Из книги «Аль-фикру-с-суфи» («Идеи суфизма») с небольшими изменениями и сокращениями:
Слово «суфизм», или «тасаввуф» не было известно во времена сподвижников и таби’ун. Появилось оно лишь в конце второго века по хиджре. А одного этого достаточно, чтобы назвать его нововведением. Поэтому его не застали два имама Абу Ханифа и Ахмад (да помилует их Аллаh) и не говорили о нем, начал же говорить о нем имам аш-Шафи’и и пришедшие после него.
Имам аш-Шафи’и:
Он застал начало суфизма и принадлежал к числу ученых, более других выражавших порицание суфиям. Он даже сказал о них: «Если в начале дня человек стал суфием, он еще до полудня становится глупцом». Он также сказал: «Кто сопровождал одного из суфиев в течение сорока дней – к нему навсегда возвращается разум». И он сочинил:
Оставь тех, которые, приходя к тебе, предельно скромны,
А, оставаясь одни, становятся волками увиливающими[730].
Он также сказал, отправляясь в Египет: «Я оставил Багдад, а еретики создали нечто, названное ими «ас-сама’» («Гармония»)» - имея в виду суфизм[731].
Имам Ахмад:
Имам Ахмад устроил суфиям засаду. Сказал он о том, о чем начал говорить аль-Харис аль-Мухасаби, а это внушения и внезапные мысли: «Такого не говорили ни сподвижники, ни таби’ун». Он предостерег людей от общения с ним и сказал его другу: «Я не советую тебе общаться ним».
Ибн аль-Муляккын написал биографию аль-Хариса аль-Мухасаби в книге «Табакату-ль-авлийа», сказав: «Аль-Харис ибн Асад аль-Мухасаби аль-Басри, Абу ‘Абдуллаh, один из ватадов и объединивших между явным (захир) и сокрытым (батын), прозван аль-Мухасаби, поскольку он постоянно требовал отчета (мухасаба) от своей души, умер в 243 году по хиджре».
Имам Абу Зар’а ад-Димашкы:
После имама Ахмада ибн Ханбаля пришел имам Абу Зар’а (да помилует его Аллаh), и он также говорил о книгах аль-Хариса аль-Мухасаби, когда у него спросили о них: «Остерегайтесь этих книг, ибо эти книги – нововведения и заблуждения. Читайте же хадисы и слова сподвижников, и вы найдете в них то, что избавит тебя от необходимости читать эти книги». Ему сказали: «В этих книгах – назидание». Он сказал: «Для кого Книга Аллаhа не является назиданием, для того и эти книги не назидание. Слышали ли вы о том, чтобы Малик ибн Анас, Суфйан ас-Саури, аль-Авза’и и предшествующие им имамы писали книгу о внушениях, внезапно появившихся мыслях и тому подобных вещах? Они (т.е. суфии) пошли наперерез ученым. Порой они говорят словами аль-Хариса аль-Мухасаби, порой Абду-р-Рахима ад-Дубейли, порой – Хатима аль-Асамма, а порой – Шакыка аль-Бальхи». Затем он сказал: «Как быстро устремляются люди к нововведениям!»[732].
Имам Ибн аль-Джаузи:
Что касается имама ‘Абду-р-Рахмана ибн аль-Джаузи аль-Багдади (ум. В 597 г.х.), то он написал уникальную книгу, критикуя все группы людей – ученых, чтецов, паломников, суфиев и других. Назвал он ее «Тальбис Иблис» («Обман Иблиса») и посветил большинство глав в ней суфиям, разъяснив то, как обманул их Шайтан. Книга эта, как говорят о ней некоторые, достойна того, чтобы быть написанной золотыми чернилами и приобретаться в каждый дом с целью ознакомления с ошибками разных направлений.
Имам, шейх Ислама, Ибн Таймиййа:
Что же до имама Ибн Таймиййа (да помилует его Аллаh), то он лучше многих людей разъяснил людям истинную сущность суфизма и отслеживал и изучал высказывания еретиков и безбожников из числа суфиев, особенно Ибн ‘Араби, ат-Талямсани и Ибн Саб’ин. Он комментировал их высказывания, рассказывал сокрытое в них и предостерегал Умму от их зла во многих своих книгах и сочинениях, а также в своих «Фатава» («Фетвы»). Он изучал также высказывания искренних из них, у которых смешалось благое и мерзкое слово, как ат-Тирмизи, автор книги «Хатму-ль-виляйа», и аль-Газали, автор книги «Ихйа ‘улюми-д-дин» и других.
