Председатель комиссии, подполковник Краевич в 1874 году предлагал довести число воинских частей, состоящих из горцев Кавказа, до 10 тыс. человек, а срок службы определить в три года. Состав частей сделать разноплеменным. Это, по его мнению, будет способствовать сближению горцев с русскими и позволит им освоить государственный язык. Другой важной причиной организации горских полков были высокие боевые качества, характерные для туземного населения. Командование считало горцев незаменимыми при разведке. К этому виду службы их привлекали, начиная с 1853 года. Кроме того, они считались лучшими частями при преследовании неприятеля и действиях малыми группами.
Как отмечает в своей статье «Начало формирования Дикой дивизии» Индар Бызов, причин вступления чеченцев в ряды конно-иррегулярных полков было несколько, и все они носили чисто экономический характер. Во-первых, пример соотечественников, которые вступив на военную службу еще в период Кавказской войны, достигли определенных чинов и званий, существенно подняли свое хозяйство, стали в скором времени крупными землевладельцами и предпринимателями.
Во-вторых, это награды, которые гарантировали их обладателям пожизненную пенсию, возможность получения доходной должности, право носить оружие и другие привилегии, которые ставили их на один уровень с русским населением империи.
В-третьих, сама служба в армии давала чеченцам неплохую статью дохода, которую во многих случаях на скудных участках горских пашен получить было бы невозможно.
Нередко выдвигался вопрос о моральной стороне, которую переступали горцы, вчерашние мюриды Шамиля, идя на войну с единоверной Турцией…
Переселение горцев в 1865г. в Турцию, их бедственное положение на чужбине, безжалостное отношение турецких властей к мухаджирам – все это было известно на Кавказе от репатриантов, вернувшихся на родину. Только за период с 1867 по 1871 гг. из 22 тыс. чеченских переселенцев почти половина вымерла от холода, голода и болезней. Оставшиеся были зачислены в армию с жалованьем в 2 раза меньшим, чем у соплеменников в России.
25 января 1877 года началось формирование Чеченского конно-иррегулярного полка 600-го состава. Все мероприятия по формированию полков проводились с учетом мнения влиятельных и почетных людей из числа туземного населения. В состав командования полков вошли представители местной знати (Кабарда, Дагестан). В Чечне и Ингушетии, где сословной иерархии не было, офицерский состав пополнялся за счет уже существующих кадровых военных, появившихся в период Кавказской войны. Сюда входили как местная горская милиция, так и отставные лица, служившие прежде в милиции, регулярной кавалерии и конвое императора. Командиром Чеченского полка стал генерал-майор Арцу Чермоев ( на фото).
Отважно сражался добровольческий Чеченский конно-иррегулярный полк, награжденный императором Александром II «за подвиги мужества и храбрости, оказанные в продолжение Турецкой войны» особым почетным знаменем. Состоя при главнокомандующем Кавказкой армией и командуя Чеченским полком, генерал-майор Арцу Чермоев вместе со своими земляками принимал участие в боях под Карсом и Эрзерумом.
В первую очередь в полк зачислялись лица от 18 до 40 лет, обладающие крепким здоровьем и имеющие полное боевое снаряжение- коня, сбрую, теплую одежду, а также владеющие русским языком и грамотой (даже арабской). На последнее условие приходилось закрывать глаза: среди 66 человек из Аргунского округа насчитывалось всего 12 грамотных, едва умеющих писать и читать по-русски или по-арабски.
Полное снаряжение всадника стоило от 150 до 1000 руб. Большинство из призванных таких денег не имели. По просьбе личного состава главнокомандующий разрешил выдать в качестве аванса треть будущего жалования, чтобы горцы смогли «снарядить себя всем необходимым к предстоящему зимнему походу».
Как каждая воинская часть, иррегулярные горские полки имели свое знамя, сотенные значки определенных цветов. Для отличия на светло-синих погонах писали большие буквы ТГ (Терско-Горский полк), КК (Кабардино-Кумыкский), ЧГ (Чеченский), означавшие начальные буквы названий полков.
Одежда бойцов была не только удобна, но и красива, а оружие украшали кавказская чернь и золотая насечка.
На фронт всадников отправляли без специальной подготовки, изучались лишь элементы построения полка. Трубачи, лекари, мастера-оружейники и прочий вспомогательный состав Чеченского полка был подобран из числа местных казаков, знавших язык, обычаи чеченцев.
Война с Турцией началась 12 апреля 1877 года одновременно на двух фронтах – Кавказском и Балканском.
Русские войска, входившие в состав Главных сил Кавказского фронта, к осени 1877 г. активизировали свои действия против Аладжинской позиции турок. Готовясь к решительному наступлению, русское военное командование стало регулярно посылать в разведку конные отряды. Для этих целей часто использовались конно-иррегулярные части, сформированные из горцев.
Об отважных действиях кавалерии Чеченского полка писала газета «Тифлисский вестник»: «...Передовые под начальством Тхостова ураганом неслись вперед...… Турки оцепенели, бросали оружие, бросались на колени, ничего не помогало. Все это происходило с турецкой спешенной кавалерией, которой не дали даже времени сесть на лошадей».
Чеченский конно-иррегулярный полк участвовал в боевых операциях по взятию турецких укрепленных пунктов Аладжи, Ардагана, был задействован в боях у Зивина, участвовал в осаде Карса. Во время крупной операции под Аладжи, в ходе которой турецкая армия понесла большие потери, чеченские всадники, выполняя приказ генерал-майора Комарова, атаковали неприятельские отряды, укрепившиеся на горе Малы Ягны.
Впоследствии Чеченскому конно-иррегулярному полку было поручено вести охранную службу и сопровождать турецких военнопленных в город Владикавказ. После окончания русско-турецкой войны этот полк, как и некоторые другие, был расформирован.