Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

От гуманизма к Новому времени: наследие средних веков.



Историография Нового времени.

Взять новый учебник!!!

Сегодня вводное занятие. Тем не менее, мы начинаем с краткой характеристики того, что является объектом изучения историографии и сути понятия, а также о том, с каким наследием историописание пришло к эпохе Нового времени.

Понятие историографии имеет два значения.

Узкое понятие – обзор литературы по определенному вопросу в хронологическом плане; эволюция подходов предшественников к той или иной идее.

Широкое понятие – развитие исторического знания во всем многообразии его форм. Это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.

 

Учебники и учебные пособия.

1. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.

2. Байбакова Л.В, Ватлин А.Ю., Тырсенко А.В. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. Учебно-методическое пособие. М., 2010.

Методичку приобрести.

Во введении есть сетка часов для двух периодов НиН. Есть вопросы к экзамену. Очень подробное описание каждого периода по странам – персоналии, главные работы, общая эволюция подхода. В 3 разделе – исследования, труды.

На сайте кафедры есть страничка по историографии. Программа дистанционного обучения – нужно получить пароли.

Обязательные работы – через месяц будет известно.

15 лекций. После прохождения XVI-XVIII века будет коллоквиум. Все, кто получает зачеты, не сдает века ранее. Хорошо готовиться!

 

Лекция от 7.09. Особенности гуманистической историографии, ее достоинства и недостатки.

От гуманизма к Новому времени: наследие средних веков.

Главное достижение гуманистов – новое представление о человеке и его месте в обществе. Культура Возрождения – с 40-х годов XVI века прежде всего в странах Южной Европы. С чем связано?

Во-первых, Великие географические открытия. В средние века думали на основе геоцентрической системы. Потом представления людей меняются.

Во-вторых, появляется книгопечатание. Распространяется информация. Появляются печатные издания разного типа.

В-третьих, отход от теологии. Начинают верить в громадные творческие возможности человека, его потенциал. Главное внимание сосредотачивается на земном бытие человека.

История – как итог не божественного Промысла, а деятельности людей. А ранее мыслилась как всемирное историческое время, и имело векторный характер. История понималась теологически. Действительность приобретала в сочинениях мыслителей средних веков вид не истории, основанной на фактах, а истории, основанной на вымыслах, домыслах и т.п.

В период НВ происходит переход на более важные факты и всевозможные источники.

Гуманистическая историография.

Историки СВ изучали политику, деяния великих людей, т.е. другие очень важные проблемы – экономика, движение масс, духовная сфера – оставались без внимания.

Политика была осознана как особая сфера деятельности людей. Господствовала идея циклического движения истории, а не линейности времени. Поэтому Новое время считалось возрождением золотого века античности.

Основные положения гуманистической историографии:

- возникает понятие «глубины исторического времени». Время представляется как серия разрозненных, несвязанных моментов. Т.е. возникает понятие периодизации. В СВ периодизация шла по 4 царствам. А теперь история делится на Древнюю, Средневековую или темные века и Новое время. Оттуда идут основы периодизации.

Гуманисты оценивали античность как эталон развития, а СВ – варварские, темные и др. негативные эпитеты.

- имела ярко выраженный дидактический характер – наставлять и убежать людей через создаваемые примеры, быть «наставницей жизни».

- источники были очень недостоверны. Поэтому главное внимание стало уделяться поиску достоверных источников. Поэтому в период гуманизма было опубликовано много новых источников, прежде всего античных.

- возникают элементы научного оформления книги – стало появляться цитирование. И вообще возникает научный аппарат.

- проявляется особый интерес к истории отдельных гос-в.

 

Эрудитская школа.

Носила научно-исследовательский хар-р. Выработала критические приемы исследования источника. Вообще, в основном люди были клерикалами.

Флавио Бьондо (1388-1463) – нотариус по профессии, получил юрид. образование. Посещал кружок флорентийский гуманистов. Главный труд – «Декады истории со времени падения Римской империи». «Декады» - это подражание Титу Ливию. Со взятия Рима Алларихом с 310 по 1440. Писал ее почти 12 лет. Работа важна тем, что он впервые выделил Средние века и вообще ввел понятие «Средние века». Т.е., в принципе, впервые выделил рамки средневековья. А Средние века – с V века (с античности) и до начала XVI века (до Нового времени). Важный момент – определение конца Средневековья: 1453, книгопечатание сер XVI, 1492, 1517, 1640

Периодизация Бьондо:

1) Античная – до Констанитина Великого (323 – стал единственным полновластным римским прав-ем)

2) Средние века – до 1453.

