23 июня 1918 года терское казачество подняло мятеж против советской власти. В нем приняли участие не только богатые, но и трудовые слои казачества, которые защищали свою собственность – землю, свой образ жизни. Возглавил мятеж Георгий Бичерахов.
Чечено-ингушская беднота, вопреки призывам авторитетных светских и религиозных деятелей Чечни, поддержала большевиков в войне против «бичераховщины». Горцы встали на защиту советской власти в надежде, что она выполнит свои обещания о справедливом распределении земли и устранении национального гнета.
В августе 1918г. в Грозном была сформирована Чеченская Красная армия под командованием Асланбека Шерипова. В ее рядах насчитывалось около трех тысяч человек. Именно благодаря действиям чеченских формирований белоказакам так и не удалось захватить важнейший экономический центр Северного Кавказа – город Грозный.
Наиболее активную поддержку большевистским советам оказывали малоимущие и безземельные чеченцы, организовавшиеся вокруг Гойтинского народного Совета. Однако элитные, имущие слои чеченцев, объединившиеся вокруг Старо-Атагинского Совета, наоборот, выступили против большевистской власти и отнеслись сочувственно к казачьему восстанию.
Деятельность Гойтинского народного Совета, особенно пробольшевистски настроенного А.Шерипова, его резкая критика в адрес чеченской светской и религиозной знати вызвала их недовольство. Положение Гойтинского Совета осложнялось тем, что в самом Совете выявились разногласия по вопросам о путях развития Чечни, о роли религии и духовенства в обществе и т.д.
Радикально настроенные члены Совета во главе с А.Шериповым крайне отрицательно относились к духовенству, обвиняя его в ханжестве и мракобесии. А.Шерипов призывал к более тесному союзу чеченской бедноты с русским рабочим классом и крестьянством, к радикальным революционным преобразованиям во всех сферах жизни чеченского народа.
Умеренное крыло Гойтинского Совета во главе с Т.Эльдархановым, исходя из реальности (уровня общественного сознания), а также учитывая тот факт, что многие шейхи и муллы пользовались огромным авторитетом и влиянием в народе, выступало за сотрудничество с ними, стремилось заручиться их поддержкой в борьбе с казачьей и горской контрреволюцией. Т.Эльдарханов, несмотря на свои демократические убеждения и симпатии к большевикам, был сторонником не революционного, а эволюционного развития чеченского общества в сторону демократии и социализма на базе национальных духовных ценностей.
Но очень скоро борьба двух течений внутри Гойтинского народного Совета, а также между Гойтами и Старыми Атагами отодвинулась на второй план. Не успели большевики отпраздновать победу над бичераховцами, как в пределы Терской области вторглись войска генерала Деникина. Чечня оказалась втянутой в новый виток всероссийской гражданской войны.
Под натиском армии Деникина воинские части большевиков, в составе которых были и отряды Чеченской Красной армии во главе с А.Шериповым, были вынуждены оставить Грозный и искать убежище в горных районах Чечни и Ингушетии.
И еще на один фактор, предопределивший поражение Деникина на Кавказе, указывает проф. Д.Гакаев: деникинское руководство пренебрегло вековым обычаем чеченцев, потребовав выдачи русских, украинских, осетинских, кабардинских красноармейцев, нашедших приют и защиту от преследовавшей их Белой гвардии. Горцы, даже ценой собственной жизни, не могли обречь себя на вечный позор, выдав людей, оказавшихся под их покровительством. Чеченцы и ингуши наотрез отказались выполнить это оскорбительное для них требование.
В результате усилий А.Шерипова, Т.Эльдарханова и многих других горских и русских революционеров в Чечне (в районе Шатоя) была создана повстанческая армия, которая вместе с войсками шейха Узун-Хаджи еще до прихода частей Красной армии освободила от деникинцев значительную часть территории Чечни.