Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности английской историографии эпохи П.



Зародилась раньше других нац. школ в Европе и Америке.

Формирование идеи «естественного человека», для существования которого должны были быть сняты все преграды в жизни, которых было много в окружающей действительности (в первую очередь, к ним были отнесены феодальные интституты).

Сильное влияние пуританизма на все сферы жизни людей, поэтому вера в безграничные возможности разума сочеталась с деизмом (признание бога как мирового творца, но отрицание его дальнейшего вмешательства в развитие общества).

Миром правят идеи, поэтому для победы разума достаточно разъяснить людям ошибочность их идей.

Очень большое внимание просветителей занимает этика. В то время считалось, что это наука, занятая осмыслением духовно-нравственной природы человека, как наука из наук. Она должна показывать различие между добром и злом, а примеры можно брать из истории.

 

Прогресс исторического знания в Англии.

--сбор вещественных памятников – пукописей, книг, и проч. памятников. истории:

1707 – в Лондоне воссоздано общество антикваров. Собирали материалы по разным этапам истории, особенно прошедшей революции.

1753 – в Лондоне открылся Британский музей, его основу составили коллекции антикваров. 1780 – Шотландский национальный музей древностей.

Итог. Было собрано огромное кол-во эпохи Английской и Славной революций. Издано много док-тов той эпохи. Истории стало отводиться более-менее почетное место после грамматики и моральной философии в системе гуманитарных наук. Связано с тем, что историю невозможно изучать опытным путем. Вместе с тем история считалась нравственной наукой. С этой точки зрения крайне важно было изучение исторического опыта в ретроспективе.

Но были и недостатки. Во-первых, основным источником являлись труды современников и участников событий. Т.е. не было критического подхода к изучению источников. Во-вторых, авторы сочинений на первое место ставили интересный рассказ, и даже сами сочиняли истории. В-третьих, в историографии в 18 веке утвердилось деление истории на древнюю, средневековую и новую. Древнюю могли изучать только подготовленные люди, которые знали латынь и заканчивали университет. Новая история сводилась к политической и конституционной. А преподавание истории велось на достаточно низком уровне. Хотя были созданы кафедры истроии при ун-тах, главной целью было обучение дипломатов и госслужащих. Поэтому лекции не читались и опор делался на богословие. Адам Смит был исключен из университета, потому что читал «Трактат о человеке» Дэвида Юма (??).

Но в то же время возникает много новых учебных заведений, в которых изучается история. Особенно много в Шотландии – «Северные Афины» - Эдинбургский ун-т.

Историческое знание в XVII веке стало делиться на 2 категории.

а) Исторический рассказ или политический нарратив с дидактическим содержанием.

б) Систематическое описание материальных и письменным памятников прошлого.

Первое место занимало первое направление.

 

Джон Локк (1632-1704).

Отец английского Просвещение и 1 по значимости просветитель Англии.

«Опыт о человеческом разуме» (1690) – попытка вывести представления человека из чувственного опыта. Противоположно Декарту и его афоризму Локк поставил – «Ничего нет в уме, чего не было бы раньше в ощущениях». Опирался на Гоббса.

Политические взгляды. «2 трактата о правлении» (1690). Это Библия либерализма.

Объединения людей в общественные союзы

Право на жизнь, право на свободу, право на частную собственность – неотчужаемые права. Локк: человек может обладать таким кол-вом собственности, сколько может обрабатывать. Собственность теряется => теряются гражданские права.

Концепция гос-ва. Общество складывается до появления гос-ва. А гос-во создано для гарантии естественных прав, не имеет право посягать на эти права, а народ в этом случае имеет право на восстание.

«Договорная теория государства» и вытекающая из нее концепция монархического гос-ва.

На учение Локка опирается конституционная практика североамериканских колоний. Написал Конституцию Северной Каролины.

 

Очень сильная шотландская школа.

Адам Фергюссон (1723-1816). Главный труд «Опыт по истории гражданского общества». Доказал идеи, которые вели к историзму. Происхождение общественных институтов вел к далекому прошлому. Учение о создании гос-ва по общественному договору было подвергнуто сомнению. Даже в цивилизованном обществе большинство поступков совершается наощупь.

Считал, что люди – это общественные существа, они всегда живут в общественном состоянии. Прогресс человечества заложен в самой природе людей. Поэтому пытался по-новому открыть законы, движущие английское общество.

 

Адам Смит (1723-1790). Шотландец. Очень разносторонний человек. Первое произведение сразу принесло ему огромную славу – «Теория нравственных чувств» (1759) – любому человеку присущи чувства симпатии к окружающим, побуждающее его следовать нравственным и этико-моральным принципам. 300 фунтов в год до конца жизни, и начинает писать работы. 1776 – «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Основал классический либерализм. Гос-во должно делать только те вещи, которые индивид не в состоянии делать, или делает неэффективно. Не нужно гос. вмешательство в экономику и в частные дела людей. Главный афоризм – «невидимая рука рынка».

 

Дэвид Юм (1711 – 1776).

Смит знакомится с Дэвидом Юмом.

«Трактат о человеческой природе» (1739). В 1 книге дана теория познания. Во 2 книге - психология человеческих аффектов. 3 книга - теория морали. Афоризм – «мы не знаем и не можем знать, существует ли объективный мир, ибо человек воспринимает его как свои представления».

У каждого человека свой собственный мир, в котором он живет.

Его работы по истории – «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 г.» (1762) в 8 томах. Главный недостаток – отсутствие объективности + недостаточное использование источников.

Но важно, что рядом с политической историей возникает экономическая и социальная история.

 

Лорд Генри-Сент-Джон-Болингброк (1678-1751). «Письма об изучении и пользе истории» - есть в системе дистанционного обучения.

Лидер партии тори в начале 18 века, был военным министров и Мидом. Его работа раскрывает потенциал в изучении истории. Написана в крайне непопулярной для того периода форме – это беседа с человеком, который действительно существовал в реальности. Пишет на основе метода индукции. Данная работа ломает традиционные каноны. Ставит очень важные работы в области изучения истории. Истинную ценность истории видит связывании прошлого с настоящим. Пытается выделить 2 типа исторических работ: а) эмоциональное или поэтическое повествование – заботится об удовольствии. б) рациональное – возбуждает деятельность ума.

Смысл истории – нравственная сторона вопроса, чтобы история совершенствовала природу человека. Граф Болингброк достаточно известная личность.

 

Ульям Робертсон (1721-1793). Ректор Эдинбургского университета.

Писал всевозможные истории: «История Шотландии» (1759) – одна из первых работ, написанных на источниках + с научным аппаратом. Этим она очень примечательная. Выделял главные факторы. которые направляют историчксое развитие – проиышленность и торговля. Уделял большое внимание изучению третьего сословия.

 

Эдвард Гиббон (1737 – 1788) – «История упадка и разрушения римской империи». Очень видный профессиональный историк. Дает комплекс разносторонних причин. Главной причиной считает пагубную политику христианской церкви – людям внушала смиренность, а сама богатела. Поэтому все раздоры римской церкви являются нелепостью. Высмеял подвиг св.Доминика – сделал 600 000 поклонов, чтобы замолить грешников.

 

Даниэль Дефо (1660-1731)

Робинзон Крузо – в виде плутовского романа, но с новой глубиной, социальной направленности. Показал миф о естественном человеке, который был присущ чуть более раннему периоду.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.