Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные виды фирм и концепции их поведения



Фирма есть отдельная сложная экономическая единица, обладающая эффективной способностью к производству (продаже), принимающая решения с учетом множества целей. Традиционно считается, что основной целью фирмы является максимизация прибыли либо в краткосрочном, либо, что встречается сейчас наиболее часто, в долгосрочном периодах. Однако кроме такой цели, в современных исследованиях рассматриваются и другие возможные многочисленные цели, иногда конфликтующие друг с другом.

На принятие решений фирмой оказывают влияние различные ограничения. Фирма может либо активно реагировать на ограничение целей, либо пассивно. Активное поведение фирмы предполагает использование ею различных форм активного поведения для смягчения ограничений во времени для обеспечения достижения цели. Например, слияния, маркетинговые исследования, реклама и т.п. В то же время фирма может пассивно реагировать на ограничения, т.е. не принимать никаких действий по их устранению или изменению, стремясь лишь к достижению цели при заданных ограничениях.

Поведение фирмы, определяющее ее размер, описывается концепциями фирмы. Следует отметить, что измерение размера фирмы может быть горизонтальным или вертикальным. Так, горизонтальное измерение основывается на определении масштаба производства однопродуктовой фирмы, либо отдельных областей ее деятельности в рамках многопродуктовой фирмы. Вертикальное измерение учитывает всю совокупность товаров или услуг, которые теоретически возможно приобрести у поставщиков данной фирмы.

В теории организации отраслевых рынков рассматриваются такие концепции фирмы, как технологическая и контрактная.

Технологическая концепция рассматривает фирму как совокупность ее отдельных подразделений, синергетическое взаимодействие которых направлено на максимальное использование экономии от масштаба и сфер деятельности с учетом технологических особенностей фирмы. То есть, проще, технологический подход «ориентирован на определение размера фирмы».

Контрактная концепция рассматривает фирму как совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто вы­ражаются договорами - контрактами. Контракты могут заключаться как в формальной форме, зафиксированной в нужном порядке, так и в виде неформальных договоров (соглашений, контрактов). Фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя группами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками). С этой позиции рынок и фирма могут представлять собой альтер­нативные способы заключения контрактов. Рынок может быть представлен как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрак­тов.

Цели фирм

Основополагающим положением, на котором базируется большинство работ, описывающих поведение фирмы, является представление фирмы как максимизатора прибыли. Такой подход опирается на пять допущений:

1) наличие определенной и достоверной информации;

2) прибыль должна быть количественно измерима;

3) функция полезности фирмы содержит только одну переменную – прибыль;

4) рациональность поведения, обусловленная транзитивностью выбора и максимизацией полезности при различных обстоятельствах;

5) холистическая концепция фирмы, т.е. представление фирмы как неделимой единицы при принятии решений.

Такая модель очень удобна для экономического анализа поведения фирм, хотя, по сути, является лишь теоретическим предсказанием возможного реального поведения фирм и в большей степени служит для объяснения изменения цен в различных экономических условиях.

В последние 30 лет появляется целый ряд экономических работ, в которых выделяются другие цели, отличные от максимизации прибыли. Прежде всего, это связано с допущением рассматриваемой теории о мотиве фирмы как неделимого целого. В действительности фирма состоит из большого числа людей (собственников, управляющих, работников), каждый из которых может иметь определенные цели и мотивы в отношении деятельности фирмы.

Увеличение размера современных фирм привело к тому, что зачастую ими владеют одни, а управляют другие, иногда вообще не имеющие доли собственности в управляемой фирме. Р. Маррис выделяет три основных мотива, влияющих на поведение управляющих и установление целей – это доход, статус и власть. Часто экономисты выделяют и четвертый мотив – безопасности. Если предположения относительно основных мотивов поддерживает большинство ученых-экономистов, то мнения относительно целей различны. Наиболее часто встречающиеся – альтернативные цели прибыли – размер и рост фирм.

