Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция от 12.10. Особенности историографии Германии, Испании и Италии эпохи Просвещения.



Коллоквиум в конце месяца – 26 числа, подготовиться. Если сдадим, то освобождаемся от историографии до XIX века.

1. Особенности и основные черты немецкой историографии эпохи Просвещения.

Очень сложное и противоречивое явление. Германия XVII-XVIII веков – огромное количество раздробленных гос-в. Глубокие традиции старого феодального порядка. Поэтому очень много зависело от свободы прав; большое воздействие имела религия. Нередко П. получало импульс сверху.

Фридрих II (1712-1786). Страшные глаза, даже Байбаковой не по себе. Просвещенный монарх. Переписывался с Вольтером. Ряд реформ в сфере П. абсолютизма: отменены пытки, ослаблена цензура, веротерпимость и т.п.

То есть влияние П. в Германии имело официальный характер. Поэтому идеи П. получили развитие не только среди очень узкой группы интеллектуалов, но и бюргерской интеллигенции. Т.е. это не одиночки, как в других странах, а определенная группа.

Характерные черты П.

1. Вырастало из традиций классического рационализма и вело борьбу за права разума.

2. Было лишено боевого духа, которым гордились франц. просветители (компромисс между наукой и религией)

3. Было не столь самобытным, как английское, и носило ограниченный характер. Идеи брались из Франции, перерабатывались и переносились на немецкую почву.

4. Не имело единого культурного центра. Но потом возникли уже Лейпциг, Дрезден.

5. Не обращались к традиционным сюжетам о происхождении человека, а занимались выяснением особенностей национального характера или нравственного прогресса человечества.

6. «Что я могу знать?», «что я должен делать?», «что является главным в природе человека?». Просветители считали себя создателями царства разума. Были уверены, что всепроникающий разум как главная черта определяет качества человека. Поэтому на начальном этапе немецкое просвещение было «веком рассудочного мышления».

7. Исторический оптимизм. Однако, здесь несколько иная трактовка: у любого человека есть масса положительных талантов, пусть и есть дурные наклонности. Поэтому любого человека можно нравственно усовершенствовать.

Достижения немецкой классической философии: 1) Понятие труда, который определяет качества человека. 2) Выявление не только природы человека, но и его души. И другие.

 

Эммануил Кант (1724-1804). Большой лоб. «Его родиной была Пруссия, куда входил Кенинберг». Изучал физику, математику, астрономию в университете. Решил посвятить свою жизнь изучению науки. Очень много работал и рано вставал; «работа – лучший способ наслаждаться жизнью». В 32 года стал преподавать в университете физику, математику, механику, географию и логику. Его творчество делится на 2 части: 1) «докритический период» - занимался сугубо естественными науками. Просвещение понимал как более высокую ступень в освобождении человечества. Дорогу познания считал бесконечной. 2) «критический период» - после 1770. Вместо догматического метода, который был раньше, ввел критический метод. Работы – «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788). Мы познаем мир в таком виде, в каком он доступен нашему разуму. Поэтому 2 мира 1) номенов – вещей в себе или 2) феноменов. Одной из способностей познавать мир Кант считал разум. Чистый разум – способен к научному мышлению; практический разум – способность к общению между людьми. Чувственность (способность к ощущению), рассудок (способность к пониманию), разум. Доопытные и опытные формы. 12 категорий рассудочного разума по 4 группам – количество, качество, отношения, модальность. Создал «учение об антиномиях». Разум – высшая способность человека, руководит рассудком; это представление о цели, к которой необходимо стремиться. Любые доказательства – антиномии: это взаимоисключающие суждения. Разум человека постоянно наталкивается на многие трудные противоречия – антиномии: а) об ограниченности и неограниченности мира во времени и пространстве б) есть простое, но ничего нет простого, что не сложное. И еще 2 антиномии, одна из которых о Боге. В общем, Кант ставил под сомнение многие положения западноевропейского просвещения. Создал основы для понятия «гражданское общество» - должно быть основано на принципах – 1. свобода члена обществ как человека 2. равенство человека с другими как подданными гос-ва 3. самостоятельность члена общества как гражданина.

 

Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781). Драматург, критик, философ. Сын простого пастора. Окончил Лейпцигский и Вюртембергский университеты. «Служил секретарем у генерала в годы Тридцатилетней войны (! – в прошлое летал)». До конца жизни скрывал свои взгляды. Был сторонником запрещенного в Германии Спинозы. Пытался создать в Германии театр и писал пьесы. Но не удалось, поэтому говорил, что немцы еще не стали нацией и не доросли до нац. театра. Идеи: только постепенное ощущение одинаковости людей способствует созданию уникального образования – человечества. Разум – главная сила истории. Нужно говорить о духовности – роду человеческому необходимо осознать, что мы все одинаковы. Очень высоко оценивал христианство. Духовная революция осуществляется с помощью религии. В эпоху нового вечного Евангелия будет рождено новое понятие добродетели и нравственности. Историю человечества рассматривает как историю духовного развития общества под влиянием религиозного фактора. Язычество => иудаизм => христианство => универсализм рациональной философии. Для него было важно создание демократической национальной культуры в рамках единой страны. Настроен был критически. Работы: «Натан Мудрый» (1779) – взял сюжет из Боккачо про отца с кольцами и сыновьями. Самое верное кольцо оказалось у еврея Натана Мудрого, который исповедовал иудаизм. Пьеса была запрещена в Третьем Рейхе. Еще он был за национальную литературу и нац. искусство. Пытался найти границу между живописью и поэзией. «Лаокоон и сыновья» (жрец в Трое, предсказывал Коня, Афина помогала грекам, разгневалась, послала змею, которая убила его с сыновьями).

