Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ



 

5.1. Исследование и проектирование целей управления

 

Любая система управления по определению есть целенаправлен­ная система, имеющая иерархическое строение и организован­ная для достижения целей, называемых целями функциониро­вания системы управления. Значение целей функционирования велико. Во-первых, в организациях должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования. Во-вторых, во избежание «паразитной» деятельности организа­ции, т.е. мешающей достижению цели функционирования орга­низации, глобальная цель должна быть доведена до каждого ру­ководителя и исполнителя. Для этого необходим постоянный контроль реального состояния системы и сравнение его с целями, задачами функционирования системы.

Отсюда следует, что любая организационная деятельность в системе оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе гово­ря, любая организация должна быть спроектирована таким об­разом, чтобы вся деятельность в ней реализовывала только те цели функционирования, для которых она создавалась.

Следовательно, в теории организации понятие цели является одним из основных. Без определения этого понятия, без выяв­ления соотношений цели, средств достижения целей, оценки эффективности путей достижения целей нельзя решать пробле­му проектирования организации. Но для этого надо четко сфор­мулировать цели функционирования, чтобы комплексно решить проблемы, связанные с построением организации, планирова­нием их деятельности, оценкой эффективности.

Цели — это конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессам их реализации. Для каж­дой цели характерны следующие свойства:

• четкая ориентация на определенный интервал времени;

• конкретность и измеримость;

• непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

• адресность и контролируемость.

Предназначение организации образует фундамент для уста­новления целей организации в целом, ее подразделений и функ­циональных систем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.

Определение целей функционирования является первым и важ­ным этапом проектирования системы управления. От того, на­сколько правильно выбрана цель функционирования, насколько четко она сформулирована, зависит весь успех организационно-административной деятельности. Неправильное или нечеткое ее формулирование приведет к тому, что система управления, даже если она должным образом устроена, будет работать не с полной отдачей, не эффективно, так как усилия аппарата управления расходуются не целенаправленно. В реальных организациях, как правило, приходится иметь дело с совокупностью целей. Задача руководителя организации любого уровня — суметь учесть все многообразие факторов, влияющих на функционирование орга­низации, правильно оценить ситуацию и выработать оптималь­ные решения.

В ряде случаев для характеристики целей функционирования употребляется совокупность параметров, что затрудняет оценку степени достижения цели и требует выбора критериев, по кото­рым можно судить о степени достижения цели. Если нет крите­риев выбора или оценки степени достижения целей функцио­нирования, нет и самих целей функционирования.

Поскольку организации ставят и реализуют не одну, а не­сколько целей, которые важны для их функционирования и раз­вития, то наряду со стратегическими целями и задачами прихо­дится решать огромное количество текущих и оперативных. Так, кроме экономических, перед работниками организации стоят социальные, организационные, научные и технические задачи, а менеджеры наряду с регулярно повторяющимися, традиционны­ми проблемами должны принимать решения по непредвиденным ситуациям. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. Один из воз­можных вариантов классификации целей представлен в табл. 5.1.

Таблица 5.1. Классификация целей
Критерий классификации Группы целей
Период установления Стратегические, тактические, оперативные
Содержание Экономические, социальные, организацион­ные, технические, научные, политические
Функциональная структура Маркетинговые, производственные, иннова­ционные, финансовые, кадровые, админист­ративные
Среда Внутренние, внешние
Приоритетность Особо приоритетные, приоритетные и пр.
Измеримость Количественные, качественные
Повторяемость Постоянные (повторяющиеся), разовые
Иерархия Для организации, для подразделений
Стадии жизненного цикла Проектирование и создание объекта, рост объекта, зрелость объекта, завершение жиз­ненного цикла объекта

 

На каждом уровне организации возникают частные цели, причем только их совокупность необходимо рассматривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда воз­никает необходимость структуризации целей и построения «де­рева целей».

Проектирование целей организации является вторым этапом проектирования общей системы управления. И здесь существует определенная последовательность работ (рис. 5.1).

1. Исследование предназначения общей цели организации. При анализе важно не смешивать понятия целевого назначения сис­темы и критерия эффективности. В отличие от цели организа­ции, определения направления и смысла функционирования системы, основной ее задачи критерий эффективности является показателем, определяющим степень достижения этой цели.

