Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности Просвещения в США. Лекция от 19.10.



 

1. Европейские идеи попали на благоприятную почву: Америка стала лабораторией, где апробировался тезис о врожденном праве людей на свободу., равенство, стремление к счастью.

2. Отличие американского Просвещения от классического образца из-за отсутствия феодализма и наличия веротерпимости.

3. Влияние на идеологию грядущей революции местного пуританизма.

 

Споры, что больше оказало влияние – идеи пуританизма, или европейское просвещение? Пуританизм был внешней оболочкой для переустройства общества. Он сделал достаточно адекватным взгляд рядового американца на окружающий мир. Идея о земном благополучии, о трудолюбии, о земной умеренности – эти идеи были созвучны европейскому П.

Американцы смотрели на мир сквозь призму деизма – бог дал первотолчок для развития мир, а далее уже люди сами жили. Поэтому искали этот первотолчок.

 

Политическая сфера.

Здесь очень важно формирование антиколониальной доктрины. Важная позиция ряда крупных мыслителей, которые создали базу длоя этой концепции. Джефферсон: 1. англо-американские свободы должны быть дарованы и англо-американцам, как гражданам метрополии. 2. из концепции Джона Локка о свободе – все люди рождены свободными, и от рождения обладают равными правами.

Важна Война за независимость в то плане, что формируется национальная концепция – «я американец».

Достаточно много было сделано в сфере образования. Хотя и не было общей единой модели, но был создан ряд университетов и колледжей. В 1701 г. основан Йельский университет, а колледжей было 9 штук.

СМИ в XIX веке – это печать. Она носила своеобразный и прагматический хар-р: альманахи, календари, памфлеты. Очень популярны были альманахи – это своеобразное сочетание разного рода статей: много притчей, стихов, советов. Накануне Революции появляются памфлеты – это очень боевая форма выявления собственной позиции или обличения позиции других. «Boston News Letter» (1704) – первая газета.

Америк. П. было представлено рядом крупных имен: Джефферсон, Бенджамин Франклин, Джон Адамс.

Джефферсон, Адамс стали президентами. Гамильтон стал министром финансов. Все они были молодыми людьми в 1775. Когорта молодых революционеров от 18 до 40 лет. Бенджамин Франклин в этом плане выдавался – на момент революции ему было 60 лет, а всего прожил 84 года. А средний возраст американца был 38 лет.

 

Бенджамин Франклин (1706-1790). 100$ и в меховой шляпе. Self-made man. Единственный просветитель, который подписал 3 самых важных документа в истории США: Декларацию Независимости США, Конституцию США, Версальский мирный договор с Великобританией. Был 15-м ребенком в семье. Закончил 2 года обучения и в 10 лет начал работать, при этом одновременно сам изучал книги. Выучил франц, итал, исп, латынь. Свободно читал труды просветителей. «Какое доброе дело я могу совершить сегодня?» - календарь в духе пуританизма. 1727 – Франклин создал собственную типографию; издавал «Пенсильванскую газету» (20 лет); ежегодник «Альмонарх бедного Ричарда». 1728 – основал «дискуссионного кружка ремесленников и торговцев Филадельфии». Якобы это первый масонский кружок в США. Занимает достаточно большой пост почтмейстера Пенсильвания. С 1753 по 1774 – почтмейстер североамериканских колоний. Учение о Норд-осте, измерял ширину и глубину Гольфстрима, изобретал лампы для уличных фонарей; Пенсильванский камин или «Печь Франклина» (стены из чугуна с большой теплопроводностью). Крайне прославился изобретениями в области электроэнергии – доказал, что молния связана с электричеством. Во время грозы привязал к мокрой от дождя веревке железный ключ, ключ засверкал, а его чуть не убило. Очень много сделал, будучи первым дипломатом. Франклин сумел склонить Францию на свою сторону и заключили Версальский мирный договор 1783 с Англией. Идеи: 1. концепция естественных и неотъемлемых прав человек (жизнь, свобода, собственность). 2. основой государства есть общественный договор, поэтому в случае нарушения правительством этого договора народ имеет право на восстание. Литератор, заработал на этом денег: издавал «Альманах бедного Ричарда» (1732-58). Создал огромное кол-во публикаций в серии «Помоги себе сам». «Терпение и труд всех перетрут». Афоризм «умный использует дураков». Критиковали, что он берет их из европейской мысли. «На Бога надейся, а сам не плошай». «Автобиография» - выделил 13 добродетелей. Участвовал в работе Конвента 1778 (принял Конституцию), выступал за всеобщее избирательное право в США без имущественного ценза.

 

Томас Пейн (1737-1809). Написал памфлет «Здравый смысл» (1776). Обосновал необходимость отделения североамериканских колоний от метрополии. 1. Выступал против самого принципа монархического правления (всякая монархия есть не что иное, как «ущемление и унижения для живущих людей») 2. Наиболее адекватная форма правления для многих людей – республиканская форма правления. Предлагал парламентскую республику на основе всеобщего избирательного права. С этим его коллеги не согласились. 3. Принятие писанной конституции в качестве «короля». Далее «Пэн уезжает в Европу» и там пишет «Права человека»: изучение человека нужно тогда, когда он вышел из рук Творца. Отсюда все люди рождаются равными и имеют равные естественные прав. Выводы => а. гражданское право вырастает из естественных прав. б. гражданская власть несть не что иное, как воплощение тех естественных прав, которые личность не в силах осуществить самостоятельно. в. власть, возникшую таким образом ни в коем случае нельзя использовать для посягательства на естественные права. Приехал в Америку в 1802, но встретили холодно, умер в нищете.

