Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция от 5.10. Просвещение во Франции.



Именно там получили распространение идеи, которые стали популярны по всей Европе.

Цель П. – критика феодальных основ религиозной теологии, за разум против веры.

П. есть необходимая историческая эпоха в развитии общества (Кант).

Разум должен совершенствовать окружающий мир, создавать царство разума. Божественное вмешательство отбрасывалось.

«Концепция П.» - достаточно условное название. Просвещение Софокла в Греции или гуманизм. Но П. – это с конца XVII века и до начала XIX века.

Именно идеи французских просветителей лежат в основе европейского общества, в основе политических систем европейских гос-в.

П. было очень неоднородным течением – есть умеренное крыло, правое, левое. Но есть общее – нужно усовершенствовать общество, но различались пути преобразования.

ФП отличалось крайним радикализмом в решении соц-эконом. и полит. проблем.

Понимание истории – с позиций рационализма, главное – преодолеть всевозможные суеверия, в том числе из теологии. Многие деятели П. были не просто учеными, но и философами.

 

История считалась уроком, который необходимо извлечь из событий. Поэтому было очень много работ философского хар-ра, а не исторических. Т.е. старались осмысливать, а не писать собственно исторические труды.

 

Главные понятия франц. историографии по поводу истории:

1) Главный тезис – деспотия власти неизбежно ведет к гибели гос-ва

2) В жизни должен присуствовать историч. оптимизм.

3) Почти П-ли были деистами: божественное происхождение рода человеческого как толчок, а далее – развитие по законам природы.

ФП-ли отделили обычную историю. Необходима новая классификация наук, и история займет в ней другое, более достойное место.

Еще очень важный вопрос – подход к источникам. Рассматривались с 3 главных позиций (письменные тексты, устная традиция, монументальные источники). ФП-ли заявили, что истор. источники носят более фундаментальный хар-р: памятники, монеты, предметы быта.

 

 

Итог деят-ти ФП-лей:

1. Именно благодаря их усилиям возникает концепция истор. прогресса.

2. Зарождается история культуры того или иного народа, всемирная история.

3. Очень важный момент – выясняли, какие факторы влияют на поведение людей, политическое устройство, образ жизни и устои.

4. Делались первые попытки определить понятие «нации».

 

Взлет истории во Франции – в связи с открытием многих новых источников, с изменением хранения источников – теперь в специальных хранилищах и библиотеках, а не монастырях.

 

Хронология.

I. В качестве начального этапа называют предшественников П. – П.Бейля и Ж.Мелье.

II. Первое, старшее поколение Плей составили Вольтер и Монтескье (нач. 18 – сер 1740-х).

III. Руссо и материалисты (Дидро, Гельвеций, Гольбах) составили 2 этап П. (сер 1740-х – конец 1780-х).

IV. Третье поколение Плей (Кондорсе, Марешаль) действовали во времена ВФР. Повторяли то, что уже было создано, поэтому их не изучаем.

Идеи ФП были очень популярны в массах.

Пьер Бейль. (1647-1706). В Голландии очень много преподавал, писал; стал известен как борец за религиозную веротерпимость. Очень скептичен. Популяризировал идеи науки. Издавал журнал «Новости национальной республики». Много афоризмов. Особую популярность принесло издание «Исторического и критического словаря». Многотомный словарь, дает новую трактовку библейских персонажей, обширные авторские комментарии к статьям. Многие статьи были написаны на основе общепризнанных фактов, без критического анализа – главный недостаток работы. Умер с пером в руке, отказываясь принимать лекарства.

 

Жан Мелье (1664-1729). 40 лет служил священником. Был атеистом и не верил в Бога, но будучи несмелым, никогда о своих мыслях не говорил. Но однажды не стерпел и пожаловался на алчного настоятеля, отсидел в карцере, а тот умер, и нужно было отпевать этого дворянина. Написал «Завещание» - в нескольких экземплярах, закончил свой труд, будучи уже слепым. После последней строчки решил, что дело всей жизни сделал и отказался принимать пищу. Хорошо, что своему другу-адвокату оставил экземпляр, а дальше труд пошел по рукам, и дошла до Вольтера. Тот решил, что необходимо издать, но издали с ликвидацией опасных мест. А полностью только через век было опубликовано. Был атеистом, революционером. Мечты об идеальном обществе и критика: единая семья-община, где все люди не имеют богатства и равны, занимаются общим трудом. Призывал к насилию против существующего строя, свержение абсолютизма. Афоризмы «профессия церковников основана на заблуждении, суеверии и шарлатанстве». Очень его любили в советской историографии.

 

«Спор по романо-германской проблеме».

Начал данный спор франц. граф Буленвильё (умер в 1722). Оставил рукописи «История древнего правительства Франции» (1727). Главная идея – обосновать привилегии дворянства, показав, как возникло феодальное строение общества. В основе сословного деления Франции лежит завоевание Галлии германским племенем франков, в результате возникают противоречия между завоевателями (франками) и побежденными (их превратили в сервов). С этой точки зрения буржуа являлись потомками сервов, а дворяне – завоевателей. Буленвильё считал себя потомками франков.

Представители буржуазии выступили против. Аббат Жан Дюбо (ум. в 1742). Из Французской академии наук. Написал работу «Критическая история установления франц. монархии в Галлии». Сформулировал концепцию «романистов» - факт завоевания отрицался и доказывал, что сами франки были галлами, и их вообще пригласили в качестве чиновниками. И дворянские привилегии – значительно позже «культурной ассимиляции» (в 9-10 веках). Да и вообще завоевания не было, а франц. нация образовывалась постепенно.

