Суфизм: его представители делают пожертвования от самих себя после смерти. Они копят богатства и ждут смерти, чтобы раздать подаяние. Они завещают, чтобы из их денег была роздана милостыня в день их смерти, во время погребения и после него, спустя несколько дней, в зависимости от сложившейся у народа традиции. И это подаяние приносят на могилу, чтобы распределить среди присутствующих на похоронах, после погребения. Кто же проявил нерадивость и пренебрежение к этой милостыне, того покроет позор на всю оставшуюся жизнь. И если у человека кто-то умер, даже если он был бедняком или ничего не имел, он вынужден отдать последнее, что имеет. Если же он ничего не имеет, он должен взять в долг. А иначе это будет считаться предельным оскорблением с его стороны в отношении умершего, и люди будут считать его скупцом и говорить, что он бросил своего умершего, словно падаль, без милостыни от его имени.
Суфии считают эти подаяния в дни его смерти величайшим средством приближения к Аллаhу и полезнейшей вещью. И они уделяют внимание этому подаянию, даже если умерший не совершал намаз, не постился и не раздавал милостыни при жизни. И даже если он провел всю свою жизнь в куфре, борясь с Исламом и враждебно относясь к нему, и работал в учреждениях или управлениях кяфиров, которые борются с Исламом, как ФСБ и другие спецслужбы, и работал в интересах правительства кяфиров… Даже тогда его хоронят на мусульманском кладбище, по исламскому обряду, и раздают милостыню за него больше, чем за любого другого человека. Считаете ли вы, о люди, что они делают это, стремясь к Лику Аллаhа? Нет, но это показуха, желание прославиться, следование обычаю и боязнь позора… СубханаЛлаh!
Ахлю-с-Сунна: они считают милостыню (садака) полезной для человека при его жизни и после его смерти, если человек этот раздал ее узаконенным способом и в предназначенных для этого направлениях. Они выбирают из них наиболее полезные и те, награда за которые больше. И они считают, что милостыня, данная человеком при жизни, намного больше по награде, чем данная после смерти, поскольку Абу Хурейра (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Один человек, пришедший к пророку, да благословит его Аллаh и приветствует, спросил: «О, Посланник Аллаhа, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?» Он ответил: «За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть (,чтобы лишь тогда) сказать: «Такому-то столько, а такому-то столько», тогда как это (уже будет принадлежать) такому-то»[717].
И сказал Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллаh): «(Однажды) Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) спросил (людей): «Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё (собственное) богатство?». Они сказали: «О Посланник Аллаhа, нет среди нас такого, кто не любил бы своё (собственное) богатство больше». (Тогда) он сказал: «Но, поистине, богатством (каждого) является то, что он (потратил), а то, что он отложил, является богатством его наследника!»[718].
И сказал Всевышний Аллаh: «Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников» (Лицемеры, 10).
Ни Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует), ни сподвижникам после него не было свойственно заниматься раздачей милостыни от имени умершего в дни его смерти, как делают это большинство суфиев в наше время, и считать это самым великим из того, что делают по отношению к мертвому после его смерти. Если бы в этом деле была польза для умершего, Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) не оставил бы его и приказал бы нам совершать его. Можно ли представить себе, чтобы Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) умер и не научил нас тому, что приносит пользу живым и мертвым из нас? Разве не он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, каждый пророк обязан был указывать своей умме на благо, о котором он знал, и предостерегать их от зла, о котором он знал»[719]? Более того, он, в противоположность суфиям, считал смерть событием, отвлекающим людей от приготовления пищи даже для самих себя, не говоря уже о кормлении других. И не говоря уже о забое коров и овец и покупке мешков сахара для того, чтобы раздать все это в качестве милостыни от имени умершего в день его смерти. Сказал он людям после того, как к семье Джа’фара пришло известие о гибели Джа’афара в битве при Му’те: «Приготовьте еду для близких Джа’фара, ибо постигло их то, что озаботило их»[720].
Это что касается раздачи человеком милостыни от своего имени. Если же человек желает раздать милостыню из своих денег от имени близкого ему человека, то к этому нет никаких препятствий в любое время, если только он не стремился таким способом соблюсти дурной обычай, противоречащий Сунне.
Далее, лучшая садака – та, которая дается сиротам и бедным, нуждающимся в ней, а также даваемая на благотворительные цели, особенно Джихад и призыв к Аллаhу (да’ват), а не та, что распределяется между как бедными, так и богатыми, как это принято в наших странах.
Люди перестали понимать значение милостыни и способы ее раздачи. Они не знают, кому и для каких целей нужно ее давать. И садака превратилась для них в показуху, способ прославиться и нечто, чем кичатся и гордятся.
Является нововведением раздача милостыни одновременно с погребальной молитвой и несением погребальных носилок на кладбище и раздача ее там, как это принято у суфиев и приверженцев нововведений в наших странах. Говорит автор «Фикху-с-Сунна»: «И не является узаконенным раздача ее на кладбищах».
О, Аллаh! Покажи нам Истину Истиной и позволь нам следовать ей, и покажи нам ложь ложью, и позволь нам держаться подальше от нее! Амин.