Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Зикр путем произнесения одного имени или местоимения



 

Суфизм: как мы уже сказали до этого, его последователи отказались поминать Аллаhа так, как это передается от Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), и придумали новые зикры и новые способы поминания Аллаhа.

Например, они поминают Аллаhа, произнося одно Его Имя («Аллаh, Аллаh, Аллаh…») или местоимение («Он, Он, Он…»), оставляя при этом слова поминания «Ля иляха илля Ллаh». Иногда они присоединяют к слову «Он» частицу обращения «О» противореча грамматическим правилам арабского языка, и получается «О, Он» («Йа хува»).

Говорит Мухйи-д-дин ибн ‘Араби: «Поминай Аллаhа, пользуясь любыми видами зикра. И пусть твоим зикром будет произнесение отдельного всеобъемлющего Имени «Аллаh, Аллаh». А если пожелаешь, (произнеси): «Он, Он», и не преступай эти зикры»[536].

Если мы посмотрим на накшбандийские вирды в наше время в наших странах, мы обнаружим, что этот зикр путем произнесения отдельного Имени является основным. И они не говорят: «Ля иляха илля Ллаh», кроме как в ташаххуде, азане и т.д. – то есть в том, что не относится к их вирдам.

Если же их спросят об этом, они приведут слабые аргументы, среди них – передаваемое от аш-Шибли. Юноша спросил его: «О Абу Бакр, почему ты говоришь: «Аллаh», и не говоришь «Ля иляха илля Ллаh»? Аш-Шибли сказал: «… я стесняюсь упоминать утверждение после отрицания». Юноша сказал: «Я хочу более веский аргумент, чем этот». Тот сказал: «Я боюсь произнести слово отрицания[537] и не дойти до слова утверждения»[538].

Это означает, что он боялся, что произнесет слова «Ля иляха илля Ллаh» и умрет между произнесением утверждения и отрицания и умрет, таким образом, напрочь отрицая существование Аллаhа.

Что касается последователей кадиритского тариката в Дагестане и Чечне, то они поминают Аллаhа словами «’Улла» или «’Алла» и т.д. Если же их спросят, откуда у них этот зикр, и что он означает, они говорят, что это слово – имя, дополняющие существующие 99 Прекрасных Имен Аллаhа до сотни. И что это Имя, которое Он сохранил у себя и открыл их шейху Кунта-Хаджи, а тот научил ему своих мюридов, и они поминают Аллаhа путем произнесения этого Имени. Согласно их утверждениям, этот зикр также есть в Коране, в Словах Всевышнего: «Взывайте к Аллаhу» («Фад’у-Ллаh») (Прощающий, 14). И эта фраза, если убрать ее начальные буквы «ф», «а» и «д», остается «’уЛлаh», а это и есть их зикр и сотое Имя Аллаhа.

Вызывает удивление и сожаление то, что они предпочитают эти новоизобретенные зикры, которые они узаконили, зикрам, узаконенным Шариатом, которые принес Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует). Даже востоковед Николсон сказал: «Однако суфии взяли за упражнение повторение имени Аллаhа или некоторых религиозных формул в сопровождении музыкальных инструментов и сосредоточили все силы на этом отдельном слове или фразе. И они придают этому не ограниченному временем поклонению огромное значение в их связи с Аллаhом неразрывной связью притом, что подобного значения они не придают пятикратному намазу, который совершают в определенное время остальные мусульмане»[539].

Для распространения этого вида зикра и внушения людям, что он – от Аллаhа, суфии приводят различные истории и небылицы. Говорит аль-Кушейри: «Был среди наших товарищей один человек, который часто говорил: «Аллаh, Аллаh». И однажды ему на голову упало бревно и разбило ему голову. Он упал, и на земле написалось «Аллаh, Аллаh»[540].