2. Формирование качественных целей организации. Осуществ­ляется это в две стадии. На первой стадии формируются качест­венные цели функционирования организации, вытекающие из Положения данной организации, регламентирующего ее дея­тельность. На второй стадии выбираются качественные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно чет­кой и указываться в повелительном наклонении.

3. Ранжирование целей функционирования организации. Осу­ществляется это для обоснования выбора целей функциониро­вания, положенных в основу дальнейшего проектирования ор­ганизации. Ранжированные цели не возникают сами по себе. Они вытекают из глобальных целей функционирования, кото­рые, в свою очередь, регламентируются решениями вышестоя­щих организаций, приказами и постановлениями, Положением об организации.

4.

Рис. 5.1. Проектирование целей организации

 

Процесс ранжирования целей функционирования имеет не­которые важные особенности: во-первых, по своей природе все реальные организации являются многоцелевыми, поэтому ран­жирование проводится на всех уровнях управления, охватывая систему управления целиком; во-вторых, период действия целей функционирования различен, следовательно, спроектировать организацию необходимо только исходя из целей, период дейст­вия которых сопоставим с периодом проектирования организа­ции (в противном случае процесс проектирования становится непрерывным); в-третьих, проектирование организаций под все цели функционирования слишком трудоемко, так что число це­лей должно быть по возможности ограниченным.

Проблема ранжирования целей функционирования в силу важности ее для организационного проектирования должна быть решена достаточно корректно, поэтому необходимы наиболее объективные методы, например метод экспертных оценок, кото­рый применяется в два этапа.

На первом этапе (подготовительном) осуществляется форми­рование экспертных групп на выбранных уровнях управления и подготавливается вся необходимая документация.

Выбор группы экспертов производится с учетом их компе­тенции отдельно для каждого уровня. Именно в таком случае можно говорить и о достоверности экспертизы, и о минимальных затратах на ее проведение. Для подбора экспертов применяются следующие характеристики:

• компетентность эксперта, т.е. степень его квалификации в определенной области знаний; она может быть опреде­лена на основе знаний и опыта эксперта, его знакомства с научными достижениями в области исследуемой облас­ти и т.д.;

• креативность эксперта — способность решать творческие задачи;

• отношение к экспертизе — желание или нежелание прини­мать участие, активность или пассивность в ходе проведе­ния экспертизы;

• конформизм — подверженность влиянию авторитетов, что необходимо для выбора способа проведения экспертизы;

• самокритичность эксперта — самооценка своей компе­тентности;

• аналитичность, широта и конструктивность мышления — наличие этих характеристик свидетельствует о том, что эксперты смогут правильно определить проблему и найти пути ее решения.

Даже такие неполные определения показывают, что числен­ные оценки этих характеристик значительно затруднены и в ря­де случаев совсем невозможны.

Наиболее важной из указанных характеристик является ком­петентность экспертов, поскольку именно она в значительной степени определяет достоверность экспертных оценок. Поэтому проблеме определения компетентности экспертов следует уделять особое внимание.

На втором этапе (организационном) осуществляется отработ­ка результатов экспертизы: выполняются все необходимые рас­четы для сопоставления качественных целей на каждом уровне управления с целями, выбранными по мнению экспертов с точки зрения их количества и важности (приоритетности).

Процесс обсуждения выбранных целей происходит до тех пор, пока не совпадут мнения большинства экспертов.

Сформулируем требования, которым должна удовлетворять методика оценки целей функционирования с помощью экспертов:

1) оценка целей функционирования должна проводиться в благоприятной психологической обстановке;

2) трудоемкость опроса должна быть в допустимых пределах;

3) экспертная документация не должна допускать двоякого понимания вопросов;

4) экспертная документация следует по возможности одно­родной и полной;

5) выбранную систему шкал экспертной оценки должна быть обосновать и довести до сведения эксперта;

6) цели проведения экспертизы должны быть известны всем экспертам, и здесь наиболее приемлемым с практической точки зрения является анкетирование.

