Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИКЛАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ



СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

7.1. Маркетинговые исследования

 

Методы и модели исследования систем управления широко и эффективно используются в маркетинговой деятельности, и пре­жде всего в стратегическом маркетинге, а также стратегическом управлении.

Маркетинговые исследования проводятся в целях анализа рын­ка, изучения его состояния и динамики: исследование поведения потребностей и поставщиков продукции, анализ деятельности конкурентов и посредников; сегментация рынка; выделение це­левых сегментов для прогнозирования конъюнктуры рынка, для оценки стратегии организации; анализ сильных и слабых сторон организации; существует исследование ассортимента и др.

Анализ маркетинговой среды и оценка рыночных возможно­стей организации осуществляется в ходе маркетинговых иссле­дований, цель которых состоит в сборе информации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки и сбы­та товаров

Маркетинговые исследования являются обязательным усло­вием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются не только как процесс по­лучения труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитиче­скими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления.

Целями маркетинговых исследований являются снижение степени неопределенности при принятии маркетинговых реше­ний и обеспечение непрерывного контроля за их реализацией.

В ходе исследований решаются следующие группы задач:

• оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка;

• исследование поведения потребителей, анализ деятельности конкурентов, поставщиков и посредников организации;

• анализ маркетинговой деятельности организации, вклю­чающей управление товарным ассортиментом, ценообра­зование и разработку стратегии изменения цен, организа­цию каналов сбыта продукции и использование средств стимулирования реализации.

Необходимые для решения этих задач маркетинговые иссле­дования могут быть стандартными, предназначенными для раз­личных фирм, и специальными, проводимыми по индивидуальным заказам.

В зависимости от формы финансирования выделяют мультиклиентные и мультиспонсируемые (омнибусные) исследования. Первые финансируются группой различных компаний, заинте­ресованных в решении одной и той же аналитической задачи. Стоимость результатов таких исследований для одного клиента снижается, так как соответствующие затраты распределяются между несколькими заказчиками. Вторые проводятся для клиен­тов, которых интересуют разные проблемы, но их решение можно объединить в одно комплексное исследование. В резуль­тате заказчики финансируют отдельные этапы комплексного (омнибусного) исследования.

По степени периодичности выделяют постоянные и разовые исследования.

Если необходимо объяснить наблюдаемые явления, проводят­ся качественные исследования. Получение и анализ достоверных фактических данных, а также проверка точности гипотез, выдви­нутых в процессе качественного анализа, — цель количественных исследований.

В зависимости от характера используемой информации мар­кетинговые исследования могут быть кабинетными, основанными на опубликованной информации, и полевыми, использующими специально собранную для анализа первичную информацию.

Особое место в системе маркетинговых исследований занима­ют панельные исследования, проводимые на основе периодических опросов специально выделяемой группы лиц и (или) организаций.

При организации маркетинговых исследований руководству­ются следующими эмпирическими правилами:

• анализ должен соответствовать поставленной цели и вы­полняться для ее реализации;

• используемая информация должна отражать всю совокуп­ность процессов, тенденций и явлений, а также содержать не только опубликованные данные, но и «полевую» ин­формацию, собранную с помощью опросов, наблюдений и экспериментов;

• при проведении анализа следует оценивать не только раз­рабатываемый рынок, но и рынок непосредственных кон­курентов и конечных потребителей;

• надо принимать во внимание постоянную необходимость совершенствования товаров, использования новых методов продвижения маркетинга, учета аналогичных действий кон­курентов;

• рынок необходимо исследовать постоянно, чтобы свое­временно адаптироваться к его требованиям;

• в ходе анализа важно учитывать уровень надежности ин­формации, возможность заведомой дезинформации.

В процессе маркетинговых исследований выделяются сле­дующие этапы:

1) формирование проблемы и целей исследования;

2) определение потребности в информации и организация ее сбора;

3) анализ информации;

4) подготовка аналитического отчета.

Формулирование проблемы исследования требует уточнения основных приоритетов организации в области маркетинга. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогают выделить основные ориентиры производственно-хозяйственной деятельности: какие изменения произошли в рыночной конъ­юнктуре; в каком направлении должна развиваться организация; как осуществить переход в новое состояние?

Точная формулировка целей исследования требуется для со­ставления задания на проведение анализа. Задание включает:

• общую характеристику организации и ее деятельности на рынке (при проведении исследования силами сторонней маркетинговой фирмы);

• информацию о степени изученности рынка;

• описание специфики поставленной проблемы и ее взаи­мосвязей с целями организации;

• конкретные аспекты маркетинговой активности, которые должны быть изучены;

• требования, предъявляемые к точности и надежности ис­ходных данных;

• сроки и затраты на проведение исследования.

Для разработки задания принципиально важным является учет ограничений, которые позволят избежать некорректных сравнений и повысить конкурентную направленность аналитической работы.

1. Для сопоставимости объектов анализа исследуемые товары конкурентов (продуктовые линии) должны относится к одной и той же классификационной группе Общероссийского классифи­катора продукции.