Написанного, собранного и сделанного Ибн Таймиййей слишком много, чтобы описать его подробно...
Что же касается наших дней, то, несмотря на распространение суфизма на фоне незнания мусульманами как Корана, так и Сунны, и невероятных усилий тех, кто плетет интриги против Ислама и мусульман, Всевышний Аллаh послал мусульманам ученых, раскрывших истинную суть суфизма и их тайны. Сильнее всего налег на них имам шейх Ислама, Мухlаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб, благословенному призыву которого на Аравийском полуострове принадлежит, после Аллаhа, заслуга в пробуждении Уммы от ее глубокого сна и познании ею истинной сущности заблудшего суфизма. Призыв к Таухиду распространился на западе и востоке. И искренние люди настигали осколки суфизма во всех уголках земли – так, что туча рассеялась или почти рассеялись, по милости Аллаhа… После того, как тьма и зло окутали всю землю, кроме немногих приверженцев религии Истины и Таухида.
Современные ученые выпустили ценные книги, раскрывающие мерзость суфизма и разъясняющие его истинную сущность, без чтения которых не обойтись человеку, желающему хорошо знать суфизм и уберечься от него:
- «Ат-тасаввуф фи мизани-ль-бахс ва-т-тахкык» («Суфизм на весах изучения и исследования») - ‘Абду-ль-Кадир ибн ХабибуЛлаh ас-Санади.
Я воспользовался этими книгами при написании этой книги.
Что меня удивляет, так это то, что некоторые ученые и выдающиеся представители обновительного движения исламской Уммы заняли по отношении к суфизму весьма мягкую позицию и описали его не так, как он есть на самом деле. Например, имам-шахид Хасан аль-Банна (да помилует его Аллаh), который считал, что вначале суфизм был на верном пути, потом его исказили. И выдающийся ученый Абу-ль-А‘ля аль-Маудуди (да помилует его Аллаh), который считал практику суфизма делом, очищающим человека изнутри. Я считаю, что эти ученные, несмотря на их высокое положение и обширные знания, допустили некоторые ошибки в описании суфизма и его оценке. И я думаю, что их оправдывает то, что они не углублялись в изучение суфизма, и от них укрылось то, что не укрылось от нас. И да простит Аллаh и нас и их…
И я считаю, что ученные прошлого не обратили внимания на суфизм, не придали ему особого значения и пренебрегли им, и он распространился в таких масштабах, как мы видим это сейчас. А если бы они искоренили его при первом его появлении, он бы не смог так распространиться… Однако Аллаh предопределил и сделал, как пожелал.
Заключение (хукм) Ислама относительно суфиев
Ахлю-с-Сунна выносят постановление о том, что суфизм – нововведение и заблуждение, поскольку даже само слово «суфизм» и название им – нововведение, не упомянутое ни в Коране, ни в Сунне, а каждое нововведение – заблуждение. Однако они не считают суфиев – только потому, что они суфии, - кяфирами, и не говорят о каком-то конкретном суфии, что он – кяфир, до тех пор, пока в его словах, делах или убеждениях не проявится ширк и куфр. Если же в его словах, делах и убеждениях замечен куфр как обращение с ду’а к мертвым, вера в существование у вали особого «шариата», отличающегося от Шариата Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует)… Если за ним замечено это, и ему разъяснили ложность и несостоятельность этого с приведением доказательств, однако он не отказывается от этого – в таком случае он считается кяфиром из-за его слов, действий или убеждений, заключающих в себе куфр. Такое же решение выносится и в отношении того, кто, не являясь суфием, совершает, говорит или верит в то, что является куфром, при соблюдении необходимых для вынесения постановления о куфре условий, упомянутых в книгах.