3) Новое время – со 2/2 XVI

 

Заслуга школы: нашли новые источники + стали сопоставлять несколько источников.

У Бьондо была очень жесткая критика источника; необходимые условия – 1) реальность описываемых событий 2) близость данного источника к описываемым событиям.

Главное для него – факт установить, а не интерпретировать.

 

Лоренцо Валла.

Историком не был. Был представителем папской курии, при Мартине V, а там был кружок гуманистов. Стал одним из преподавателей ун-та Павии.

Был критически настроенным, и не ужился со своими коллегами. На него было организовано покушение, был вынужден бросить преподавание и стать секретарем неаполитанского короля Альфонса Арагонского. Под его защитой появляется главная работа – «О подложности константинового дара» (1440). Опровергает один из главных мифов римского папы, что он имеет светскую власть. «Дар» датирован IV веком, якобы Константин даровал Сильвестру III его, что тот имеет светскую власть над гос-вами Европы. Критика: 1) моральный характер – папа заведомо не мог произнести такие речи. 2) филологический признак – грубая латынь. Назвал работу бесстыдной басней. Церковь негодовала. Работа не была опубликована – церковь все сделала, чтобы не дать опубликовать вовремя.

С его работы начинается перелом в работе с источником:

Любой текст любой эпохи имеет свои признаки, и по ним можно определить дату. Сформулировано положение о репрезентативности источника. Усиливается внимание к источнику – публикуются новые источники, уделяется внимание Средним векам. Создавали дополнительные дисциплины – палеография, геральдика, дипломатика, научная хронология. Пытались фиксировать факты, но они еще их не анализировали. История для них была одним из видов красноречия, т.е. не столько наука, сколько один из видов красноречия.

 

Леонардо Бруни (1369-1444).

Главный труд – «История флорентийского народа» в 12 книгах (1416-1441). Стал госсекретарем флорентийской республики.

Эта школа была сформирована во Флоренции, под воздействием конфликта Флоренции и Миланским герцогством. Поэтому появляются апологетические работы в духе республиканизма, превосходство этого строя над тиранией.

Важно здесь – выявление причин падения республики. Бруни считал, что это из-за того, что народ потерял свободу и утратил внутреннюю силу. На принципах свободы и равноправия должно развиваться итальянское гос-во.

Ученые этой школы большое значение придавали риторике – взята из античности, авторов переводили. Дописывали за своих героев всевозможные речи. Не уделяли внимание экономике, а больше все политической истории.

 

Николо Макиавелли (1469 – 1527).

Светский человек, стал секретарем совета Флорентийской республики; был при дворе Людовика XII. Тонкий циник – в основе политического поведения лежит сила и выгода, нужно опираться на политические выводы. «Цель оправдывает средства», «войны нельзя избежать, ее лишь можно отсрочить в пользу противника».

«История Флоренции» в 8 книгах (ок. 1512). Главное в ней, по его мнению, – правильное или адекватное изложение событий. Важен не фактический пересказ, а оценка историком событий. И не просто оценка, а причинно-следственных связей между событиями. Особенно в истории Флоренции. Находит противоречия в 3 сферах – в пределах самой Флорент. респ-ки; внутри Италии (междоусобицы); в рамках Европы (торг. конкуренция). Между разными противоречиями он находит причинно-следственные связи.

«Государь». Дает советы властителю – «не бояться прослыть скупым, но и не быть жестоким». Жестокость нужно проявлять при определенных обстоятельствах. Не быть романтиком, а реалистом – как лев и лиса. Быть бдительным – есть опасность извне и изнутри. Изнури – она опаснее – нужно не быть ненавистным народу. Поэтому делит подданных на знать и народ, и нужно равновесие между ними.

Вычленение политики в самостоятельную сферу. Один из законов движения политики – политическая борьба. Есть еще и круговорот политических форм.

Недостатки его научного подхода:

1) главный упор – на политические события

2) очень большая узость источниковой базы, небрежно относится к источникам.

 

Франческо Гвичардини (1483-1540).

Из богатой и знатной семьи.

«История Италии» (20 книг) и «История Флоренции» (опубликована в сер 19 в).

