Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 46.Культурное развитие республики в 60-80-е гг XX века



Во второй половине 50-80-х гг. XX в. в условиях восстановления автономии республики происходило развитие культуры. Характеризовался этот процесс важными количественными и качественными изменениями. Одним из важнейших показателей уровня развития культуры общества служит состояние народного образования. Первой задачей школьной реформы в Чечено-Ингушетии было восстановление национальной школы, осуществление восьмилетнего образования. В последующие годы ставилась задача перехода страны к всеобщему среднему образованию. При сохранении ведущей роли общеобразовательной школы в годы восьмой и девятой пятилеток делался упор на средние специальные учебные заведения и профессионально- технические училища, дающие вместе со средним образованием и профессию. Серьезным тормозом в решении задач среднего образования являлась слабая материальная база учебных заведений. К 1966 г. в республике было 470 дневных , 65 вечерних общеобразовательных школ, контингент которых составлял 281 тыс. человек. Большую помощь министерству просвещения республики в обеспечении школ педагогическими кадрами оказывало министерство просвещения РСФСР. Такой колоссальный разрыв в общеобразовательном уровне создавал массу проблем в адаптации чеченского народа к условиям развитого индустриального общества. Центральные власти предпринимали определенные шаги по его скорейшему преодолению, но они гасились на уровне республиканского звена. Так, местные партийные деятели отказались выделять для чеченцев и ингушей гарантированные квоты в вузах республики. Особая роль отводилась науке и научным исследованиям. Наука становится непосредственной производительной силой. Большую научно-исследовательскую работу после восстановления республики в 1957 г. продолжал вести и Грозненский орденоносный нефтяной институт, разрабатывавший актуальные вопросы нефтяной промышленности химии. Значительную роль в деле подготовки молодых специалистов сыграли вузы Грозного- Чечено-Ингушский педагогический институт и Грозненский нефтяной институт. Педагогический институт был открыт в Грозном в 1938 г. Важным фактором взаимосвязи культуры Чечено-Ингушетии с национальными культурами СССР стал художественный перевод. Переводческое дело получило в республике в 60-70 гг. значительное развитие. Писательская группа республики , в которую входили Мамакаев М., Музаев Н., Базоркин И. и др., провела интересные встречи с трудящимися областей и краев Российской Федерации. Таким образом , большой путь прошла в своем развитии чеченская литература и поэзия. Наряду с уже известными появились новые яркие имена: Х.Ошаев, М.Мамакаев, А.Айдамиров, Н.Музаев, З.Муталибов, А.Мамакаев, М.Сулаев, У.Гайсултанов, Э.Эдилов, А.Сулейманов, З.Джамалханов, Х.Саракаев, Р. Ахматова, Ш. Арсанукаев, Ш.Рашидов, М.Дикаев, Л.Абдулаев, У.Ярычев, Я.Хасбулатов. В чеченской литературе немало ярких произведений . Так, значительное воздействие на умы имели роман Х.Ошаева «Пламенные годы», над которым автор работал 15 лет, роман-трилогия А.Айдамирова «Долгие ночи». Именно с публикацией указанных романов в 60-70 гг. XX в. началось , по сути, возрождение национального самосознания. Дальнейшее развитие получили театральное и музыкальное искусство . В республике плодотворно работали русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, чечено-ингушский драматический театр им. Х.Нурадилова , театр кукол, национальный ансамбль песни и танца, симфонический оркестр ,народные театры и университет культуры, краеведческий музей и музей изобразительных искусств. Расцвет национального хореографического искусства был связан прежде всего с успешной деятельностью ансамбля «Вайнах», в 70-80-е гг. неоднократно выезжавшего в зарубежные гастроли (бессмертный руководитель ансамбля Тапа Эсамбаев). Чеченские оперные певцы Султан Байсултанов и Мовсар Минцаев стали гордостью советского оперного искусства. Заметное влияние на музыкальное искусство Чечено-Ингушетии имело творчество заслуженного деятеля искусств Аднана Шахбулатова. В 80-х гг. зародилось национальное художественное кино, основоположником которого стал И.Татаев.

Билет 17:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.