Заключение
Это – некоторые различия между суфизмом и Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’. И я восхваляю Аллаhа за то, что Он облегчил мне написание этой книги. Я ограничился таким объемом, поскольку посчитал, что книга окажется слишком длинной, а иначе я написал бы больше, поскольку разногласия их не ограничиваются теми, о которых я упомянул, а каждое такое разногласие есть различие между суфиями и Ахлю-с-Сунна.
После того, как мы узнали эти огромные различия между суфиями и Ахлю-с-Сунна, и узнали, что различия эти связаны не с чем-то маловажным и ничтожным, но они касаются важнейших столпов и основ религии, и что суфии в каждом случае ошибаются и не опираются на доказательство (далиль) из Корана и Сунны... Найдется ли после этого говорящий: «Поистине, суфии – из числа Ахлю-с-Сунна, и они опираются на Коран и Сунну, и действия их основаны на Коране и Сунне, и они следуют по пути, ведущему к Аллаhу»?.
Некоторые люди говорят: «Почему существуют разногласия между суфиями и Ахлю-с-Сунна? Ведь перед ним общий враг-кяфир, так что же мешает им объединиться?». Я говорю: пусть сказавший эти слова поразмышляет над этими различиями, а затем посмотрит, есть ли путь к их объединению, если каждый останется приверженным своей ‘акыде. Особенно учитывая то, что суфии встали на сторону этого самого общего врага-кяфира и борются с Ахлю-с-Сунна. Даже если бы мы согласились на это, захотят ли суфии объединяться с нами? Разве не они создали вокруг нас эти мифы о «ваххабизме», и не они устроили великую смуту? Или же говорящий это желает, чтобы Ахлю-с-Сунна отказались от своей ‘акыды и поклонения ради суфизма? Поистине, это невозможно. Если же суфии откажутся от своей ‘акыды и своих действий, представляющих собой ширк и нововведения, и вернутся к Корану, Сунне и книгам имамов, тогда произойдет объединение, и они станут нашими братьями. И мы ждем, чтобы они образумились и оставили путь заблуждения и вступили на путь Истины.
И, в завершение, прошу Аллаhа принять эту книгу и сделать так, чтобы труд этот был проделан только ради Его Благородного Лика, и мусульмане в наших странах и за их пределами получили бы от нее пользу и поняли истинную сущность суфизма. Да простит Он меня за ошибки и промахи, допущенные мною в этой книге. Поистине, Он – Всемогущ и отвечает на мольбы.
И да благословит Аллаhа Мухlаммада, его семью и его сподвижников и приветствует.
И последнее слово наше: «Хвала Аллаhу, Господу Миров!».
Абу Харун Бахауддин Мухlаммад ад-Дагестани
14 Шавваля 1419 г.х. / 31 января 1999 года.
[1] Тарикат – название суфийских братств, а также: система или школа обучения в суфийском братстве, принятый в каждом из этих братств «способ следования по пути к Аллаhу». (Прим. пер.)
[7] Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а – те, кто придерживается истинной, неискаженной исламской акыды (идеологии), основанной на Священном Коране и Сунне Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует). (Прим. пер.)
[8] Согласован: аль-Бухари (№3968, 6021,6236,6952), Муслим (№2704). Его начало: «Умерьте свой пыл – поистине, вы взываете не к глухому, и не к отсутствующему…Поистине, вы взываете к Слышащему, Близкому, и Он с вами».
[9] Приведено Муслимом в длинном хадисе.
[10] Приведен Ахмадом и другими.
[11] Маджму’уль-фатава: 1\126.
[12] «Ат-табакату-ль-кюбра»
[13] Приводит ат-Табарани, он назвал этот хадис хорошим.
[27] То есть, я не желаю, чтобы один из вас рассказывал мне о неблаговидных поступках или дурных словах другого в его отсутствие, чтобы потом, когда вы оба предстанете передо мной, желая чтобы я рассудил между вами, я был настроен одинаково благожелательно по отношению к вам и не относился предвзято к тому, о чьем нехорошем поступке или поведении сообщил мне его товарищ перед этим. (Прим. пер.)
[28] Передают Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи.
[29] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 1/189.
[30] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/19.