2. Для конкретизации задач анализа должна быть определена географическая граница анализируемого рынка с учетом специ­фики использования товара, разумной альтернативности его предложения, стоимости транспортировки до места использова­ния, частоты покупок. Географические границы рынка расширяются с увеличением степени уникальности товара и его слож­ности. Вместе с тем они сужаются при слабой и дорогой комму­никации, небольшом сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара.

3. Для учета возможной сезонности продаж временной ин­тервал анализа должен включать полный цикл реализации про­дукции (измеряемой, например, финансовым годом).

Методологическую основу анализа маркетинговой информа­ции составляет формируемый банк методов и моделей, позво­ляющих наиболее полно вскрыть взаимосвязи изучаемых явле­ний и базирующийся:

• на общенаучных методах системного анализа и комплекс­ного подхода;

• аналитико-прогностических методах линейного програм­мирования теории массового обслуживания, теории связи, теории вероятностей, сетевого планирования, экономико-математических и экспертных методах;

• методических приемах, заимствованных из социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики, дизайна;

• моделях статистической обработки данных и соответствую­щих прикладных программ;

• маркетинговых методах исследования.

 

7.2. Управленческий учет

в системном исследовании

Одним из направлений исследования систем управления является управленческий учет.

В современных условиях, когда предприятиям дана само­стоятельность в разработке своих производственных программ, планов развития, определении стратегии в области ценовой по­литики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Чтобы вырабатываемые решения по управлению производством были эффек­тивными и оперативными, управляющим необходима достоверная информация о производственном и финансовом положении предприятия. Решением второй части этой задачи занимается бухгалтерская служба предприятия.

В самом общем виде бухгалтерский учет можно определить как информационную систему, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовую информацию. Говоря о любой системе, в первую очередь следует определить что именно ею измеряется. Бухгалтерский учет связан с измерением влияния (в денежном выражении) хозяйственных операций на конкретные хозяйст­вующие единицы. Объектом измерения в бухгалтерском учете выступают хозяйственные операции. Они являются фактами хо­зяйственной жизни, оказывающими влияние на финансовое по­ложение фирмы.

Одной из задач бухгалтерского учета является формирование отчетов для:

1) внешних пользователей;

2) целей периодического планирования, контроля и оценки;

3) принятия решений в нестандартных ситуациях и при вы­боре политики фирмы.

Составление отчетов первой группы (внешних отчетов) от­носится к сфере финансового учета, который жестко подчинен стандартным принципам

При этом внешними пользователями являются владельцы акций и кредиторы (фактические или потенциальные), служащие предприятия. В другую важную категорию внешних пользовате­лей бухгалтерской информации входят поставщики, покупатели, профсоюзы, финансовые аналитики, статистики, экономисты, представители налоговых органов и внебюджетных фондов — Фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхова­ния, Пенсионного фонда и др.

Составление отчетов второй и третьей групп является преро­гативой управленческого учета. Эти отчеты содержат информа­цию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Подобные сведения необходимы внутренним пользователям бух­галтерской информации.

Переход от административных методов управления экономи­кой к рыночным условиям хозяйствования изменил запросы пользователей бухгалтерской информации.

В рыночной экономике значительно усложнился процесс управления предприятием, которому предоставлена полная хозяй­ственная и финансовая самостоятельность. Первая заключается в самостоятельном выборе вида деятельности, партнеров по бизнесу, определении рынков сбыта продукции «услуг» и др. Фи­нансовая самостоятельность предприятия состоит в его полном самофинансировании, определении финансовой стратегии, поли­тики ценообразования и др.

В этих условиях неизбежным становится появление управ­ленческого учета как самостоятельной отрасли экономической деятельности, связанной с исследованием систем управления.

Важной предпосылкой в становлении и развитии управлен­ческого учета было выделение из бухгалтерии предприятия каль­куляционной (управленческой) бухгалтерии.

Необходимость создания двух самостоятельных бухгалтерий (финансовой и калькуляционной) была связана прежде всего с расширением производства, ростом его концентрации, с центра­лизацией капитала, с образованием крупных компаний.

Современный управленческий учет можно определить как вид деятельности в рамках одной организации по обеспечению управленческого аппарата информацией, используемой для пла­нирования собственного управления и контроля за деятельно­стью организации. Этот процесс включает выявление, измере­ние, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации.

Информацией обычно считают данные, факты, наблюдения, т.е. все то, что расширяет наши представления об объекте ис­следования. В управленческом учете возможно использование как неколичественной информации (слухи и т.п.), так и коли­чественной, которая, в свою очередь, делится на учетную и не­учетную.

К информации управленческого учета предъявляются сле­дующие требования:

1) быть полезной для принятия управленческих решений;

2) привлекать внимание управляющих к сферам потенциаль­ного риска;

3) объективно оценивать работу менеджеров предприятия.

Управленческая информация считается полезной лишь то­гда, когда она положительным образом влияет на результаты работы менеджеров предприятия.

20—30% всей информации управленческого учета составляет учетная информация, на долю экономического анализа здесь при­ходится 70—80% информации. В финансовом учете соотношение иное: 40—50% всей информации составляет учетная информация, а на долю анализа падает 50—60%.

