Зародилась раньше других нац. школ в Европе и Америке.
Формирование идеи «естественного человека», для существования которого должны были быть сняты все преграды в жизни, которых было много в окружающей действительности (в первую очередь, к ним были отнесены феодальные интституты).
Сильное влияние пуританизма на все сферы жизни людей, поэтому вера в безграничные возможности разума сочеталась с деизмом (признание бога как мирового творца, но отрицание его дальнейшего вмешательства в развитие общества).
Миром правят идеи, поэтому для победы разума достаточно разъяснить людям ошибочность их идей.
Очень большое внимание просветителей занимает этика. В то время считалось, что это наука, занятая осмыслением духовно-нравственной природы человека, как наука из наук. Она должна показывать различие между добром и злом, а примеры можно брать из истории.
Прогресс исторического знания в Англии.
--сбор вещественных памятников – пукописей, книг, и проч. памятников. истории:
1707 – в Лондоне воссоздано общество антикваров. Собирали материалы по разным этапам истории, особенно прошедшей революции.
1753 – в Лондоне открылся Британский музей, его основу составили коллекции антикваров. 1780 – Шотландский национальный музей древностей.
Итог. Было собрано огромное кол-во эпохи Английской и Славной революций. Издано много док-тов той эпохи. Истории стало отводиться более-менее почетное место после грамматики и моральной философии в системе гуманитарных наук. Связано с тем, что историю невозможно изучать опытным путем. Вместе с тем история считалась нравственной наукой. С этой точки зрения крайне важно было изучение исторического опыта в ретроспективе.
Но были и недостатки. Во-первых, основным источником являлись труды современников и участников событий. Т.е. не было критического подхода к изучению источников. Во-вторых, авторы сочинений на первое место ставили интересный рассказ, и даже сами сочиняли истории. В-третьих, в историографии в 18 веке утвердилось деление истории на древнюю, средневековую и новую. Древнюю могли изучать только подготовленные люди, которые знали латынь и заканчивали университет. Новая история сводилась к политической и конституционной. А преподавание истории велось на достаточно низком уровне. Хотя были созданы кафедры истроии при ун-тах, главной целью было обучение дипломатов и госслужащих. Поэтому лекции не читались и опор делался на богословие. Адам Смит был исключен из университета, потому что читал «Трактат о человеке» Дэвида Юма (??).
Но в то же время возникает много новых учебных заведений, в которых изучается история. Особенно много в Шотландии – «Северные Афины» - Эдинбургский ун-т.
Историческое знание в XVII веке стало делиться на 2 категории.
а) Исторический рассказ или политический нарратив с дидактическим содержанием.
б) Систематическое описание материальных и письменным памятников прошлого.
Первое место занимало первое направление.
Джон Локк (1632-1704).
Отец английского Просвещение и 1 по значимости просветитель Англии.
«Опыт о человеческом разуме» (1690) – попытка вывести представления человека из чувственного опыта. Противоположно Декарту и его афоризму Локк поставил – «Ничего нет в уме, чего не было бы раньше в ощущениях». Опирался на Гоббса.
Политические взгляды. «2 трактата о правлении» (1690). Это Библия либерализма.
Объединения людей в общественные союзы
Право на жизнь, право на свободу, право на частную собственность – неотчужаемые права. Локк: человек может обладать таким кол-вом собственности, сколько может обрабатывать. Собственность теряется => теряются гражданские права.
Концепция гос-ва. Общество складывается до появления гос-ва. А гос-во создано для гарантии естественных прав, не имеет право посягать на эти права, а народ в этом случае имеет право на восстание.
«Договорная теория государства» и вытекающая из нее концепция монархического гос-ва.
На учение Локка опирается конституционная практика североамериканских колоний. Написал Конституцию Северной Каролины.
Очень сильная шотландская школа.
Адам Фергюссон (1723-1816). Главный труд «Опыт по истории гражданского общества». Доказал идеи, которые вели к историзму. Происхождение общественных институтов вел к далекому прошлому. Учение о создании гос-ва по общественному договору было подвергнуто сомнению. Даже в цивилизованном обществе большинство поступков совершается наощупь.
Считал, что люди – это общественные существа, они всегда живут в общественном состоянии. Прогресс человечества заложен в самой природе людей. Поэтому пытался по-новому открыть законы, движущие английское общество.
Адам Смит (1723-1790). Шотландец. Очень разносторонний человек. Первое произведение сразу принесло ему огромную славу – «Теория нравственных чувств» (1759) – любому человеку присущи чувства симпатии к окружающим, побуждающее его следовать нравственным и этико-моральным принципам. 300 фунтов в год до конца жизни, и начинает писать работы. 1776 – «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Основал классический либерализм. Гос-во должно делать только те вещи, которые индивид не в состоянии делать, или делает неэффективно. Не нужно гос. вмешательство в экономику и в частные дела людей. Главный афоризм – «невидимая рука рынка».
Дэвид Юм (1711 – 1776).
Смит знакомится с Дэвидом Юмом.
«Трактат о человеческой природе» (1739). В 1 книге дана теория познания. Во 2 книге - психология человеческих аффектов. 3 книга - теория морали. Афоризм – «мы не знаем и не можем знать, существует ли объективный мир, ибо человек воспринимает его как свои представления».
У каждого человека свой собственный мир, в котором он живет.
Его работы по истории – «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 г.» (1762) в 8 томах. Главный недостаток – отсутствие объективности + недостаточное использование источников.
Но важно, что рядом с политической историей возникает экономическая и социальная история.
Лорд Генри-Сент-Джон-Болингброк (1678-1751). «Письма об изучении и пользе истории» - есть в системе дистанционного обучения.
Лидер партии тори в начале 18 века, был военным министров и Мидом. Его работа раскрывает потенциал в изучении истории. Написана в крайне непопулярной для того периода форме – это беседа с человеком, который действительно существовал в реальности. Пишет на основе метода индукции. Данная работа ломает традиционные каноны. Ставит очень важные работы в области изучения истории. Истинную ценность истории видит связывании прошлого с настоящим. Пытается выделить 2 типа исторических работ: а) эмоциональное или поэтическое повествование – заботится об удовольствии. б) рациональное – возбуждает деятельность ума.
Смысл истории – нравственная сторона вопроса, чтобы история совершенствовала природу человека. Граф Болингброк достаточно известная личность.
Ульям Робертсон (1721-1793). Ректор Эдинбургского университета.
Писал всевозможные истории: «История Шотландии» (1759) – одна из первых работ, написанных на источниках + с научным аппаратом. Этим она очень примечательная. Выделял главные факторы. которые направляют историчксое развитие – проиышленность и торговля. Уделял большое внимание изучению третьего сословия.
Эдвард Гиббон (1737 – 1788) – «История упадка и разрушения римской империи». Очень видный профессиональный историк. Дает комплекс разносторонних причин. Главной причиной считает пагубную политику христианской церкви – людям внушала смиренность, а сама богатела. Поэтому все раздоры римской церкви являются нелепостью. Высмеял подвиг св.Доминика – сделал 600 000 поклонов, чтобы замолить грешников.
Даниэль Дефо (1660-1731)
Робинзон Крузо – в виде плутовского романа, но с новой глубиной, социальной направленности. Показал миф о естественном человеке, который был присущ чуть более раннему периоду.