[31] Вали – «святой», суфийский шейх, обладающий сверхъестественными способностями и творящий чудеса. Его также называют «валийуЛлаh» - «наиболее близко стоящий к Аллаhу». (Прим. пер.)
[32] «Табакат» ибн ДойфуЛлаh, 258
[33] «Сейру-ль-авлия», 58
[34] Передают аль-Бухари и Муслим
[35] Джахилиййя – «эпоха невежества»; эпоха язычества, доисламские времена.
[36] «Аль-умм», 1/252
[37] «Аль-ибриз», 193
[38] «Ар-римах», 1/191
[39] Окийя – мера веса, равная 37,44 г. (Прим. пер.).
[40] «Табакат» ибн ДойфуЛлаh, 139-140.
[41] «Табакат» ибн ДойфуЛлаh, 144.
[42] «Табакат» ибн ДойфуЛлаh, 199.
[43] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/128.
[44] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/128.
[45] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 177.
[46] Этот хадис передает аль-Бухари и другие в главе «Медицина».
[67] Аль-Гаус (букв. «помощь, избавление») – почетное прозвище некоторых суфийских вали, среди них ‘Абдуль-Кадир аль-Джиляни, основатель кадиритского тариката. (Прим. пер.)
[68] «Аль-ибриз», 189.
[69] Саййид – господин. (Прим пер.)
[70] «Аль-кюбра», 1/157.
[71] Ахлю-т-тасарруф – вали, наделенные сверхъестественными способностями, которые, согласно утверждениям суфиев, говорят чему-нибудь: «Будь!» - и оно тут же сбывается. (Прим пер.)
[72] «Аль-ибриз», 193.
[73] «Аль-кюбра», 1/159.
[74] «Аль-кюбра», 1/158.
[75] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/8.
[76] «Аль-фусус», 1/129.
[77] «Ар-рихляту-ль-канакириййа», 6.
[78] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/152.
[79] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/76-77.
[80] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/273.
[81] Передают аль-Бухари и Муслим.
[82] Передают аль-Бухари и Муслим, приведена версия Муслима.
[83] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 163.
[84] «Танвиру-ль-кулюб», 530.
[85] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 118-119.
[86] Передает аль-Бухари.
[87] Приводит ат-Табарани.
[88] Приводит аль-Баззар в своем «Муснаде».
[89] Приводят авторы «Сунан».
[90] Этот хадис приводит Малик в «Аль-джами’»; аль-Альбани назвал его достоверным.
[91] Муракаба – концентрация помыслов с целью «духовного общения» с Аллаhом, Пророком Мухlаммадом (да благословит его Аллаh и приветствует), вали или шейхом наставником у суфиев. (Прим. пер.)
[92] Рабита – психологическая практика суфиев: духовная связь с шейхом-наставником посредством воссоздания в сердце его образа (вплоть до «растворения» в нем). (Прим. пер.)
[93] «Кылядату-ль-джавахир», 177.
[94] Вирд – особые молитвенные формулы у суфиев. (Прим. пер.)
[340] Салик — путник, идущий по мистическому Пути. Прим. пер.
[341] То есть Пророк Мухlаммад (да благословит его Аллаh и приветствует). Прим пер.
[342] «Аль-‘икду-с-самин», 5\329.
[343] «Аль-бидайа ва-н-нихайа», 13\161.
[344] «Ахбару-ль-Халлядж», 35.
[345] «Аль-лям’» ат-Туси, 461.
[346] «Аль-лям’», 463.
[347] «Аль-лям’», 464.
[348] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 47.
[349] «Аль-лям’», 50. Имеются в виду пояса «зуннар», которые носили христиане в мусульманских странах, чтобы отличаться от мусульман.
[350] «Аль-лям’», 490.
[351] То же.
[352] То же.
[353] «Аль-хакыкату-т-тарихиййа», 343.
[354] Приводится у аль-Хакима, и он назвал его иснад достоверным.
[355] «Аль-ка’идаду-ль-джалиля», 169.
[356] «Мизану-ль-и’тидаль», 2\504.
[357] «Аль-инсану-ль-кямиль», 102.
[358] То же, 104.
[359] «Аль-ибриз», 2\84.
[360] «Ар-римах», 1\14
[361] Куту-ль-кулюб», 30-31.