 

5. Построение дерева целей. Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробирован­ного на практике инструмента исследования целей можно ис­пользовать построение целевой модели в виде древовидного графа — «дерева целей» (рис. 5.2).

6.

Рис. 5.2. Фрагмент «дерева целей»

 

Построение «дерева целей» осуществляется для формализо­ванного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством «дерева целей» описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по сле­дующим правилам:

• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содер­жать описание конечного результата;

• при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из условия: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточ­ным условием достижения цели предыдущего уровня;

• при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их полу­чения;

• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимые друг из друга;

• фундамент «дерева целей» должны составлять задачи, пред­ставляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее уста­новленные сроки.

5. Исследование и формирование количественных целей. Это очень важно для управления организацией, так как количествен­ные цели определяют выбор методов управления организацией, применение компьютерной техники в управлении. Количествен­ные характеристики целей фиксируются в стратегических и го­довых планах организации. Количественные цели ориентируют организацию на достижение определенных показателей и кон­кретизируют выбранные качественные цели.

6. Оценка степени достижения целей. Для этого выбирается «эталонное» управление, которое следует расценивать как прак­тическое и при котором необходимо срочно принимать управ­ленческие решения, чтобы приблизить организацию к достиже­нию выбранных целей. Количество таких решений зависит от типа и класса сложности организации.

В качестве примера ниже рассматривается процесс целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях (по маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и общему менеджменту), а в табл. 5.2. при­водятся примерные формулировки целей по этим подсистемам. В реальных условиях цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.

Таблица 5.2. Примерные формулировки целей функциональных подсистем
Функциональная подсистема Ключевая цель
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на конкретном рынке
Производство Достичь наивысшего уровня производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции
Научно-исследова- тельские разработ­ки (инновации) Завоевать лидирующие позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследо­вания и разработки определенный процент дохо­дов от объема реализации (продаж)
Финансы Сохранять и поддерживать на необходимом уров­не все виды финансовых ресурсов
Персонал Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе
Менеджмент Определить критические области управленческо­го воздействия и приоритетные задачи, обеспечи­вающие получение запланированных результатов

 

Подсистема «Маркетинг» направляет свою деятельность на формирование спроса, поэтому целями являются:

• определение потребности населения и производства в про­дукции и услугах предприятия;

• разработка и спецификация параметров новой продукции;

• освоение рынков;

• распределение и доставка продукции потребителям;

• контроль за изменением вкуса и спроса потребителей;

• сбор и обработка информации о товаре;

• рекламирование фирмы и ее продукции.

Постановка целей маркетинга связана с детальным изучени­ем спроса и предложения на продукцию, выпускаемую на дан­ный момент, и на новую продукцию. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация как на уже освоенных предприятием рынках, так и на новых. Поэтому работу должны проводить специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию и пла­нированию, владеющие соответствующей информацией и мето­дами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить такую сложную и требующую большого про­фессионализма работу. Если возможности ограничены, надо ис­пользовать те элементы рыночной инфраструктуры, которые уже начали формироваться в нашей стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информацион­ной технологии, вычислительным методам и т.п.

Подсистема «Производство» охватывает такие виды деятель­ности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение ресурсов в конечный про­дукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.

При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых работ. Так, пред- производственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля качества, упаковки, технического обслуживания оборудования. Работа с конечной продукцией (после производственная логистика) связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслужи­вание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.

Цели этой сложнейшей подсистемы организации устанавли­ваются в виде системы показателей, отражающих объем, ассор­тимент продукции, качество, производительность, затраты и т.д.

Подсистема, связанная с исследованиями и разработками, реа­лизует цели нововведений на предприятии. Ее направленность — это поиск новых видов продукции и услуг для замены устарев­ших, определение целей проведения научных исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.

Подсистема «Персонал» предназначена для работы с трудовым коллективом и формулирует свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предпри­ятия. Важнейшей ее целью является высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.

Подсистема «Финансы» нацеливает свою деятельность на ор­ганизацию финансирования, кредитования, налоговых обяза­тельств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениям и программам).