Это шаг назад по сравнению с Николо – не важны причинно-следственные связи. Движущая сила истории – правители и мотивы их действий. Оправдывал любые методы в политики.

 

Западная Европа:

Научная школа здесь:

1) не настрой к локальному патриотизму, а сильное национальное чувство.

2) главное внимание к реформации, а итальянцы равнодушны к религии

3) у итальянцев – внешняя политика, описание отдельных правителей. В Западной Европе – государство, общественные учреждения – т.е. внутренняя история.

 

 

Жан Боден (1530-1596)

Экономист, правовед, политик. Посол при дворе Елизаветы. Западно-европейская неитальянская школа. «Метод облегченного изучения истории» (1566) – [есть в дистанционном обучении]. Важно здесь: само название и суть работы не равны. Качества людей зависят от природы, где они проживают – «географический детерминизм». Прочность каждой страны зависит от исторических традиций. На севере – храбрые люди, создают сильное войско. Юг – развит ум, развиты науки. У средних – разум и справедливость.

Кроме геогр. детерминизма признает и другие законы.

Важна у него идея о прогрессе в истории. Считал, что СВ не были мрачными и упадком. А в СВ развивались и науки, и история.

В основу классификации кладет количественный признак.

Аристократия и демократия + способ управления гос-ва и организация гос-ва.

Считал, что на севере самые мощные гос-ва, но они неустойчивые и подвержены диффузии. А средние гос-ва – самые прочные, т.к. там разум. А на юге – ленивые и пассивные, поэтому им соответствует монархия.

«Шесть книг о гос-ве» (1576) – революция в гуманитарных кругах. Многие положения до сих пор актуальны. Суть концепции – рассматривает происхождение гос-ва и его связь с правовыми нормами. Классифицирует их по происхождению. Активно цитирует.

«Гос-во – это союз народа под одной единой суверенной властью. Суверенитет – основа, на которую опирается суверенитет. А тот един и неделим, не может быть разделен между королем и народа». Суверенная власть – абсолютная и постоянная, неограниченная никакими условиями. Ни один закон не может ограничивать суверенитет. Она подчиняется только божественным и естественным законом, а не религ. нормам. Суверенитет может принадлежать либо 1, либо меньшинству, либо всем в гос-ве, но недопустимо влияние папского гос-ва.

3 способа происхождения гос-ва.

1) в Древнем мире. Семья – род – передают старейшины по закону и фикс. на бумаге.

2) Новое время – общественный договор. Из родов складываются гос-ва.

3) Развал крупных гос-в.

 

Демократия, аристократия и монархия. И каждая со своей степенью суверенитета – от всех к одному.

Сам он был сторонником наследственной монархии, к демократии относился отрицательно.

 

Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

 

Томас Мор (1478-1535)

Канцлер Генриха VIII.

«Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве гос-ва и о новом острове Утопия» (1516).

На острове все заботятся об общем благе, никто не знает нужды. К услугам каждого человека общественные магазины.

Гос-во – единый хоз. оргшанизам, кв котором вся земля в общественной собственности. Планирует потребление и перераспределение. Процветает внешняя торговля, 1\7 – бедным, остальная – дешевая.

Труд – почетная обязанность человека. От труда свободны ученые, но в свободное от урожая время. Работа – 6 часов. Рабы – преступники и военнопленные в бою. Пожизненное, но не наследственное.

Деньги не нужны, все получают в общественных магазинах. А продукция – в общественных складах. Из золота делают кольца, цепи и оковы для преступников.

Власть – демократическая, все должностные лица избираются всем народом.

Главная идея – такая форма в качестве диалога:

1) показывают порядки в Англии.

2) лучший гос. строй противопоставляется тому, что в Англии.

 

«История Ричарда III». Сначала на английском, а потом на латынь переведена. Осуждает тиранию. Любому правителю необходимо соблюдать высокие моральные принципы при любых обстоятельствах.

 

Себастьян Франк (1499-1542) – из Германии.

Теологическая трактовка – Бог разлит в мире и проявляется в жизни каждого человека.

Историк должен изучать, как нужно использовать эту божественную благодать, чтобы излучать позитив.

Негативно относится к восстаниям крестьян. Не должны восставать, а нужно ждать освобождение с помощью Бога. Написана на немецком, а не на латыни – роль в становлении немецкого нац. языка.

Дана картина всеобщего развития человечества. Частная собственность – источник всех бед.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.