Управленческий учет является только средством обеспечения планирования, управления и контроля. Пользователями инфор­мации управленческого учета являются управляющие различных уровней предприятия.

Организация управленческого учета на предприятиях осуще­ствляется по отдельным принципам и исходя из целей и задач управляющих структур, при этом она не регламентируется со стороны государства. Управленческий учет служит только инте­ресам фирмы. В этом заключается его превосходство над фи­нансовым учетом. Управленческий учет в большей степени ос­нован на логике и опыте или на общей приемлемости.

В управленческом учете основное внимание обращается на организационные подразделения — структурный элемент пред­приятия, возглавляемый руководителем, который несет ответст­венность за целесообразность понесенных расходов. Степень детализации мест возникновения затрат и их увязку с центрами ответственности устанавливается администрацией предприятия. Таким образом, в управленческом учете внимание фокусируется как на хозяйственной деятельности в целом, так и на отдельных функциях.

Управленческий учет в большей мере направлен в будущее. Таким образом, цель финансового учета — показать, «как это было», а управленческого — «как это должно быть».

Структура информации управленческого учета зависит от за­просов пользователей этой информации.

Вопросы управленческого учета решаются сегодня оператив­ным учетом (при составлении оперативной отчетности) в ходе выполнения экономического анализа хозяйственной деятельно­сти предприятия. Следовательно, различными аспектами управ­ленческого учета в настоящее время занимаются отдельные под­разделения предприятия, информация оказывается разбросанной между различными службами и нет возможности ее оперативного комплексного использования. Анализ экономической деятель­ности если и проводится, то с серьезными запозданием, когда основные финансовые показатели предприятия уже сформиро­ваны и возможность повлиять на них упущена; эффективность работы отдельных структурных подразделении, как правило, не анализируются вовсе. Отечественная учетная практика пока еще не увязана с маркетингом, не определяются отклонения факти­ческих затрат от сметных, не выявляются причины возникнове­ния этих отклонении, не используется такая категория, как «бу­дущий рубль», хотя инфляционные процессы серьезно влияют на экономическую жизнь предприятия.

Особенности управленческого учета позволяет сформулиро­вать его важнейшие цели:

1) оказание информационной помощи управляющим;

2) контроль, планирование и прогнозирование экономической деятельности предприятия;

3) выбор наиболее эффективных путей развития организации (предприятия, фирмы, корпорации);

4) принятие оперативных управленческих решений;

5) обеспечение базы для ценообразования.

Процесс принятия управленческих решении предполагает сравнение двух или более вариантов решения какой-либо про­блемы и выбор лучшего. Управленческий учет должен предоста­вить необходимую информацию для оценки альтернативных решений, кроме того, управленческий учет обладает арсеналом приемов и методов, позволяющих нужным образом обработать и обобщить эту информацию.

Особого внимания заслуживает вторая цель управленческого учета — принятие решений в отношении будущей деятельности организации. Планирование — это особый тип процесса приня­тия решений, который касается не одного события, а охватывает общую деятельность организации.

Отличительной чертой управленческого учета является то, что ответственность за все виды производственных ресурсов на всех без исключения этапах кругооборота средств в процессе произ­водства или обращения закрепляется за кем-то персонально. Этот прием называется учетом по центрам ответственности.

Таким образом, управленческий учет отличается от обычного бухгалтерского прежде всего тем, что его данные предназначены не для внешних пользователей (государства, банков, деловых партнеров), а для внутреннего «употребления». Цель управлен­ческого учета — помочь руководителю принимать правильные решения. Поэтому если бухгалтер должен строго следовать духу и букве бесчисленных инструкций, то специалист по управлен­ческому учету свободен в выборе форм, методов и приемов ана­лиза; главное для него — правильно уловить суть протекающих на предприятии экономических процессов и вовремя дать совет руководителю. Управленческий учет есть не что иное, как сис­тема информационной поддержки управления.

Управленческий учет является одним из элементов механиз­мов исследования систем управления и находит эффективное применение в анализе деятельности организации.

Краткие выводы

1. Маркетинговые исследования проводятся в целях анализа рынка, изучения его состояния и динамики. Они эффективны в том случае, если рассматриваются не только как процесс полу­чения информации, но и как средство, обеспечивающее руково­дство организации аналитическими выводами об изменении маркетинговой среды с целью улучшения возможностей систе­мы управления.

2. Управленческий учет можно определить как вид деятельно­сти в рамках одной организации обеспечению ее управленческого аппарата информацией, используемой для планирования собст­венного управления и контроля за деятельностью организации.

3. Управленческий учет отличается от обычного бухгалтер­ского учета тем, что его данные предназначены не для внешних пользователей (государства, банков, деловых партнеров и т.д.), а для внутреннего пользования. Его цель — помочь руководителю, управляющему принять правильные решения.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под маркетинговыми исследованиями на современном предприятии?

2. Какие группы задач решаются в ходе маркетинговых иссле­дований?

3. Какова роль маркетинга в исследовании систем управления?

4. Дайте определение управленческого учета.

5. Что отличает управленческий учет от бухгалтерского учета?

6. Какие требования предъявляются к информации управлен­ческого учета?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.