Подсистема «Менеджмент» имеет в качестве ключевой зада­чи эффективное достижение целей организации, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов и талантов. В соот­ветствии с нею подсистема устанавливает цели по активизации работников всех подразделений организации по контролю за движением и использование всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и облас­тях деятельности организации и выделяются те, которые требу­ют наибольшего внимания и усилий, так как являются главны­ми факторами достижения желаемых результатов.

 

5.2. Исследование и проектирование функций управления

 

Исследование и проектирование функций управления является наи­более трудоемкой задачей, особенно в условиях переходного пе­риода, так как любое их изменение приводит к изменению струк­туры управления.

Нечеткое распределение функций неизбежно деформирует структуру, снижает качество и эффективность управления, имен­но поэтому функциональное содержание управления имеет пер­востепенное значение. Кроме того, с развитием новых форм экономического сотрудничества и расширением взаимосвязей управление дифференцируется, а функции управления развива­ются, т.е. появляются, например функции технического, коммер­ческого управления и др.

Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности в значительной степени зависит от правильного понимания функций управления. Исследовать функции управ­ления в конкретном подразделении — значит определить, кто и что делает, как связаны между собой сотрудники в процессе управления, как связаны управленческие решения, почему именно эти, а не другие решения готовятся в этом конкретном подраз­делении. Знать это необходимо, чтобы обеспечить эффективное управление функциональных обязанностей аппарата управления в целом.

Сущность работы по управлению организацией (предприятием или компанией) заключается в том, чтобы исследовать каждую отдельно взятую функцию в каждом отдельно взятом подразде­лении. Взаимосвязь этих функций определяет функциональное содержание управления. Отсюда вытекает необходимость комплексного изучения управленческой деятельности, его функ­ционального содержания.

Выделение функций управления вызвано еще и многообра­зием управленческой деятельности, т.е. процессами принятия решений. Поскольку каждая отдельная функция характеризует специфическую управленческую деятельность, то совокупность таких функций позволяет формировать конкретную систему управления: представить процесс управления вне функций управ­ления невозможно. Именно поэтому к их определению предъяв­ляются повышенные требования и определить однозначно, что понимается под функцией управления, весьма сложно.

На современном этапе у ученых нет единого мнения о трак­товке и содержании функций управления. Это значительно за­трудняет процесс проектирования систем управления на строго методологической основе. В самом деле, чтобы сформулировать управленческие решения, посредством которых мы управляем конкретной организацией и которые реализуют выбранные цели функционирования, неизбежно следует пройти по цепочке «цель — функции — решения». В этом случае набор решений будет определяться непосредственно набором (совокупностью) функций управления. Следовательно, состав решений, реали­зующих одну и ту же цель, может быть различным, что вряд ли объяснимо с точки зрения логики и здравого смысла. Отсюда повышение требований, которые предъявляются к трактовке функций управления.

Функция управления — это однородный вид деятельности, объективно необходимой для реализации целей функциониро­вания и выделенной по определенному признаку. Такими при­знаками могут быть:

• специфика и масштаб производства;

• формы организации производственных процессов;

• количество структурных подразделений и их взаимосвязь на всех уровнях управления.

Специалисты выделяют общие и специфические функции управления.

К общим функциям управления относятся: планирование, орга­низация, регулирование, контроль, учет, т.е. те функции, кото­рые характеризуют процесс управления.

К специфическим функциям управления относят управление:

• основными производственными процессами;

• вспомогательными и обслуживающими процессами;

• оперативное (производством);

• технической подготовкой производства;

• сбытом продукции и др.

Проектирование системы управления, организации, в том числе и любого конкретного предприятия, невозможно без определения состава функций управления. При этом необходимо исследовать множество факторов:

1) характеристики организации как системы, т.е. «входа», са­мого процесса деятельности и «выхода»;

2) стадии жизненного цикла продукта;

3) цикл принятия решений;

4) содержание процесса управления.

Рассмотрим, как учитываются эти факторы при исследова­нии и проектировании функций управления.

Фактор «характеристики организации как системы» позволяет выделить функции по управлению ресурсами, основными фон­дами (здания и сооружения), действующими производственны­ми процессами и продуктом. К ним отнесены функции управ­ления материально-техническими, трудовыми, энергетическими, информационными и другими ресурсами, а также управление производственными процессами — управление результатами дея­тельности предприятия (промышленной продукции и услугами).