[362] Приводится у Муслима.
[363] Приводят Ахмад и ибн Маджа.
[364] Приводит ат-Табарани и ибн Шахин.Сказал аль-Хейсами: «В его иснаде Абу-ль-‘Атуф, которого я не знаю; другие же передатчики надежды, но относительно некоторых существуют разногласия».
[365] Приводится у Ахмада и ат-Тирмизи, который сказал о нем: «Хасан сахих».
[366] «Хазихи хийа-с-суфиййа», 89.
[367] «Аль-кибриту-ль-ахмар» аш-Ши’рани.
[368] «Тазкирату-ль-авлийа», 2\158.
[369] «Ар-римах», 1\226.
[370] «Аль-ибриз», 1\172.
[371] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1\172.
[372] «Ат-табакат», 2\75.
[373] «Ат-табакат», 2\77.
[374] «Ат-табакат», 2\160.
[375] «Ар-римах», 1\199.
[376] «Ар-римах»,1\208.
[377] «Ар-римах», 2\29.
[378] Приводит аль-Бухари.
[379] Приводит аль-Бухари.
[380] Приводит аль-Бухари.
[381] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом.
[382] Приводит Малик. Аль-Альбани назвал его достоверным.
[392] Под малым Джихадом подразумевается джихад как война, сражение на Пути Аллаhа. А под великим Джихадом – джихад, т. е. борьба, с собственной душой (нафс), ее желаниями, упрямством, ленью и капризами. Прим. пер.
[393] Приводят Ахмад и Абу Дауд.
[394] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 6149.
[395] Приводит Абу Дауд, и приводит Ибн Маджа хадис с таким же смыслом.
[396] «Сахихи-ль-джами’и-с-сагыр», 7226.
[397] Приводит Абу Дауд, хадис с хорошим иснадом.
[398] Приводит Муслим.
[399] Приводит аль-Бухари.
[400] Приводит Абу Дауд. Он назвал его достоверным.
[401] Часть хадиса, приводимого Муслимом и другими.
[402] «Вопросы, вокруг которых затянулся спор», 116-117.
[403] «Приводит аль-Бухари и Муслим.
[404] Приводит ат-Тирмизи. Аль-Альбани назвал его достоверным.
[405] Приводит Абу Дауд.
[406] См. главу 61.
[407] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 5434
[408] Приводит ат-Тирмизи. Он назвал его «хорошим».
[409] Приводит ат-Тирмизи. Он назвал его «хорошим достоверным».
[410] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом.
[411] Приводит ан-Насаи. Хадис с хорошим иснадом.
[412] «Ад-дуррату-ль-харида», 4\128.
[413] «Аль-джавахир», 96.
[414] «Аль-джавахир», 2\183.
[415] «Аль-джавахир», 1\135-136.
[416] «Аль-джавахир», 1\137.
[417] «Аль-джавахир», 1\139.
[418] Вали – «приближенный Аллаhа».Согласно понятиям Ахлю-с-Сунна, вали является каждый верующий (му’мин) и богобоязненный. Суфии же применяют этот термин к своим шейхам и к некоторым другим людям, никак не связывая это с иманом и богобоязненностью, но основывая свои утверждения на «чудесах», совершаемых ими, или просто странном, неестественном поведении, необычных словах или поступках, считая это признаком их «избранности» Аллаhом. Прим. пер.
[419] Автад (ед. ч. ватад) - «колья»; ранг в суфийской иерархии вали. Прим. пер.
[420] Абдаль (ед. ч. бадаль) – «заменяющие»; ранг в суфийской иерархии вали. Прим. пер.
[421] Нукаба (ед. ч. накыб) - «глава»; ранг в суфийской иерархии вали. Прим. пер.
[422] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2\94.
[423] «Ат-табакат», 2\12.
[424] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2\67.
[425] «Аль-джавахир», 2\8.
[426] «Аль-джавахир», 2\51.
[427] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2\49-59.
[428] «Аль-ибриз», 571.
[429] «Табакат» Ибн Дойфуллаh, 325.
[430] «Табакат» Ибн Дойфуллаh, 162.
[431] «Табакат», Ибн Дойфуллаh, 142.