Аббат Габриель Мабли (ум. в 1785) Очень известный и богатый, дворянин мантии. Отказался заниматься теологией, познакомился с Монтескье, стал материалистом. Написал «Наблюдения над историей Франции» (1788). В ней он поддержал идею полного суверенитета народа; против дворянских привилегий и абсолютной монархии. В отличие от предшественников, считал, что свободой пользовались не только франки, но и зависимые галло-римляне.

 

Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Стал президентом Парламента одной из крупнейших провинций Франции. Много афоризмов. «Всякие человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею». Известная работа – «Персидские письма» - резко выступает против церкви, абсолютной монархии. «Очень интересный роман. Образованные персы ездют, смотрют и видят недостатки существующего строя» (с). Работа «О духе законов» (1748) – исследует причины существования разного социального устройства на земле. Форма гос-ва зависит, прежде всего, от природно-климатических условий. Жаркий климат – люди беспечные, т.к. особых усилий не надо прилагать. Поэтому у них деспотия. Холодный климат – постоянная борьба за существование, они грубы, но свободны, у них другой образ жизни. Потому у них – демократия. А самый оптимальный вариант – умеренный климат. Разум и эмоции находятся в балансе, поэтому наиболее оптимальная форма – монархия (с уважающим законы монархом) или республика. Форма правления определяется не потребностями человеческого рода, не верой, а внешними факторами. Главные доводы Монтескье – выступал с позиций деизма (бог –создатель, но дальше не может вмешиваться в ход истории; критиковал христианство за претензию на вмешательство в жизнь общества. Политическая концепция очень важна – выступал за верховенство закона; свобода должна быть обеспечена законами; принцип разделения властей от деспотии и тирании. После англичан первый, кто развил концепция общественного договора. Правителю передали многие права, кроме на жизнь, свободу, частную собственность.

 

Вольтер или Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1788). Умеренное крыло ФП. В 7 лет потерял мать, 6 лет воспитывался в иезуитском колледже. В Бастилии провел 11 месяцев за политические стихи. Драма «Эдип» (1718) – очень популярной стала. «Трудно представить, что такие красавцы становятся такими … людьми в колпаках». С мадам де Шатле живет в замке Сюррель. Стал королевским историографом, членом Французской Академии. 50 томов Вольтера. «Философские письма (или письма из Англии)». «Кандид» (подвергает критике концепцию фатализма). Еще писал исторические труды – 1) История напрлавена в сторону прогресса (знаний, культуры). Хотя иногда бывают упадки. Прогресс – век Перикла, век Августа, век Медичи, век Людовика XIV. Историю необходимо изучать в совокупности. И самое главное – изучение законов, обычаев, менталитета народа.

 

Дени Дидро (1713 – 1784). «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств ремесел». Сначала был священником, а потом стал материалистом. Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах – принимали участие в Энциклопедии. В них давалась новая оценка многим предметам. Это первое в истории человечество издание, в которой собраны знания. Главная цель – просветительство.

 

Жан Жак Руссо (1712-1778). «Рассуждение о науках и искусствах» (1750). Стал знаменитым после конкурса на эту тему. Но Руссо написал совершенно другой вывод – «ни науки, ни искусства не способствуют улучшению нравов. Они вредны – создают бедность: прав-во тратит на них каждый год все больше и больше денег, а это небольшая группа людей. При этом основная масса ничего не получает». Надо, чтобы прав-во и ученые находили общий язык и наука и искусство действовали на благо общества. «Об общественном договоре или принципы общественного права» (1762) – идея народного суверенитета. Власть в виде народного поручения, и должно выполнять волю народа. А есть власть не выполняет её, то нужно свергнуть власть. Руссо не поддерживал многие идеи современников – против разделения властей, оно не нужно и даже опасно. Нужно вводить в гос-ве элементы прямой демократии. Очень любопытна концепция по поводу воспитания людей. 5 детей, но их не воспитывал и отдал в приют. Женился на сожительнице через 29 лет. «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажутся им их знания».

 

Аббат Рейналь (1713-96). «История обеих Индий» (1770). Главный упор делается на колониальную политику многих стран, он её критикует – это варварское преступление против природы и человечества.

 

 

Скандинавское просвещение.

Своеобразное. Возникает под сильным влиянием Франции. Несколько иная атмосфера – там господствует республиканская форма устройства.

Улоф Далин (ум. 1763). Яркий представитель. По примеру французов издавал еженедельный журнал «Шведский аргус», 3 года выходил. Один из основоположников «шведской литературы». Писал очень интересные басни, писал под сильным влиянием Свифта. «Сказка о лошади» - лошадь=народ, кучер=шведские короли.

Людвиг Хольберг (ум. 1754). Известная пьеса «Йеппе с горы» (1722). Высмеивал негативные стороны дворян. Вывод: в воспитанном и идеальном обществе, где всё одинаково, крайне скучно жить. «История датского государства».

Улуф Рюдбек (ум. 1701). Один из первых на университетской кафедре выступил на шведском языке, до этого выступали на латыни. «Атлантида» (10 лет писал). Главный вывод – Швеция это и есть легендарная Атлинтида, родина наук и искусств. В произведениях древних искал аналогии: скифы из Геродота – шведы. «Готицизм» - движение. Стал огромный интерес к архивам.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.