Ахлю-с-Сунна: говорят, что зикр – как мы уже говорили не раз, – поклонение. Более того, он относится к самым великим обрядам поклонения, и Аллаh приказал совершать его во многих аятах, и существует множество хадисов, содержащих побуждение к его совершению. И Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) научил нас способу совершения зикра и его формулам. Более того, он не оставил без упоминания и разъяснения ни одной области зикра и ситуации, в которой приказано совершать определенный зикр, и он упомянул формулу требуемого зикра в данной ситуации. И мусульманину не дозволено самому изобретать зикры или совершать зикр таким образом, который противоречит Сунне и действиям сподвижников.

Что же до зикра путем произнесения отдельного Имени «Аллаh, Аллаh, Аллаh» или местоимения «Он, Он, Он», то ни Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует), ни сподвижники, ни имамы подобного не делали. А то, чего они не делали, не является ни Шариатом, ни религиозным постановлением для нас, поскольку все благо заключается в следовании им, а не в изобретении нового.

Говорит шейх Ислама Ибн Таймиййа: «Что же касается ограничения отдельным именем или местоимением, то это не имеет обоснования, не говоря уже о том, чтобы является привилегией избранных и достигших познания».

Он также сказал: «Что же касается отдельного Имени «Аллаh, Аллаh» или местоимения «Он, Он», то это не узаконено ни в Книге Аллаhа, ни в Сунне. И это также не передается ни от кого из праведных предков Уммы и ни от кого из членов Уммы, заслуживающих подражания, но это стали произносить некоторые заблудшие из числа живших позже»[541].

Что же касается того, что они оправдывают ограничение отдельным Именем тем, что они боятся умереть между произнесением отрицания и утверждения, то это лишь обман невежественных мусульман, и несостоятельность этих слов очевидна:

1) Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) – тот, кто научил мусульман зикрам, которые включают формулу Таухида «Ля иляха илля Ллаh». И именно он научил их азану и ташаххуду, содержащим в себе формулу Таухида. И если бы мусульманину следовало бояться смерти между произнесением отрицания и утверждения, Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) не научил бы их этому и не подтвердил бы правильность совершения его ими. Вместо этого он повелел бы им произносить слова «Аллаh, Аллаh» или «Он, Он». А поскольку он этого не сделал, мы знаем, что никто не должен бояться того, чего боятся суфии. И оставление слова «Ля иляха илля Ллаh» ради отдельного Имени является поправлением Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), объявление его зикра недействительным и обвинение его в ошибке.

2) Если раб Аллаhа пожелает сказать «Ля иляха илля Ллаh» и умрет до завершения произнесения этих слов, это никак не повредит ему, поскольку дела оцениваются по намерениям, и ему запишется то, что он намеревался совершить[542].

3) Слова «Ля иляха илля Ллаh» присутствуют в аяте «Знай же, что нет божества, кроме Аллаhа» (Мухlаммад, 19). Интересно, что же делают суфии при чтении этого аята? Вообще не читают его или не испытывают страха при чтении его?

4) Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Подсказывайте своим умирающим слова «Ля иляха илля Ллаh»[543]. И сказал он своему дяде, находившемуся на смертном одре: «О, дядя, скажи: «Ля иляха илля Ллаh»!»[544].

И если бы страх умереть между произнесением отрицания и утверждения был бы основанием для отказа от произнесения слов «Ля иляха илля Ллаh», Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) не приказал бы подсказывать их тому, кто находится на пороге смерти. Ведь вероятность того, что он умрет, существует каждую секунду.

Что же касается утверждений суфиев-кадиритов о том, что ‘Улла или ‘Алла – сотое имя из Прекрасных Имен Аллаhа, то это вздор и бред, как и остальные суфийские небылицы, а как их много! Если бы они были просто бредом, не было бы беды, однако это приписывание недостатка Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует). Поскольку он не знал того, что знал Кунта-Хаджи. И это также опровержение слов Всевышнего Аллаhа: «Сегодня завершил Я для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Трапеза, 3). Так, Всевышний Аллаh говорит: «Сегодня Я завершил…», а эти говорят: «Нет, религия не была завершена посредством Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует), поскольку Аллаh не явил в его времена сокрытое Имя, но завершилась она во времена Кунта-Хаджи, когда явил Аллаh сокрытое Имя ‘Улла...». Превыше Аллаh того, что они говорят!