Одно из сильнейших ограничений, накладываемых на деятельность и цели управляющих, связано с организационной структурой фирм. Уильямсон, изучавший эту проблему, выделил две основные организационные формы современных предприятий. Первая из них унитарная форма (U-форма), распространенная среди малых и средних фирм. В таких фирмах существует главный исполнитель и подчиняющиеся ему функциональные подразделения (производство, реализация, финансы и т.п.).

Другая организационная форма – М-форма появляется позднее и вызвана диверсификацией деятельности компаний. При такой организационной форме есть центральный орган, в подчинении которого находится ряд оперативных отделов, которым в свою очередь подчиняются функциональные отделы. Такое подчинение приводит к лучшему контролю над отдельными производственными направлениями, поскольку он осуществляется изнутри за достижением целевой прибыли отдельных подразделений. Такая организационная форма в настоящее время является господствующей среди большинства фирм, хотя существуют и промежуточные формы между U-формой и М-формой.

Взаимодействие собственников и управляющих описывается схемой поведения «принципал-агент». В качестве принципала выступает собственник или группа собственников фирмы, нанимающая другие лица – агентов, чтобы они действовали вместо них. Если будет существовать связь между вознаграждением агентов и интересами принципала, то это будет расцениваться как средство воздействия на управляющих. При такой схеме возникает проблема распределения риска, так как именно управляющий в конечном итоге принимает решение о ведении бизнеса. Если акционеры нейтральны к риску, владея диверсификационным портфелем акций различных компаний, то весь объем риска возлагается на управляющих. В этом случае для агента было бы желательно получать фиксированную заработную плату, однако это, в свою очередь, привело бы к отсутствию у агента стимулов для оптимальных усилий. Наиболее приемлемым считается следующее решение проблемы: вознаграждение управляющего должно состоять из двух частей - первая фиксированная (заработная плата), вторая же зависит от распределения риска между принципалом и агентом, т.е. гибко связана с конечным результатом, в котором заинтересован принципал.

Тот факт, что целью фирмы может быть не только максимизация прибыли, привел к созданию ряда моделей фирм, не максимизирующих прибыль. Условно их подразделяют на три группы по целям - максимизация продаж, предпочтение расходов и рост фирм.

Среди первой группы модели наиболее известной и часто применяемой является модель Баумоля (1958 г.). Основное положение модели состоит в том, что управляющие стремятся максимизировать выручку от продажи, если прибыль выше или равна некоторому минимальному ограничению, которое не анализируется. Та прибыль, которая превышает необходимый минимум, может быть направлена на мероприятия, позволяющие увеличить объем выручки (стимулирование сбыта, маркетинговые исследования и т.п.). Эти положения Баумоль рассматривает как в краткосрочном периоде действия фирмы, так и в длительном периоде.

Основной моделью второго направления является модель Уильямсона (1967 г.), основанная на концепции предпочтения расходов. Суть концепции состоит в том, что управляющие могут получать полезность от расходов фирмы. Такие атрибуты большой значимой компании, как значительный штат, дорогие автомобили, самолеты, хорошая мебель в офисах, благотворительные мероприятия и т.п., приводят к повышению значимости и статуса управляющего, его власти. Однако акционеры при этом несут затраты, вызванные снижением прибыли, которая направляется на поддержание этого имиджа. Уильямсон выделяет 4 цели управляющих: заработная плата и премии; штат и квалификация сотрудников, находящихся в подчинении управляющего; возможность контролировать инвестиционные расходы фирмы; привилегии.

Модель роста была предложена Маррисом (1963 г.). По мнению Марриса, на темп роста фирмы влияют четыре фактора: ограничения по спросу; ограничения по управлению; финансовые ограничения; цели руководства. Модель Марриса позволяет оценить различные уровни эффективности, различные цели управления. Она является базовой и установившейся, хотя некоторые ее моменты до сих пор приводят к постановке новых вопросов относительно поведения фирмы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.