Фактор «стадии жизненного цикла продукта» предполагает исследование полного набора функций управления на всех стадиях жизненного цикла; заготовительной, обработочной, сборочной, испытательной.

Фактор «цикл принятия решении» позволяет зафиксировать все стадии подготовки управленческого решения.

1. Подготовка решения — это обоснование, составление и проверка правильности решения, которая осуществляется аппа­ратом управления и заканчивается визированием вновь подго­товленных документов.

2. Утверждение решения — это фиксация факта принятия решения, его утверждение. Такую деятельность осуществляет руководитель подразделения или организации, ответственный за принятие данного решения.

3. Внедрение — деятельность, связанная с отдачей соответст­вующих распоряжений руководителями и исполнителями.

4. Оценка результатов внедрения решения. На этой стадии оцениваются: результат, полученный после реализации принятого ранее управленческого решения; само решение (необходимость его утверждения); результаты внедрения управленческого решения.

Таким образом, порядок формирования состава функций управления следующий:

1) выбор исследуемого объекта;

2) формирование набора специфических функций;

3) выбор конкретной специфической функции, подлежащей исследованию;

4)

5) исследование необходимости применения общих функций управления в пределах выбранной специфической функции;

6) формирование конкретных функций в терминах управлен­ческих решений.

Выберем, например, в качестве объекта исследования произ­водственный отдел машиностроительного предприятия.

Исследованию подлежит специфическая функция «Управление основными производственными процессами». Для реализации данной функции необходимо применять полный набор общих функций, а именно по планированию, организации, регулиро­ванию, контролю и учету. Схема формирования функций управ­ления представлена на рис. 5.3.

Анализируя схему формирования состава функций управле­ния, можно сделать следующие выводы.

1. Для реализации выбранной нами функции «Управление основными производственными процессами» необходимо при­менять полный набор общих функций управления, а именно: планирование основных производственных процессов, органи­зация основных производственных процессов, регулирование основных производственных процессов, контроль основных производственных процессов, учет показателей деятельности ос­новных производственных процессов. Полный набор общих функций управления также необходим и для реализации осталь­ных четырех специфических функций, указанных в схеме.

2. В рамках каждой из перечисленных функций управления необходимо сформулировать полный набор управленческих ре­шений, реализующих эти общие функции.

3. Поскольку управленческое решение всегда конкретно, то наименования «Подготовка управленческих решений по плани­рованию основного производства» или «Оценка управленческих решений по планированию основного производства» (как это указано в схеме) не характеризуют конкретное содержание управ­ленческой деятельности и, следовательно, являются функциями управления, выраженными в терминах управленческих решений.

4. Предметное содержание функций управления должно вес­тись на уровне конкретных управленческих решений.

5. Состав управленческих решений должен быть определен на основе изучения практической деятельности работников ка­ждого подразделения и регламентирующих документов, таких как Положение об организации, должностные инструкции и др.

 

5.3. Исследование и проектирование управленческих решений

Управленческое решение — это концентрированное выражение процесса управления на заключительной стадии; это выбор аль­тернативы руководителем в рамках его должностных полномо­чий, направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздейст­вия на управляемый объект и предопределяет действия, необхо­димые для изменений его состояния.

Решения должны отвечать определенным требованиям, глав­ными среди которых являются:

• обоснованность, четкость формулировок;

• реальная осуществимость;

• своевременность;

• экономичность (определяемая по размерам затрат);

• эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов).

Как правило, решения должны приниматься там, где возни­кает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствую­щего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объек­те. Очень важным условием положительного воздействия реше­ния на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития).

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений по содержанию, срокам действия и раз­работки, направленности и масштабам воздействия, срокам при­нятия, информационной обеспеченности и т.д. Соответственно и управленческие решения различаются по методам их принятия, по затратам времени и ресурсов.