 

Зикр сердцем

 

Суфизм: его последователи говорят о необходимости совершать зикр сердцем, не двигая при этом языком и губами, и предпочитают его зикру, совершаемому языком и губами. А в качестве подтверждения этого и доказательства они приводят удивительную историю, которую мы пересказываем ниже.

«Шейх ‘Абду-ль-Кадир аль-Гадждавани читал Коран у шейха Садра-д-дина и дошел до слов «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих» (Преграды, 55). Он сказал шейху: «Что есть тайный зикр и как совершать его? Поистине, когда раб совершает зикр вслух и двигая органами, люди смотрят на него, а если он совершает зикр сердцем, Шайтан смотрит на него. Ведь сказал он (да благословит его Аллаh и приветствует): «Поистине, Шайтан течет с потоком крови в жилах сына Адама». Шейх ответил: «Это – мистическое знание, и если пожелает Аллаh, Он соединит тебя с одним из Своих вали, и он научит тебя совершению тайного зикра». И он ждал исполнения этой благой вести, пока к нему не пришел аль-Хидр (мир ему). Он научил его вукуф ’адади[545] и тайному зикру. И он стал окунаться в воду и повторять в своем сердце: «Ля иляха илля Ллаh, Мухlаммад РасулюЛлаh», и пришло к нему великое озарение»[546].

Говорит шейх Мухlаммад Мустафа Абу-ль-‘Уля: «Лучшее очищение – совершение зикра накшбандийского тариката. Это когда совершающий зикр произносит языком сердца своего слово «Аллаh». Ведь сердце является языком, и является слухом, и является зрением»[547].

Я говорю: эти слова неверны, и сердце есть сердце, слух есть слух, зрение есть зрение, а язык есть язык. Все это совершенно разные вещи, резко отличающиеся друг от друга, и одна из них не называется другой.

На различие между сердцем и языком указывают слова Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует): «Не станет прямой (правдивой) вера раба до тех пор, пока не станет прямым его сердце, а сердце не станет прямым до тех пор, пока не станет прямым его язык»[548].

Ахлю-с-Сунна: говорят, что этот термин «тайный зикр» или «зикр сердцем», который применяется суфиями для обозначения зикра без движения языком и губами – есть нечто, не имеющее отношение к Исламу. Он не был известен праведным предкам Уммы. А эта их суфийская история свидетельствует о том, что зикр этот ведет свою историю от ‘Абду-ль-Кадира аль-Гадждавани. Зикр же, признанный Ахлю-с-Сунна – тот, при совершении которого двигается язык и губы. При этом их аргументом является упомянутое в достоверных хадисах.

1) Передает ‘Абдуллаh ибн Биср (да будет доволен им Аллаh), что один человек сказал: «О, Посланник Аллаhа! Поистине установлений Ислама для меня слишком много, сообщи же мне нечто такое, чего бы я придерживался». Он сказал: «Пусть язык твой всегда будет влажным от поминания Аллаhа»[549].

2) Передает Абу Хурейра (да будет доволен им Аллаh) слова Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует): «Поистине, Всевышний Аллаh говорит: «Я с Моим рабом, когда он поминает Меня и шевелит губами своими, поминая Меня»[550].

3) Сказал Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует): «Пусть будет у каждого из вас благодарное сердце, поминающий (Аллаhа) язык и верующая жена, помогающая ему снискать (награду) Жизни Вечной»[551]. И Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует) отнес благодарность к сердцу, а зикр – к языку.