[432] «Сахих джами’и-с-сагыр», 103. И он не говорил: «Слабоумные». См. «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль-хальк».
[484] Маджзуб – «влекомый»; тот из суфиев, кого привлекает Истина (т. е. Аллаh) в Свое присутствие (хадра) и наделяет какими пожелает удивительными способностями. И все это без приложения каких-либо усилий, духовной борьбы и упражнений со стороны самого суфия. Прим. пер.
[485] «Джами’» ан-Набхани, 2\286.
[486] «Куту-ль-кулюб», 2\70.
[487] «Джами’» ан-Набхани, 2\114.
[488] «Нашру-ль-махасини-ль-галийа», 203.
[489] То есть, крепко связаны с ними. Имеются в виду сердца людей, постоянно посещающих мечеть и проводящих там много времени в поклонении, размышлении и т. д. Прим. пер.
[490] «Табакат», аш-Ши’рани, 1\128.
[491] «Нашру-ль-махасини-ль-галийа», 72.
[492] Имеется в виду состояние, напоминающее экстаз. Прим. пер.
[522] Приводится у Ибн Маджи (43), а также в «Махиху-ль-джами’и-с-сагыр» (4369).
[523] Приводят Ахмад и аль-Байхаки в «Шу’абу-ль-иман» и др.
[524] «Аль-бахру-ль-мухит», 6\147.
[525] «Аз-захру-н-надыр», 82.
[526] Я переписал эту главу из книги «Хазихи хийа-с-суфиййа» ‘Абду-р-Рахмана аль-Вакиля с внесением мною некоторых поправок и добавлением информации из других книг. Прим. авт.
[527] «Аль-ибриз», 2\8.
[528] «Такдису-ль-ашхас фи-ль-фикри-с-суфи», 130.
[529] «Аль-ибриз» на нескольких страницах.
[530] Приводится у Муслима.
[531] Приводится у Муслима.
[532] Приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказав о нем, что он достоверный (сахих).
[533] Таваджуд - нарочито вызванный посредством зикра экстаз. Прим. пер.
[537] Имеется в виду, что он опасается произнести: «Ля иляха…» («Нет божества…»), и умереть, не успев сказать: «…илляЛлаh» («…кроме Аллаhа»). Прим. пер.
[538] «’Авариду-ль-ма’ариф», 2\218.
[539] «Ас-суфиййа фи-ль-Ислям», 51.
[540] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 468.
[541] «Маджму’у-ль-фатава», на разных страницах.
[542] «Маджму’у-ль-фатава».
[543] Приводится у аль-Бухари и Муслима.
[544] То же.
[545] Вукуф ‘адади – остановка на числе: зикр, читаемый про себя, должен быть повторен необходимое число раз. Десятый постулат накшбандийского тариката. Прим. пер.
[548] Приводит Ахмад в своем «Муснаде», и аль-Байхакы в «Аш-шу’аб».
[549] Приводится у ат-Тирмизи, Ахмада и Ибн Маджи.
[550] Приводится у аль-Бухари и Ибн Маджи.
[551] Приводится у Ибн Маджи, а также в «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 5231.
[552] Приводит Ад-Дарими и Ахмад.
[553] Приводится у Муслима.
[554] «Ар-римах», 2\82.
[555] «Ар-римах», 1\175.
[556] Приводится у Ахмада и ан-Насаи.
[557] Приводит ат-Тирмизи, сказав: «Необыкновенный» хадис (гариб)»
[558] Приводится у Муслима.
[559] Приводится у Аль-Бухари.
[560] Аль-Киттани назвал этот хадис достоверным (часто встречающимся по смыслу). См. его в его книге «Назму-ль-мутанасир мина-ль-хадиси-ль-мутаватир» («Китабу-ль-иман»).
[561] См. книгу «Крепость мусульманина» аль-Кахтани («Слова мольбы, произносимые во время молитвы испрашивания помощи»). Прим. пер.
[562] В Джахилиййе человек, желая совершить какое-либо дело (женитьба, путешествие, покупка, сделка и т. д.), вспугивал птицу и смотрел, в какую сторону она полетит. Если она летела направо, он делал то, что собирался, считая это благим предзнаменованием. Если же птица летела налево, это, напротив, считалось дурным предзнаменованием, и человек предпочитал от этого дела отказаться. Прим пер.
