о кризисе вкуса. В «эпоху потерянного поколения» особенно ценились дорогие экзотические материалы: слоновая кость, черное - эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, даже «шкурки ящериц» и кожа крокодила. В поздних формах стиль Ар Деко сближается с геометрическим конструктивизмом. Недаром считают, что проектировщики Ар Деко - наследники венской архитектурной школы - оказали влияние на формирование программы немецкого Баухауза (нем. Bauhaus - "дом строительства",

16. Влияние Международной выставки в Париже 1925г. на развитие мирового дизайна.

Междунаро́дная вы́ставка совреме́нных декорати́вных и промы́шленных иску́сств зачастую называемая Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности— выставка, состоявшаяся в период с апреля по октябрь 1925 года в Париже, на которой были представлены работы из области современного декоративного искусства, архитектуры и дизайна многих стран мира. Выставка дала имя течению ар-деко (в результате сокращения слов Arts Décoratifs в названии выставки) в декоративном искусстве первой половины XX века. Толчком к стремительному развитию этого стиля послужила парижская выставка 1925 г., где показывались последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. Для этой выставки знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье, один из основателей конструктивизма и функционализма, спроектировал и построил павильон «Эспри Нуво» (франц. «Esprit Nouveau» - «Новый дух»); знаменитый художник Р. Лалик - фонтан из цветного стекла со световыми эффектами и «стеклянный интерьер» павильона Севрской фарфоровой мануфактуры. Парижская Exposition Internationale des Arts Decoratifs et industriel Modernes стала решающим фактором в сложении стиля, названного в 1960-е годы Ар Деко. Первоначально намеченная на 1915 год и задуманная как ответ на растущий международный коммерческий успех Германии, Парижская выставка в 1914 году была перенесена на неопределенное будущее. Когда в апреле 1925 года эта выставка, наконец, открылась, то ее главной целью было возвращение Франции позиций мирового арбитра вкуса и главного центра в производстве предметов роскоши. Устроители выставки надеялись также убедить французских промышленников откликнуться на «современность» и работать с художниками, чтобы выпускать вещи «подлинно оригинальные» Всё было почти как обычно. Только у одного экспонента сменилась вывеска: «Россия» превратилась в «СССР». Участие в выставке СССР было одним из первых актов культурного обмена между СССР и Францией после установления дипломатических отношений между странами 28 октября 1924 года. Советский павильон на выставке был сооружён из дерева по проекту архитектора К. С. Мельникова поблизости с Домом Инвалидов и стал одним из самых популярных на выставке. Павильон СССР являлся одним из первых осуществлённых новаторских произведений как в советской, так и в мировой архитектуре XX века. В залах павильона были развёрнуты экспозиции народов СССР, Госторга и Госиздата. Главным художником павильона СССР на выставке был А. М. Родченко. Для выставки Родченко оформил клуб рабочих СССР («изба-читальня») и обложку советского каталога. Рекламные плакаты А. Родченко удостоены серебряной медали выставки. «Русский раздел» выставки возглавлял художник Д. П. Штеренберг.Одна шестая часть суши тут же потребовала себе одну шестую часть выставочной территории. Оказалось, что она необходима для того, чтобы разбить настоящие юрты с настоящими «живыми» ковровщицами из Туркмении и чумы народностей Крайнего Севера. В выставке приняли участие советские художники В. Г. Меллер (золотая медаль за оформление спектакля в театре «Березіль»), Ю. П. Анненков, Н. И. Альтман, А. А. Экстер, А. И. Кравченко (гран-при за графические работы), А. В. Лентулов (диплом выставки за оформление спектакля «Демон»), П. П. Кончаловский, А. Н. Бенуа, В. М. Голицын (золотая медаль по классу «Искусство и индустрия дерева» — за роспись деревянных изделий), модельер Н. П. Ламанова (Гран-при «за костюм, основанный на народном творчестве»), кинорежиссёр С. М. Эйзенштейн (серебряная медаль за фильм «Стачка»). Золотую медаль международной выставки получают изделия вологодских кружевниц. По пути из Москвы в Нью-Йорк на парижскую выставку 1925 г. заехал В. Маяковский. Он подготовил каталог советской экспозиции, за что получил серебряную медаль. Участие СССР на международной Парижской выставке декоративного искусства 1925 г. "впервые прокладывало мост между нами и Западом, пробудив интерес в европейских странах не только к нашему искусству, но и к нашей промышленности" . Участвуя во Всемирной выставке в Париже в 1925 г., Советский Союз демонстрировал свои экспонаты не только в павильоне, но и в Большом дворце. Там же демонстрировался проект саркофага для мавзолея В. И. Ленина. Первый саркофаг для тела В. И. Ленина был разработан архитектором К. С. Мельниковым, победившим на специальном конкурсе. Первоначальный проект саркофага был признан технически трудным, и Мельников в течение месяца разработал и представил восемь новых вариантов. Один из них был утверждён, а затем и реализован в кратчайшие сроки под наблюдением самого автора. Этот саркофаг стоял в мавзолее вплоть до окончания Великой Отечественной войны.В целом для выставки было характерно искание новых форм, особенно полно выразившееся в архитектуре этих двух павильонов.Павильон журнала «Эспри нуво» был построен по проекту Ле Корбюзье по времени несколько позднее советского. Павильон включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — экспериментальную квартиру в двух уровнях. Сам Ле Корбюзье говорил, что советский павильон — это единственный павильон, на который стоит смотреть. Помимо архитектуры павильона Ле Корбюзье представил на выставке «Проект города на 3 миллиона жителей» и «План Вуазен», ставшие позднее широко известными. Крупные декоративные проекты на выставке осуществил французский скульптор и живописец Фернан Леже. Высокую оценку получили также выставочные павильоны туризма (архитектор Р. Малле-Стивенс), выставочный центр (О. Перре), вход со стороны площади Согласия (П. Пату), электрическая декорация фонтанов (Р. Лалик).Всемирная выставка 1925 г. в Париже впервые открыла миру шведский дизайн, который получил красивое определение Swe­dish Grace («Шведская гра­ция»). Обилие света, минимализм, функциональность, чистые линии придают ему неповторимое своеобразие. Шведы никогда не шли по пути заимствований, а удивляли мир новаторством и демократичностью.

17. Исторические этапы становления дизайна в России: проблемы и перспективы развития.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.