На то, что признанным зикром является зикр, совершаемый языком, а не тот, что совершается лишь сердцем, указывает тот факт, что намаз не засчитывается, если необходимые в нем слова произнести сердцем, не двигая при этом языком и не слыша себя. К необходимым словам намаза (аркан каулиййа) относятся такбирату-ль-ихрам (открывающий такбир), чтение «аль-Фатихи», последний ташаххуд, саляват и первый салям (таслим). Все эти словесные рукны необходимо исполнять языком и так, чтобы, по крайней мере, слышать себя, а иначе молитва человека не будет засчитанной и правильной. И осквернившемуся (джунуб) и женщине во время менструации разрешено читать Коран про себя в своем сердце, поскольку это не считается. Что же касается чтения с движениями языка, то это им не дозволено. То же касается и приветствия. Если кто-то поприветствовал тебя так, что ты услышал приветствия, ты должен ответить ему своим языком, при этом нельзя ограничиваться ответом сердцем, поскольку это не считается.

На то, что язык играет важную роль и имеет большое значение в Шариате, указывает то, что ученые согласны во мнении, что принявший Ислам должен (для того, чтобы считаться верующим) обязательно произнести шахаду своим языком, и недостаточно веры без произнесения шахады. И если даже человек уверовал во все, во что необходимо верить, и утверждает, что он произнес шахаду в своем сердце, но при этом он не произносил ее языком, он не считается верующим мусульманином. И недостаточно произнесения ее «языком сердца своего», как выражаются представители суфизма. Разве не является это явным доказательством того, что засчитывается произнесение языком, который во рту, а не языком сердца (если у сердца вообще может быть язык)? А если не засчитывается произнесение таким способом шахады, ответ на приветствие, чтение Корана, совершение словесных рукнов намаза… Я говорю: если не засчитываются все эти вещи, которые являются важнейшими зикрами, при произнесении их сердцами, как же могут засчитываться другие слова поминания Аллаhа?

Поистине, хадисы Посланника (да благословит его Аллаh и приветствует) в которых говорится о различных зикрах, указывают на то, что зикр совершается языком, поскольку все они касаются произнесения. Вроде слов Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует): «Кто скажет то-то…». А сказать можно не иначе, как языком, который во рту, а не «языком сердца», как утверждают философствующие суфии.

Язык имеет большое и играет важную роль, и в Судный День он будет свидетельствовать о том, что произносил, свидетельствуя против кяфира о злом, и свидетельствуя в пользу верующего о благом. Как и другие члены тела, которые будут свидетельствовать о том, что они делали – если благое, то о благом, а если дурное, то о дурном. Как же желают суфии заставить их замолчать и отстранить от поминания Аллаhа, предоставив это сердцу, как они утверждают? Разве не является желательным увеличить число свидетельствующих о благом в пользу мусульманина?.. Что невежественнее их? Более того, что отвратительнее их?

Источником мусульманина является Книга Аллаhа и Сунна Его Посланника (да благословит его Аллаh и приветствует), о которых сказал Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует): «Я оставил вам нечто, если вы будете придерживаться его, то никогда не впадете в заблуждение – Книгу Аллаhа и Сунну Его Пророка». Даже пророки и посланники прошлого, начиная с Адама и кончая ‘Исой – никто из них не имеет право прийти и добавить что-то в Ислам или убрать что-то из него, или изменить его. Даже если предположить, что кто-то из великих посланников, кроме Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует) пришел к нам, и мы последовали за ним, это означает, что мы впали в заблуждение, поскольку Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, если бы Муса появился среди вас и вы последовали бы за ним и оставили меня, вы впали бы в далекое заблуждение. Вы – моя доля из общин, а я – ваша доля из пророков»[552].

