В феврале 1917 года в России победила вторая буржуазно-демократическая революция. Царизм был свергнут. Оценивая огромное значение этой победы, Ленин писал: «В несколько дней Россия превратилась в демократическую буржуазную республику, более свободную — в обстановке войны, — чем любая страна в мире»1.
По примеру 1905 года рабочие и солдаты в первые же дни революции создали Советы. Опираясь на волю вооруженного народа, Советы смогли стать единственными и полновластными органами власти. Но меньшевистско-эсеровское руководство Петроградского Совета, на деле выполнявшее роль всероссийского центра Советов, добровольно уступило власть буржуазии, лидеры которой создали Временное правительство. В стране установилось двоевластие — своеобразное переплетение диктатуры буржуазии в лице Временного правительства и диктатуры пролетариата и крестьянства в лице Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов.
Победа над царизмом в Петрограде явилась сигналом к революционным выступлениям рабочих, солдат и крестьян по всей стране. Могучая волна революционного подъема докатилась и до Чечено-Ингушетии, всколыхнув народные массы. Радостную весть о падении самодержавия сообщили на заводы и промыслы большевики. По их призыву рабочие Грозного вышли на улицы города, приветствуя свержение ненавистного царя и победу революции. К ним присоединились солдаты местного гарнизона, повсюду происходили митинги и собрания. Рабочий П. Белянин вспоминает, как было встречено сообщение о победе революции на Старых промыслах: «Рабочие Старых промыслов о свержении царствующего дома Романовых не знали до 5 марта. Носились разные слухи о неспокойствии, выступлениях питерских рабочих, восстаниях в войсках, но толком объяснить о всех событиях никто ничего не мог, ибо сведений не было.
Вдруг из города сообщают по всем конторам, по всем участкам: в 12 часов дня 5 марта — все на митинг. В несколько минут стрелой облетела эта весть все участки. Рабочие толпой двинулись к месту митинга, на 36-й участок… На митинг сошлось тысяч семь… Выступил приехавший из города тов. Анисимов».
5 марта состоялся и общегородской митинг рабочих, на котором стоял вопрос о создании Совета рабочих депутатов. После митинга прошли собрания по предприятиям, где были избраны депутаты в Совет, и в тот же день состоялось первое заседание. Совет предложил воинским частям командировать в его состав своих представителей. 6 марта Совет рабочих депутатов был переименован в Совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов. В марте 1917 года в нем насчитывалось 180 депутатов от промыслов, заводов и воинских частей. Были созданы Советы рабочих депутатов на Старых и Новых промыслах Грозного и в других районах Терской области. «Массы создали Советы, раньше даже, чем какая бы то ни было партия успела провозгласить этот лозунг»2.
Большинство мест в Грозненском Совете захватили представители мелкобуржуазных соглашательских партий меньшевиков, эсеров и дашнаков. Это произошло потому, что многие большевики находились в тюрьмах и ссылках, значительная часть кадровых рабочих была взята на фронт, а на промыслы и заводы пришли новые рабочие — вчерашние крестьяне, казаки, ремесленники, не искушенные в политической борьбе, не имевшие достаточного революционного опыта и закалки. Часть грозненского пролетариата была временно захлестнута мелкобуржуазной волной.
Несмотря на то, что перед блоком меньшевиков, эсеров и дашнаков большевики и сочувствующие им депутаты оказались в меньшинстве, они составляли наиболее сильную и организованную фракцию Совета. Его председателем был избран руководитель грозненских большевиков Николай Андреевич Анисимов. В числе депутатов были большевики И. Филатов, Н. Носов, С. Тымчук, Погорелов, Ворожев, Бакулин и другие, избранные рабочими крупных промыслов и заводов. В первое время в Совете почти всегда проходили резолюции большевиков, и он, опираясь на поддержку рабочих и солдат, действовал как настоящий орган власти.
По постановлению Совета были арестованы начальник Грозненского округа полковник Джапаридзе, жандармские офицеры и некоторые другие представители царской власти. Рабочие разоружили полицейских, освободили из тюрьмы политзаключенных и захватили архив грозненской охранки.
На первом заседании Совет вынес решение о сохранении депутатам Совета среднего заработка и заработка воскресных дней с прибавкой на дороговизну. В первые же дни для охраны революционного порядка в городе и на промыслах начала создаваться рабочая милиция. Лица, желавшие служить в ней, должны были предварительно заручиться рекомендацией депутата Совета. Совет предложил всем предпринимателям оплачивать рабочих, занятых в милиции. В Грозном выполнялись указания В. И. Ленина о том, что «капиталисты должны платить наемным рабочим, прислуге и пр. за дни, посвященные общественной службе в милиции»3.
31 марта Старопромысловский Совет в письме конторам нефтепромышленных фирм разъяснил, что он представляет собой единственный правительственный революционный орган на нефтяных промыслах, постановления которого должны проводиться в жизнь безусловно.
Сразу же после свержения самодержавия большевистская партия восстановила свои партийные организации, создала ячейки на предприятиях, в армии, в деревне. Центральный Комитет партии уже в марте 1917 года установил непосредственные связи более чем с 70 партийными организациями, в том числе и с Грозненской.
Грозненская большевистская организация, находясь в годы войны в подполье, ни на минуту не прекращала своей работы в массах. Даже в эти суровые дни ей удалось издавать рукописный журнал «Буревестник».
Ленинский «Социал-демократ», давая общую оценку работы большевиков на Кавказе в 1915—1916 годы, в феврале 1916 года писал: «…несмотря на все препятствия, большевистское течение заметно растет на Кавказе. Такие крупные промышленные центры, как Баку и Грозный, находятся под гегемонией почти исключительно большевистского течения».
Хотя партийная организация Грозного и была ослаблена тяжелыми репрессиями царизма, она вышла из подполья закаленной и монолитной и не стала на путь объединения с меньшевиками, а в Центральном Комитете партии было отмечено, что в Грозном «с августа 1916 года организация существует как большевистская, в дни революции присоединился меньшевистский элемент; об объединении речи не было»4.
Грозненская большевистская организация к моменту вы хода из подполья была количественно небольшой, но стала быстро расти, вбирая в свои ряды лучших представителей пролетариата.
В марте состоялось общее партийное собрание. Был избран городской партийный комитет, куда вошли Н. Анисимов. М. Мордовцев, Н. Носов и другие под председательством Н. Анисимова, члена большевистской партии с 1913 года. На Старых промыслах также был избран районный партийный ко-митет во главе с И. Филатовым. Создаются партийные комитеты и на некоторых крупных предприятиях.