Просвещение как особое направление идейно-политической мысли – продолжение гуманизма Возрождение + рационализм Нового времени.
Само понятие из статьи Канта: «Ответ на вопрос – что такое Просвещение?» (1784г.). Речь идет об отделение света от тьмы, т.е. просвещении человека светом разума. Aufklärung.
Заложена идея прогресса – человек саморазвиваясь может реформировать и общественно-политические институты.
3) Распространить в обществе идеалы добра и справедливости.
Данное направление носит достаточно гуманистический характер.
3 мыслителя обосновали развитие общества – Ньютон, Лейбниц, Джон Локк. Они создали инструмент для дальнейшего изучения мира, для исследовательского поиска. Опыт является главным показателем для изучения. В конце 17-18 века естествознание было тесно связано с философией. Поэтому получило название «натурфилософия» (связь естествознания с философией) – умозрительное истолкование природ, рассматриваемой в ее целостности. Нижние границы натурфилософии – 1543 – «Об обращении небесных тел» (Коперник), верхняя граница – 1687 – «Математические начала натуральной философии» (И.Ньютон).
Картина мироздания, создаваемая натурфилософией, окончательно сформировалась на рубеже XVII-XVIII веков. Гелеоцентризм превратил землю из библейского создания в сателлит солнца, а человека – из песчинки в творца мироздания. Меняются принципы восприятия мира. Появляются уже рациональные объяснения причин, и лучше всего, если они покоятся на математике. Считалось, что только она могла дать реальные представления о человеке.
На рубеже 18 в складывается представление о природе как о гигантской системе пружин. Отсюда все действия человека попадают под действие универсальных законов природы.
Последнее место в системе гуманитарных наук занимала история, т.к. не было возможно математически обосновывать исторический процесс. Поэтому долгое время превалирует картезианство – поиск достоверности, доказательности, признания истинности в том или ином событии. По его шкале на 1 месте была математика, а на последнем – история – занятный сюжет, но не научное знание. Значит, истории как научной дисциплины еще окончательно не выделилось из гуманитарных наук.
2 разновиности истории: 1) как сплав античной литературы и риторики 2) направление, которое рождается в университетских центрах, где ей занимаются профессионально.
История становится необходима для XVII века. Сам король предлагает накануне Революции создать профессорские кафедры истории в Кембрижде и Оксфорде. Борьба между приверженцами богословского понимания истории и рационалистического. И последние постепенно побеждают. Очень большую популярность получают научные лекции по математике и физике. Физика воспринималась как наука, просвещающая разум и освобождающая мысль людей от всевозможных суеверий. Светская публика очень увлекалась математикой и физикой.
Главные особенности европейского Просвещения.
1) Просвещение было противопоставлено религии, оно претендовало на моральный статус мира. Моральные идеалы – свобода, равенство и справедливость.
2) Сильное дидактическое начало, которое проявлялось не только в научных трактатах, но и литературе. «Робинзон Крузо» - вспоминает знания, полученные ранее.
3) Конструирование утопических моделей как идеального государства, так и идеальной личности. XVIII век – «золотой век утопии». Не только идеальная личность, но и идеальное государство. Морелли «Кодекс природы», Мабли «О правах и обязанностях гражданина».
Мироведение Просвещения формируется вокруг 3 идей – разума, природы и прогресса. Разум, не затуманенный предрассудками, следует природе, поэтому общество неуклонно движется по пути прогресса. В каждой стране Просвещение имело свой национальный характер.
В США именно П. стало основой всех преобразований. Отцы-основатели были не только просветителями, но и активными создателями нового гос-ва на основе принципов Просвещения. Жизнь, свобода и стремление к счастью – в Конституции.
Германия. Концентрация на решении религиозных и моральных вопросов.
Кант очень критически относился к П. – оно не способно познать все стороны жизнедеятельности человека, разрушаются личные и общественные основы.