Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Количественная структура рынка: число продавцов, их рыночные доли и показатели концентрации



Структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли».

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.

Концентрация продавцов (фирм, действующих на рынке) характеризуется их числом и долей, занимаемой ими на рынке. При сравнении концентрации в различных отраслях, последняя выше там, где меньшее число фирм, либо, при равенстве фирм, там, где выше неравномерность распределения долей фирм.

При измерении концентрации необходимо: во-первых, оценить границы рассматриваемого рынка; во-вторых, выбрать подходящий показатель размера фирм; в-третьих, провести соответствующие расчеты с использованием выбранных показателей концентрации.

Один из наиболее используемых показателей – индекс концентрации, CRn. Он показывает долю выпуска, приходящуюся на n крупнейших фирм отрасли. Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке: где qi – доля продаж данной фирмы в объеме реализации рынка. По умолчанию, рынок считается неконцентрированным при значениях CR3 ниже 45%, умеренно концентрированным при CR3 в пределах 45 – 70% и высоко концентрированным при CR3 больше 70 %.

Другой показатель – число фирм, на долю которых приходится данная часть (в процентах) отраслевого объема производства используется реже, т.к. требует интерполяции имеющихся статистических данных.

Следующий показатель – коэффициент относительной концентрации вытекает из первого и основан на сопоставлении числа крупнейших предприятий (как правило, трех) на рынке и контролируемый ими доли реализации товара: К = [20 + 3b] / a , где b - доля числа крупнейших предприятий в общем числе предприятий, функционирующих на рынке, в процентах; a - доля продаж крупнейших предприятий в общем объеме реализуемой продукции, в процентах.

Суть приведенной формулы в следующем: о воздействии крупнейшей фирмы на рынок можно говорить тогда, когда объем ее продаж составляет по крайней мере 20% совокупного выпуска. При К = 1 между долями существует линейная зависимость; при К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным; при К<1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рыночная власть фирм велика.

Наиболее известный показатель концентрации – индекс Херфиндаля-Хиршмана, который рассчитывается как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

, где qi – доля продаж i – ой фирмы в объеме реализации рынка.

Индекс Херфиндаля принимает значения от нуля до единицы. В случае совершенной конкуренции индекс равен нулю, в случае монополии – единице. Соответственно, чем выше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. Этот показатель чутко реагирует на перераспределение долей фирм-участников рынка.

Целый ряд показателей концентрации позволяют оценить степень неравенства размеров фирм. К их числу относится индекс Джини, который выводится из кривой Лоренца. Кривая Лоренца отражает неравномерность распределения какого-либо признака и строится как нарастающая доля фирм (в процентах) от наименьшей. Индекс Джини рассчитывается как отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и линией абсолютного равенства к площади прямоугольного треугольника, являющегося половиной квадрата. Индекс принимает значения от нуля до единицы. Чем выше значение индекса, тем выше неравномерность распределения рыночных долей на рынке между фирмами и, соответственно, выше концентрация продавцов.

Неравномерность распределения рыночных долей характеризует также такой показатель как дисперсия логарифмов рыночных долей фирм. Этот показатель широко применяется у западных экономистов для анализа агрегированной отраслевой концентрации во времени.

Неупорядоченность распределения рыночных долей между фирмами показывает индекс энтропии Теиля, который иногда предлагается в качестве подходящего показателя концентрации: . Индекс показывает среднюю долю фирм рынка, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины. Для сравнения энтропии на разных рынках используется относительный показатель. Чем выше показатель энтропии, тем ниже рыночная власть фирм, действующих на рынке, и, соответственно, ниже концентрация продавцов.

Количественно оценить размеры фирм в совокупности со степенью их значимости на рынке в порядковой шкале позволяет индекс Холла-Тайдмена. Он рассчитывается на основе сопоставления относительных рангов фирм на рынке: , где Ri – ранг i–ой фирмы. Значение этого показателя лежит в интервале от нуля (рынок совершенной конкуренции) до единицы (рынок монополии). Преимущество этого индекса очевидно – он позволяет учесть степень значимости фирм, их долю и количество.

При оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках в РФ в качестве альтернативного показателя концентрации предлагается использование индекса Линда. Индекс Линда определяет степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.