[563] Приводится у Аль-Бухари.
[564] Приводится у Аль-Бухари и Муслима.
[565] Приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хадис хороший-достоверный (хасан сахих)».
[569] Приводит ат-Тирмизи, сказав: «Необыкновенный» хадис (гариб)».
[570] Приводит ад-Дареми в «Сунан», хадис с достоверным иснадом.
[571] «Хильйату-ль-авлийа», 7\231. Приводится также у аз-Захаби в книге «Сийар а’лями-н-нубаля’», 7\369.
[572] Приводится у Муслима.
[573] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 4515.
[574] Приводят Ахмад и ибн ‘Абду-ль-Барр.
[575] Приводит ат-Тирмизи.
[576] Макам – «остановка»; ступень или стадия мистического Пути. Прим. пер.
[577] Имеется в виду, что все передатчики этих хадисов – обычные смертные люди, и многие из них уже умерли, а остальные вскоре присоединятся к ним. Прим. пер.
[578] «Джавахиру-ль-ма’ани», 1\50.
[579] То есть, все это время я существовал, но был сокрыт от вас у Аллаhа. Поистине, Аллаh превыше того, что они говорят. Прим. пер.
[580] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом и другими.
[581] Передают аль-Бухари и Муслим.
[582] Приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ахмад.
[583] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7247.
[584] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7249.
[585] Аль-Альбани назвал его достоверным в «Ирвау-ль-галиль» (2562).
[586] Приводит Муслим.
[587] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом.
[588] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 3759.
[589] Передают аль-Бухари и Муслим.
[590] Передают аль-Бухари и Муслим.
[591] «Сахиху-джами’и-с-сагыр», 6519.
[592] Махр – обязательный брачный дар женщине со стороны жениха. Прим пер.
[593] Мухаллиль – человек, который женится на женщине, которой первый муж дал окончательный развод, а потом разводится с ней, чтобы сделать женитьбу на ней дозволенной для первого мужа. Прим. пер.
[594] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 5101.
[595] Имеется в виду козел, взятый напрокат для оплодотворения коз.
[596] То же, 2596.
[597] Часть этого хадиса приводит аль-Хаким. И он сказал: «Достоверен согласно условиям аль-Бухари и Муслима».
[598] Приводит ибн Маджа.
[599] Передает ибн аль-Мунзир, ибн Абу Шейба и ‘Абду-р-Раззак.
[600] Приводит Муслим.
[601] Приводит Ахмад.
[602] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр»,
[603] Приводят авторы четырех «Сунан», а также аль-Хаким, и он назвал его достоверным.
[604] Приводит ибн Маджа.
[605] «Сахиху-ль-джамии-с-сагыр», 1072.
[606] Приводит Муслим.
[607] «Ихйа ‘улюми-д-дин», 3\21.
[608] «’Аварифу-ль-ма’ариф», комментарии к «Аль-ихйа», 3\243.
[613] «История Багдада и жизнеописания выдающихся людей».
[614] «Тальбис Иблис», 318. То есть, они, увидев у него чернильницу, догадались о том, что он приобретает шариатские знания на стороне, и сказали ему, чтобы он избавился от чернильницы и прекратил это делать, ибо, с их точки зрения, это занятие порицаемо. Прим. пер.
[615] Фана’ – нирвана у суфиев; «растворение» сущности суфия в Сущности Аллаhа. Прим. пер.
[652] Рабита - психологическая практика суфиев: духовная связь с наставником посредством воссоздания в сердце его образа (вплоть до растворения в нем). Прим. пер.
[653] Однако его шейх и наставник по тарикату Таджу-д-дин аль-‘Эшли(?), проживающий в Хасавюрте, открыто заявил по телевидению о том, что российские солдаты – мурабиты (т. е. охраняющие границы) в Дагестане, как и все те, кто пришел сражаться против чеченских муджахидов: «Поистине, они – наши братья, и мы должны помогать им, поддерживать их и читать за них ду’а». И во многих мечетях, которые подобрали к рукам суфии, читали ду’а за российских солдат, воюющих против чеченских муджахидов. Прим. авт.
