В XVI-XVIII вв. вайнахи проживали на землях, расположенных между вершинами Бокового хребта (отрога Главного Кавказского хребта) на юге и средним течением Терека на севере, рекой Акташ на востоке и бассейном верхнего течения Терека на западе.
В XVI-XVIII вв. происходили значительные изменения в размещении коренного населения Чечено-Ингушетии. Во-первых, возникали новые аулы близ развалин старых городищ и поселений на берегах рек, впадающих в Сунжу, Терек, на склонах Качкалыковского хребта. Во-вторых, в конце XVII - начале XVIII вв. ингуши и чеченцы теснят кабардинских князей, претендовавших на земли в районе течения реки Камбилеевки и левобережья Сунжи в верхнем течении. Во второй половине XVIII в. образуются чеченские аулы по правому берегу Терека.
Самые многочисленные из вайнахов - чеченцы занимали земли от р. Акташ на востоке до долины реки Ассы на западе; по левобережью р. Фортанги и в долине Сунжи располагалась вайнахская этническая группа карабулаков; ингуши заселяли верховья Ассы, Терека и берега Камбилеевки.
Земледелие и скотоводство являлись в XVI-XVIII вв. основными отраслями хозяйства вайнахских народов. В равнинных и предгорных районах благоприятные природные условия позволяли получать высокие урожаи. Если в XVI-XVII вв. вайнахи выращивали главным образом ячмень, просо и пшеницу, то в XVIII в. - еще и кукурузу, овес, рожь, рис, коноплю и т. Д
Для посева и ухода за урожаем использовались различные типы плугов - "нох" (куда запрягали быков и лошадей), борона - "мекха", молотили хлеб специальными досками и катками - "балба". К ручным орудиям относились несколько типов заступа - "бел", мотыги - "аьсти". Специальные ножи для садоводческих работ
Скотоводство народов Чечено-Ингушетии было представлено разведением крупнорогатого скота (коров, быков), а также овцеводством и коневодством. Еще в XVI в. вайнахи снабжали лошадьми русские посольства в Грузию.
Высокого расцвета в XVI-XVIII вв. достигло каменное строительство, особенно в западной части Чечено-Ингушетии. Имели место добыча и использование в хозяйстве полезных ископаемых. Для выработки пороха горцы использовали природную серу и выпаривали селитру.
Наиболее распространенный характер имела добыча нефти из природных и искусственных колодцев близ селений Алды, Беной, на Качкалыковском и Терско-Сунженском хребтах. Нефть использовалась для лечения кожных болезней, для смазки колес (арбы, телеги) и для освещения. Сотни бочек нефти отправлялись на продажу, главным образом на русские рынки.
В целом социальная иерархия Чечено-Ингушетии в XVI-XVIII вв. была сложной. Здесь шел процесс зарождения феодальных отношений. В юридическом отношении все коренные вайнахи являлись свободными людьми и называли себя "уздени" (то есть благородные, независимые). Они пользовались всеми гражданскими правами. Зависимая часть населения - холопы, ясыри, "работные люди", вольноотпущенники - формировались главным образов из пленных и их потомков
Горную Чечню составляли общества Аьккхи, Маьлхи, Майста, Нашха, Пешхой, Чаьнти, Шатой, Чебарлой и др. К самостоятельности стремились крупные карабулакские общества Цечой, Мержой и Орстхой. С середины XVIII в. значительная часть карабулакских селений признавала какое-то время главным правителем эндерийского князя Муртазали-Хаджи. Он почти не вмешивался в их внутренние дела, а только представлял интересы карабулаков перед царскими властями на Тереке.
В Ингушетии выделялись объединения горных аулов Джейрах, Цори, Галгай, Фяппи; на равнине сформировалось общество Ангушт.
В аульной общине каждое кровнородственное объединение: мелкое - семья, более крупное (состоящее из нескольких или ряда семейств) - "гар", "некъе", "тайпа" - имели своих старших представителей, вместе составлявших аульный совет. Главные вопросы жизни села решались на общих сходах, в которых принимало участие все мужское население, начиная с 15-летнего возраста. Женщины были лишены права голоса.
"Тайп" не был родоплеменной организацией, а являлся как бы своеобразным землячеством выходцев из разных горных аулов на плоскости. Вместе с тем "тайп" превращался в своеобразные объединения феодального типа, имевшие свою организацию.
Отдельные аулы входили в территориальные объединения с другими, создавая таким образом так называемые "вольные общества", складывавшиеся в границах ущелья, плоскогорья или речных долин. Совет общества решал вопросы войны и мира взаимоотношений с соседями, установления новых законов и т. д. Этим установлениям подчинялись все, независимо от, того, князь он или последний холоп.
В XVI-XVIII вв. известны случаи, когда собирался совет представителей всей страны - "мехк-кхел" для решения вопросов, касающихся судеб народа. Возрастает роль духовенства в общественных делах, особенно в XVIII в. (муллы, кадии, хаджи). Оно стремилось к смене обычного права - адата - сводом мусульманских законов - шариатом.
На собраниях любого уровня верх одерживали представители богатых и сильных фамилий, перед волей которых склоняли голову даже князья. Таким образом, налицо была, хотя и слабая, княжеская администрация.
"Вольные" общества и княжеские аулы Чечено-Ингушетии в XVI-XVIII вв. оставались суверенными (то есть независимыми друг от друга) в политическом отношении. Однако именно в этот период стала усиленно нарастать национальная консолидация. Политическая самостоятельность общин и обществ Чечено-Ингушетии объяснялась своеобразием типа хозяйства, натуральным способом производства, когда каждая община удовлетворяла свои потребности, не обращаясь к соседям.