Национальный фактор всегда был актуальным для любого государства. А его значение для такого многонационального государства как Российская Федерация (модели бывшего СССР) громадно. Привести к «общему знаменателю» более 100 народов, расселенных на огромной территории, учесть все их национально-языковые, социально-культурные особенности и потребности при значительной разнице в уровне их развития, письменных традициях, расселении – чрезвычайно сложная задача, тем более, если решать ее на основе принципов равноправия…
Главным действенным рычагом, фактором воздействия на языковую жизнь, языковую ситуацию в стране или регионе является языковая политика как составная часть внутренней национальной политики государства. Значение взвешенной, научно обоснованной национально-языковой политики для современной многонациональной Российской Федерации – громадно. Фактор многонациональности России должен стать его огромным преимуществом.
На непосредственную зависимость характера языковой политики от государственной национальной политики указывает целый ряд существующих в специальной литературе положений и определений. Например: «Языковая политика – совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве» (ЛЭС, с. 616). Следует, конечно же, уточнить, что по опыту практические мероприятия обычно являются производными от идеологических принципов.
Социально-политические процессы, развернувшиеся в мире и особенно в СССР в конце ХХ века и кардинально изменившие облик российского общества, привели не только к распаду могущественного государства – СССР, но и к пересмотру положений, в т.ч. и в социолингвистической науке: о статусе языков (не только юридическом, но в большей мере фактическом), о функциональных параметрах национальных языков и их взаимодействии в многонациональном государстве и т.д. Все эти вопросы укладываются в содержание одного главного – языковой политики, которая в конечном счете определяет и статус, и функции, и языковую ситуацию.
В специальной литературе уже отмечалось, что «в последние годы в России принят или находится в состоянии разработки целый ряд законодательных актов, направленных на упорядочение и государственное регулирование весьма деликатной сферы национально-языковых отношений и что на этой почве в последние годы нередко возникали различного рода конфликты, последствия которых пагубно сказывались на всех сторонах жизни российского общества» – так писал академик Челышев Е.П.(Решение национальных вопросов, с.3). Также проф. Алпатов Владимир Михайлович отмечает, что «нигде человеческое сознание столь не мифологизировано, как в области национальных, в том числе национально-языковых проблем» (Алпатов, с.4).
Прежде, чем перейти к основным проблемам языковой политики в Чеченской Республике, считаем возможным привести еще одно высказывание: «…одним из решающих аргументов в пользу смены социально-политической парадигмы в СССР для титульных народов союзных республик стало несоответствие национальным интересам официальной «ленинской национальной политики» «слияния» всех наций и народностей в одну новую «социалистическую» историческую общность с ярко выраженной ориентацией на ассимиляцию народов Советского Союза. В области языковой политики это проявилось в принижении уровня и качества функционирования языка каждого из «советских народов» по отношению к русскому языку. Это привело к такому негативному явлению, как национально-культурный и языковой нигилизм по отношению к родному языку. В современной социолингвистической литературе такая или сходная с ней политика определяется как «языковой империализм», а ее последовательное проведение в жизнь характеризуется как «языковой геноцид» или «лингвицид» – эта цитата принадлежит руководителю проекта словаря-справочника «Государственные и титульные языки России», директору Центра языков и культур Северной Евразии (СНГ и Балтии) им. кн. Н.С. Трубецкого МГЛУ, профессору Нерознаку В.П.. (Государственные и титульные языки… С.5-6).
Вместе со всем этим следует учитывать, что языковой фактор всегда действует вместе с экономическими, политическими, этническими и др. Зачастую языковой фактор используется в спекулятивных целях. Так было при распаде СССР и отделении бывших союзных республик, так было и в Чеченской Республике во времена разгула сепаратизма. Распространение принципов равноправия народов на языковую сферу заинтересованными в смене политического курса силами всегда находило поддержку и среди национальных движений, хотя почти всегда эти принципы оставались декларацией.
Следует признать, что языковая ситуация в Российской Федерации и в Чеченской Республике как ее части является следствием национально-языковой политики советского периода.
В настоящее время зачастую имеют место крайние оценки и содержания, и итогов национальной политики советского периода – от самых лестных до самых отрицательных. Считаем, что эти оценки должны быть дифференцированными и по периодам, и по сферам, и по итогам и последствиям.
Национальная политика и ее языковая составная в СССР не носили характера прямолинейного движения и не всегда соответствовали декларированным принципам. На разных этапах становления СССР она была то исключительно прогрессивной, то ставила под угрозу исчезновения целые группы «равноправных» народов и языков. Следствием национальной политики являлись и языковые процессы.