 

Томас Джефферсон. 1. Незыблемые и естественные права: свобода, жизнь, стремление к счастью. 2. «лучшим является то правительство, которое меньше правит». 3. выступал против рабства – в отношении тех рабов, которые родились после принятия Конституции. «Декларация независимости» (4 июля 1776). Король нарушает естественный договор подданными, поэтому наши колонии теперь – свободные и независимые североамериканские штаты. Сам он происходил из достаточно знатной семьи землевладельцев Виргинии, имели несколько сотен рабов. Получил прекрасное образование в колледже. Стал адвокатом, прошел очень быстрый путь до губернатора штата и Президента страны. Концепция. Позиция физиократов: главное – сельское хозяйство, а идеал – республика свободных мелких фермеров. То есть достаточно радикальное решение аграрного вопроса. «Общий обзор прав Британской Америки»: король Англии – не более, как главный чиновник Британской империи, поэтому он должен помогать своему народу. Будущее устройство США должно идти по республиканской форме правления. В такой республике будут учитываться не материальные заслуги, а талант, добродетели, интеллектуальные способности. Свобода и независимость личности – фундамент для создания правового гос-ва. «Заметки о штате Виргиния» (1785): Георг III после отделения колоний завил, что он им помогал, и огорчен, почему колонии отделились. Джефферсон отвечает – описывает Виргинию и её хоз-во, а главное – народ является суверенным обладателем власти. Выступал против клерикализма и религиозного фанатизма. Защитник свободы совести. 1789 – закон о вероисповедании. Выступал против рабовладения, видя в этом основу деградации человека и плантатора. 1807 – закон о запрете привоза новых рабов на тер-рию США. Сэлли Хемингс: вроде 9 внебрачных детей родила, недавно доказали родство. После отставки с поста президента уехал в поместье Монтичелло, там ввел бесплатное трехлетнее образование; содействовал созданию Виргинского университета. Основатель библиотеки Конгресса США.

 

Александр Гамильтон (1755-1804). 10$. Самый молодой просветитель. Незнатного происхождения. В возрасте 18 лет активно включается в борьбу за независимость британских колоний. Главные идеи: 1. идеализация конституционного устройства Англии на основе принципа разделения властей, его за это называли «английским шпионом». 2. гос-во – орудие , которые должно служить интересам власть имущих. 3. возможность республиканского строя при наличии сильной президентской власти и при парламенте с высоким имущественным цензом. 4. за союз государства и капитала. 5. отрицал теорию естественного равенства людей, и именно гос-во может сдерживать их эгоизм и бурный нрав. Автор большей части знаменитого труда «Федералист» - сборник статей в защиту Конституции штата Нью-Йорк (1788). Стал министром финансов, старался ликвидировать огромный государственный долг. Но в 1795 вынужден уйти в отставку. 2000$ требует муж за свою честь, потом попадает в тюрьму и жена требует вызволить мужа. Гамильтон ни копейки не взял из казны, но реноме испорчено и вынужден уйти в отставку. У него всего 17 акров земли, а сам же сказал, что полноправным может быть только с 25 актов. Умер на дуэли с вице-президентом Бэром.

 

Джон Адамс (1767-1848). «В защиту Конституции правительственной власти в США»: независимость 3-х ветвей власти, но при сильной президентской власти. Идеал – смешанная форма правления (верхняя аристократическая палата и нижняя демократ. палата).

 

Джеймс Мэдисон (1751-1836). 5000$ (в 20-е годы ходила в США). Участвовал в написании «Федералиста». «Номер 10 федералиста» - критикует политические партии, как нарушающих естественную гармонию, но признал необходимость политических фракций.

 

Историографии ВЗН.

И те, и другие изучают источники.

1. Работы историков-федералистов. Трактовка решений Георга III: люди имеют свои слабости, и Георг III тоже мог ошибиться. 2. Историки-антифедералисты: монархия это тирания, средство концентрации власти в одних руках (Уоррен, Уимс).

 

Латинская Америка.

Очень слабая, очень робкая. 1. Трудности распространения просветительской мысли в регионе. Испанские власти следили, создали перечень запрещенных книг. Испанская колонизация переносила феодальные методы управления, господство религии. 2. влияние ВЗН на формирование передовой мысли.

 

Франсиско Крус-и-Эспехо (ум. в 1795). Представитель низших слоев. Сын индейца и мулатки. Выбился в люди. Издавал 1-ую газету Эквадора (7 номеров, но тем не менее).

 

Мариано Морено (ум. в 1811). После майской революции 1810 в Аргентине занимал посты. За республику, отделение церкви от гос-ва. Был назначен послом в Лондон, по пути отравили. Издавал первую газету Аргентины. В меморандуме скотоводов критиковал политику Испании. Главной основой жизнедеятельности было сельское хозяйство. Популяризировал идеи европейских просветителей, перевел «Общественный договор Руссо» и предисловие к нему. Памятник в Буэнос-Айресе («памятник, конечно же, надо поставить»).

 

Симон Родригес (ум. в 1854). Большой поклонник Боливара, пишет «Защиту Боливара». Главная мысль – революция это очень сложная вещь, и для завоевания независимости подходят все формы борьбы, в т.ч. и авторитарные (это как следствие общей ситуации).

 

Симон Боливар (ум. в 1830). Выиграл 472 битвы, национальный герой. Освободил Венесуэлу, Новую Гранаду (совр. Эквадор). Написал известную работу «Манифест из Картахены» - обращается к остальным патриотам оказать содействие повстанцам Картахены. Оказал очень большое воздействие. «Объявим же войну ненавистным поработителям».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.