Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Естественная монополия. Регулирование ее деятельности



Естественная монополия возникает в отраслях, где эффект масштаба настолько велик, что для получения низких издержек и низкой цены единицы продукта необходима крупномасштабная деятельность, приводящая к отсутствию конкуренции. При наличии конкуренции на таком рынке деятельность разных фирм становится нерентабельной. Как правило, условия характерные для естественных монополий, присущи ряду предприятий (отраслей) общественного пользования (электроэнергетика, водоснабжение, газоснабжение и т.п.).

С точки зрения общественно приемлемого поведения естественные монополии должны находиться либо в государственной собственности, либо регулироваться государством.

В основе законодательств о функционировании естественных монополий лежит теория регулирования в интересах общества, которая предполагает возможность регулирования таких отраслей на благо общества, т.е. обеспечение потребностей потребителей качественными товарами по приемлемым ценам. Суть в следующем: если на таком отраслевом рынке конкуренция невозможна, необходимо посредством государственного регулирования создать такие условия для функционирования предприятия, чтобы у последнего не было возможности злоупотреблять некоторой монопольной властью, а конечные потребители могли бы в действительности получить выгоду от экономии, обусловленной эффектом масштаба. Чаще всего, речь идет об установлении цены, равной средним валовым издержкам.

Сравнение общественно оптимальной цены и цены, обеспечивающей справедливую прибыль приводит к дилемме регулирования. Установление первой цены приведет к оптимальному распределению ресурсов, однако может означать убытки для монополии, что могло бы быть смягчено через выплату субсидий государством. Установление второй цены позволит монополисту получать справедливую прибыль, однако не решает вопрос оптимального распределения ресурсов.

Теория регулирования естественных монополий подвергается критике по трем основным позициям. Прежде всего, это вызвано проблемой «Х-неэффективности». Так при установлении цены на продукцию (услуги) естественных монополий используется принцип «издержки плюс», тогда у монополиста не возникает стимула снижать издержки, напротив, это может привести к различного рода экономическим махинациям для увеличения издержек, либо к замещению труда капиталом, т.е. к неэффективному распределению ресурсов внутри предприятия.

Следующая позиция, подвергаемая критике, - работа регулирующих комиссий. Довольно часто члены этих комиссий являются руководителями предприятий регулируемых отраслей, что приводит к обратному эффекту регулирования - эти отрасли защищаются от потенциально возможной конкуренции.

И, наконец, третья критикуемая позиция – регулирование конкурентных отраслей. Часть регулируемых естественных монополий функционируют в таких отраслях, где при отсутствии регулирования возможно было бы появление конкурирующих фирм, т.к. в этих отраслях эффект масштаба невелик и относительно низки входные барьеры (например, авиа- и ж/д перевозки). Такое регулирование приводит к тому, что в большей степени проигрывает общество, т.к. устанавливаются более высокие цены и предлагается меньший объем выпуска, чем при потенциальной конкуренции.

Начиная с 60-х годов прошлого столетия появилось и начало активно развиваться регулирование нового типа – социальное регулирование, основное внимание которого нацелено на условия производства товаров, характеристики продукции и их влияние на общество. Отличие социального регулирования от отраслевого состоит, прежде всего, в том, что затрагивает практически все отрасли и предполагает вмешательство государственных структур в сам процесс производства. Основная причина появления социального регулирования кроется в смене акцентов государственной политики большинства стран на качество жизни населения, что предопределяет повышенное внимание государственных структур к производству качественных и безопасных товаров, улучшению условий труда, защите окружающей среды.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.