А если дело обстоит так, и Шариат ограничен Книгой Аллаhа и Сунной, и никто, даже великие посланники, не имеет права прийти и изменить что-то в Исламе, и Аллаh засвидетельствовал о завершенности Ислама, сказав «Сегодня завершил Я для вас вашу религию…» (Трапеза, 3). Как же может суфийский аль-Хидр спустя столько веков после кончины Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) прийти к аль-Гадждавани и изменить способ совершения зикра (которым пользовались праведные предки до появления аль-Гадждавани), и научить его этому способу и предпочесть его способу, который был известен в лучшие века? Поистине это, мои братья по вере, отвратительная и коварная попытка разрушить знание Ислама кирпичик за кирпичиком, берегитесь же этого!

Поистине, зикр и способ его совершения, как мы уже упоминали не раз, относится к видам поклонения божественного происхождения, к которым не дозволено человеку ничего добавлять, и от которых нельзя ничего убавлять, и которые нельзя изменять. При этом удивительно, что шейх Садру-д-дин или шейх ‘Абду-ль-Кадир аль-Гадждавани понимают этот аят, упомянутый в их истории, совсем не так, как понял его Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует), сподвижники и имамы. Если же суфии скажут, что они понимали его так же, как и эти двое, мы скажем: как же в таком случае аль-Гадждавани потребовалось, чтобы к нему пришел аль-Хидр и научил его этому? Почему он не взял это от имамов, бывших до него? Если же они скажут, что они не понимали его, то это утверждение о том, что знание аль-Гадждавани и тех, кто жил после него и его способ совершения зикра выше и совершеннее, чем знание тех, кто был до него. А разве несостоятельность этого утверждения не очевидна? И кто знает, что тот, кто пришел к аль-Гадждави под видом аль-Хидра, не был Шайтаном, который принял облик аль-Хидра, чтобы ввести его в заблуждение?

И если кто-то в наше время будет утверждать то же самое и введет другое изменение в религию Аллаhа, должны ли мы верить ему, особенно, если он подкрепит это совершением сверхъестественного? Если мы скажем: «Да», этим мы откроем дверь, через которую может войти каждый желающий навредить религии Аллаhа. А если мы скажем: «Мы не должны верить», то какая тогда разница между упомянутым аль-Гадждавани и любым другим суфийским вали современности?

В этом вопросе стоит решительно сказать: «Мы не принимаем ничего иного, кроме того, что имеет подтверждение в Книге Аллаhа и Сунне Его Посланника (да благословит его Аллаh и приветствует).

Далее, зикр вместе с погружением в воду не входил в религию никого из пророков, и не входил в религию Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует). Но это - упражнение йогов, с помощью которых они достигают разных духовных состояний. А что не входило в религию Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), то не является частью религии для его Уммы, а иначе в чем значение следования? И каково значение хадиса: «Кто сделал дело, не соответствующее нашему делу, оно будет отвергнуто»[553]?

Аят упомянутый в суфийской истории «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» (Преграды, 55), вовсе не означает, что следует прекратить произносить ду’а и ограничиться произнесением его сердцем без участия языка, поскольку «в тайне» здесь не означает удержание языка от зикра. Но этот аят был ниспослан для запрещения воплей и повышения голоса при чтении ду’а. Говорится в тафсирах Ибн Кясира и ат-Табарани: «Сказал Ибн Джурейдж: «Является нежелательным повышение голоса, громкое воззвание и вопли в ду’а, но приказано (проявлять) смирение и (соблюдать) спокойствие».

Таково значение аята – что зикр и ду’а должны осуществляться с понижением голоса. А если бы оно было таким, как утверждают аль-Гадждавани и Садру-д-дин в своем «мистическом знании», это не укрылось бы от величайших толкователей Корана.

Из всего этого следует, что история с аль-Хидром придумана для оправдания нововведения (бид’а), называемого «тайным зикром». Это – небылица и ложь, и никак нельзя приписывать это аль-Хидру (мир ему). А пришедшим к аль-Гадждавани под видом аль-Хидра был Шайтан.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.