[654] См. также сказанное аз-Зиль’и (?) в извлечении (тахридж) хадисов «Аль-кашшаф» относительно толкования Слов Всевышнего: «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, – быть может, вы преуспеете» (Хадж, 77). См. также сокращенный вариант аль-Хафиза ибн Хаджара в его книге «Аль-каф аш-шаф фи тахридж ахадис «Аль-кашшаф»».
[655] Приводится у Абу Дауда.
[656] Приводится у Абу Дауда и ан-Насаи.
[657] Приводится у ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджи и Ахмада.
[658] Приводится у Муслима.
[659] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 423.
[660] Достоверный хадис, передаваемый ат-Тирмизи и Абу Даудом.
[661] Аль-Хаким и аз-Захаби назвали его достоверным.
[662] Его иснад достоверен.
[663] Приводится у ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ахмада и аль-Хакима.
[664] «Маджму’у-ль-фатава» Ибн Таймиййи., 22\506.
[665] Приводится у Муслима.
[666] Приводится у аль-Бухари и Муслима.
[667] Зиммий - «подзащитный»; христианин или иудей, проживающий на территории исламского государства, выплачивающий джизью и находящийся под защитой этого государства. Прим. пер.
[668] «Куту-ль-кулюб», 2\73, «Аль-ихйа», 4\306.
[669] Куту-ль-кулюб», 2\74.
[670] См. суру «Трапеза», 54.
[671] Приводится у Муслима.
[672] Приводится в книгах жизнеописания Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует).
[673] Приводится у аль-Бухари и Муслима.
[674] Приводится у аль-Бухари и Муслима.
[675] Приводится у аль-Бухари.
[676] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7262.
[677] Приводится у аль-Бухари.
[678] Иджтихад – дословно «проявление усердия», «настойчивость», поиск факыхом аргументов, методов и приемов самостоятельного решения богословско-правовых вопросов. Прим. пер.
[684] Приводится у Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима.
[685] Приводится у аль-Бухари и Муслима.
[686] Приводится у аль-Бухари.
[687] Это версия Ибн Исхака и других. Другая версия этого хадиса приводится у аль-Бухари и других.
[688] Приводится у Абу Дауда.
[689] Приводится у аль-Бухари.
[690] Приводится у аль-Бухари.
[691] Упоминает Ибн ‘Абду-ль-Барр и другие имамы.
[692] «Шарху-ль-‘акыдати-т-тахавиййа» 267.
[693] «Иджтима’у-ль-джуйуши-ль-ислямиййа» Ибн аль-Каййима.
[694] См. «Тафсир» Ибн Кясира.
[695] Приводит Ибн Хаббан в книге «Ат-таргиб ва-т-тархиб» с иснадом, который подлежит обсуждению. См. пути, по которым он пришел, в книге «Кашфу-ль-хафа».
[696] То есть не иметь определенной жизненной программы. Прим. пер.
[709] Таковым было положение Шамиля Басаева во время первой чеченской войны, когда он еще не знал до конца Ахлю-с-Сунна и суфизм. Однако впоследствии он, Хвала Аллаhу, изменился к лучшему, узнав правильную ‘акыду и приняв ее (по крайней мере, мы так считаем). Заслуга этого (после Аллаhа) во многом принадлежит арабу Ибн аль-Хаттабу, сражавшемуся против русских захватчиков. Он стал его компаньоном в войне и одним из его ближайших друзей. Прим. автора.
[710] Таковым было положение Ахмада Кадырова и Аслана Масхадова во время первой войны и после нее. Что же касается второй чеченской войны, то во время нее между двумя людьми пролегла пропасть. Над муфтием одержал верх суфизм и он примкнул к русским, объявив о своем расположении к России и российскому президенту Путину, и принялся бороться против муджахидов – так, что в конце концов Россия назначила его главой Чечни. Масхадов же присоединился к муджахидам. И я не знаю, сделал ли он это в соответствии со своими убеждениями или же преследуя личные интересы. Я надеюсь, что он покаялся … А Аллаh выводит кого пожелает на Прямой Путь. Прим. автора.