 

Август Людвиг Шлёцер (1735-1809). Запоминающееся лицо бульдога. Историческая наука должна быть связана с другими. Сторонник просвещенного абсолютизма. Необходимо изучать не только историю, но и сопутствующие науки. Приехал в Россию по приглашению Миллера и получал 100 рублей в год. Их критиковал Ломоносов. «Сам Шлёцер считал себя пионеров в деле изучения русских летописей». Изучение должно вестись под критическим углом. Все рукописи должны иметь разделы по периодам или князьям. По каждому периоду собрать разные летописи и изучать в сравнении. Важно знание нести в массы на простом языке. Екатерина предложила ему звание академика и 860 рублей в год, тот согласился. Для показа истории необходимо восстановление фактов на основе летописей. Труд: «Нестор». Предложил периодизацию русской истории а) Россия возрастающая – от варягов до Владимира. б) Россия, разделенная на уделы в) Россия утесненная г) Россия победоносная д) Россия в цветущем состоянии. Стал дворянином в России и получил орден Владимира.

 

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). Грозила рекрутчина и он уехал в Ригу. Стоит на позициях материализма, разделял взгляды просветителей. «Идеи к философии истории человечества» (1784-91). Описывает идею развития общества от низшего к высшему. Идею берёт из природы и переносит на общество людей. Всё определяют нравы людей. Очень большое значение придает языку, без которого невозможно мышление. Всемирное развитие носит противоречивый характер; складывается из жизни отдельных народов, подобно жизни личности у неё есть молодость, цветущее состояние, старость. В общем, он один из первых соблюдал принцип историзма. Считал, что золотой век находится в будущем. Это соединяет западноевропейских просветителей и немецкими. Народность – важная черта любого народа. Собирал басни, сказания, легенды.

 

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832). Сын зажиточного бюргера. Был бунтарем: [баннерная новость]: «Шок! Гёте ступил в гражданский брак с простой работницей цветочной мастерской!». «Буря и натиск» - движение молодых людей с протестом против окружающей действительности. «Фауст» (1744-1831), дело всей жизни.

 

Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805). Лирический портрет. Первая успешная постановка – «Разбойники» (1781), дамы падали в обморок, незнакомые мужчины бросались в объятия друг друга, большой успех пьесы. «Коварство и любовь» (1784). Трилогия «Валленштейн» (1794-99) – исторический труд.

 

Юстус Мёзер (ум. в 1794). Главная ячейка германской нации – крестьянство. Идеал – союз свободных землевладельцев, по наследству и на традициях правят. «Оснабрюкская история». Доказал, что все германцы изначально селились не в общинах, а отдельными семьями? Вроде критиковал общинную теорию происхождения германцев.

 

 

Испанская историография. Коррида.

Черты.

1. Несамостоятельный характер, в отличие от Франции и Англии. Просвещение не было столь ярким.

2. Общефилософские принципы западноевропейской философии пытались приложить к национальным. Были не столько теоретиками, сколько практиками.

 

Бенито Монтенегро (1676-1764). В монашеской одежде, похож на Муссолини, и не только именем. Сделал очень много для испанского просвещения. «История – учительница жизни, воспитательница». Это наносило удар по схоластике. Жил в монастыре, но исповедовал идеи материализма.

 

Идеи просвещения оказались близки элите, даже королю Карлосу III (ограничил власть церкви, изгнал иезуитов, хотел экономически развивать на основе меркантилизма). Или герцог Альба тоже был провещенный.

 

Ховельянос (ум. в 1811). Грустит у стола в желтом кресле, облокотившись на руку. Сторонник идей Карла III. Один из авторов Кадисской конституции 1811, министр юстиции. Умеренных взглядов. Развивал просвещение: предлагал всеобщее бесплатное образование для небогатых. Писал всевозможные пьесы и драмы.

 

Карлос IV (до 1819). Ограниченный, не занимался никакими просветительствами, а коллекционировал предметы искусства. А страной управлял его фаворит Годой.

 

Кадальсо (ум. в 1782). С черными усами и большими глазами, в парике и с красным воротником. Погиб при осаде Гибралтара. В те времена началась дискуссия, какой должна быть Испания. Знал несколько европейских языков. Критиковал западноевропейское просвещение («Критика с налету»), в том числе и «Энциклопедию».

 

 

Итальянское просвещение.

Ограниченно распространено в обществе, заимствования, локальное.

 

Джамбатиста Вико. Лысоват, похож на Чаадаева. Эпоха богов (первобытнообщинный строй), эпох героев (древние республики), эпоха людей (народная республика более позднего периода). Материалистический характер.

Пьетро Джанноне (ум. 1748). Волнистый парик. Церковь – причина регресса и упадка Неаполитанского королевства.

Лудовико Муратори (ум. 1750). Помятое лицо. Тоже критиковал и материалист.

Пьетро Верри (ум. 1797). Вид в профиль. Занимал очень серьезные посты. Выступал за популяризацию идей П. Зимой 1765 г. создал «Общество кулаков» со свободой дискуссий по всем вопросам; членами общества могли быть привилегированные люди. Издавали брошюру «Кафэ», просвещали через неё людей.

Витторио Альфиери (ум. 1803). Красный плащ, синий костюм, рыжие курчавые волосы. Не было философских трудов, но много трагедий и драм. Итальянский Мольер.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.