Известно, например, что количество оперативных решений, принимаемых в организациях, значительно (иногда многократ­но) превышает количество тактических и стратегических реше­ний, однако по затрачиваемому времени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение затрат време­ни на принятие оперативных, тактических и стратегических ре­шений в организациях крупного, среднего и малого размера также имеет особенности: в малых предприятиях основная доля затрат времени приходится на оперативные решения, но по мере роста предприятий существенно увеличивается время, затрачи­ваемое на выработку стратегии развития.

Классификация решений на высоко- и слабоструктуриро­ванные позволяет более эффективно организовать процесс за счет разных подходов и действий, обеспечивающих движение к поставленным целям.

Решения в высокой степени структурированные (запрограмми­рованные) являются результатом реализации определенной по­следовательности действий или шагов (подобных тем, которые предпринимаются при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т.д. В качестве примера можно привести задачу определения числа руководителей при заданной норме управляемости. Выделение класса запрограммированных решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с опре­деленной регулярностью.

Слабоструктурированные решения (^запрограммированные) принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней не структурированностью, неполнотой и недостоверностью ин­формации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствую­щую процедуру, ведущую к решению задачи. Слабоструктуриро­ванными являются решения, связанные с определением целей и формулированием стратегии развития организации, с изменени­ем ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п. Количество таких решений увеличивается по мере роста мас­штабов сложности организации.

К такому же результату приводят современные тенденции глобализации экономики, увеличения ее открытости, так как их прямым следствием становится рост числа связей между органи­зациями, большая динамичность как внешней, так и внутренней среды. В то же время современные разработки в области иссле­дования операций, развитие информационной технологии и компьютеризация позволяют значительно повысить долю про­граммируемых решений, которые, как уже было отмечено, ха­рактеризуются большей точностью и в ряде случаев требуют меньших затрат времени и других ресурсов.

Между двумя видами решений — запрограммированными и незапрограммированными — находится множество их комбинаций, и именно это множество является реальностью, в которой прини­маются управленческие решения. Программируемость решений повышается по мере продвижения сверху вниз по вертикали управления. Поэтому высшему звену управления приходится иметь дело в основном со слабоструктурированными решения­ми. На среднем уровне характер возникающих проблем требует принятия как запрограммированных, так и незапрограммированных решений (при этом надо отметить, что автоматизация труда в этом звене сопровождается ростом удельного веса решений, характеризующихся большей структурированностью). В нижнем звене преобладают решения, принятие которых осуществляется по заранее разработанным правилам и процедурам.

Исследование процесса принятия управленческих решений пред­полагает использование различных подходов.

Если проблема несложная, а ситуационные факторы ясны и управляемы, процесс принятия решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяснения проблемной ситуа­ции принимается решение, которое оказывает на нее прямое воз­действие и приводит систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному. Например, если произошла полом­ка станка, на котором планировалось изготовление партии дета­лей, и известны факторы, приведшие к его выходу из строя (на­пример, высокий износ оборудования), то при наличии в цехе аналогичного станка в исправном состоянии проблемную ситуа­цию (срыв выполнения плана производства партии деталей из- за неисправности станка) можно разрешить путем замены вы­шедшего из строя оборудования на имеющееся в резерве.

При решении относительно несложных проблем часто ис­пользуется интуитивный подход, который характеризуется таки­ми чертами: субъект решения держит всю проблему в голове; по мере развития проблемы способы ее решения могут радикально меняться; возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов; может не соблюдаться последовательность этапов; качество решения основывается на предыдущем опыте лица, принимающего это решение. Поэтому интуитивный подход не дает хороших результатов в тех случаях, когда опыт лица, прини­мающего решение, небольшой, а предыдущие ситуации не соот­ветствуют новым. Кроме того, на качество интуитивных реше­ний могут оказывать влияние недостаточно полное представле­ние о текущей проблемной ситуации и неверная интерпретация ее сути.

Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то лучше использовать структуризационный под­ход, который позволит определить этапы процесса принятия решения, а также соответствующие процедуры (рис. 5.4).

 

Рис. 5.4. Этапы процесса принятия решений

 

Самая простая («идеальная») схема принятия решений пред­полагает, что процесс представляет собой прямоточное движе­ние от одного этапа к другому, а после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникнове­нию, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вари­антов зависит от многих факторов, прежде всего от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информа­ции. Главным ограничителем является время, в течение которо­го должно быть принято решение, поэтому параллельно с разра­боткой вариантов производится их оценка, а окончательное ре­шение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.

В табл. 5.3 представлена более детальная структуризация процесса принятия решения, в которой наряду с выделением четырех этапов показан состав процедур, необходимых для реа­лизации целевых установок каждого этапа.

Таблица 5.3. Структуризация процесса принятия решений
Этап Процедура
1. Постановка проблемы Возникновение новой ситуации Появление проблемы Сбор необходимой информации Описание проблемной ситуации
2. Разработка вари­антов решений Формулирование требований ограничений Сбор необходимой информации Разработка возможных вариантов решений
3. Выбор решения Определение критериев выбора Выбор решений, отвечающий критериям Оценка возможных последствий Выбор предпочтительного решения
4. Организация выполнения решения и его оценка План реализации выбранного решения Контроль за ходом реализации решения Оценка решения проблемы и возникновения новой ситуации

 

Цель первого этапа — выявление и описание проблемы и проблемной ситуации; второго — поиск возможных вариантов решений. На третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения. На последнем этапе целью ра­бот является организация, контроль и оценка результатов вы­полнения принятого решения.

Обязательными элементами процесса являются наличие по­этапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение.

Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса принятия решений, но имеет особенно­сти, отражающие специфику выполняемых действий и решае­мых задач, а также стиля работы лица, принимающего решение. Наибольшую потребность в информации испытывают субъекты решений, которых в управленческих кругах называют максима­листами, так как они собирают и анализируют максимум воз­можной и полезной информации. Этот подход оправдывает себя в том случае, когда решается очень сложная проблема и нет де­фицита времени,, отпущенного для ее решения. Наряду с этим субъекты решения нередко ограничиваются лишь таким количе­ством информации, которое достаточно, чтобы выбрать один- два удовлетворительных варианта решений, после чего поиск и анализ новой информации прекращается. Это дает неплохие ре­зультаты при решении сравнительно несложной проблемы, но в условиях жесткого лимита времени.

Необходимым элементом (и параметром) процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах. На этапе постанов­ки задачи по принятию решений проводится оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы и проблемной ситуации, на этапе формирования решения — оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами, на этапе принятия решения — оценка ожидаемых последствий его реализации. Для этой цели используются соответствующие критерии.

Наиболее полно система критериев оценки решений разра­ботана для структурированных проблем, позволяющих приме­нять экономико-математические методы. С их помощью опре­деляются лучшие решения по таким, например, параметрам, как сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов или прибыли, минимизация текущих издержек или максимизация производительности труда и т.п. Нередко в качестве критерия выбора решения применяется фактор времени, особенно важ­ный в условиях переходного периода, для которого характерна неустойчивость состояния экономики и общества в целом. За­держка с принятием решения или выбор решения, которое свя­зано с более длительным процессом реализации, могут сущест­венно снизить ожидаемые результаты (из-за инфляции, измене­ния политики и прочих факторов внешней среды). Поэтому на этапе выработки курса действий менеджерам приходится анали­зировать большое количество вариантов решений, отличающихся различными комбинациями используемых ресурсов организации.

В практике менеджмента часто возникает необходимость ре­шения слабо структурированных проблем, не дающих возможно­сти оценивать варианты с помощью математического аппарата. В этом случае для оценки решений может применяться система взвешенных критериев, а сам процесс оценки осуществляется в два этапа. На первом формируются самые важные критерии, необходимость выполнения которых не вызывает сомнений. Аль­тернативные варианты оценивают по этим критериям (которые, в сущности, являются критериями ограничения) и разделяют на группы по признаку: соответствующие требованиям; не соответствующие требованиям; «сомнительные». На втором анализиру­ются варианты по остальным критериям.

При постановке задач (первый этап) в качестве критерия распознавания проблемы чаще всего используется целевая уста­новка, по отклонению от которой судят о возникновении про­блемы. Следовательно, руководители всех уровней должны иметь четко сформулированные цели и задачи своей деятельности, че­му способствует применение системы управления по целям (или по результатам). В противном случае существование проблемы определяется чисто интуитивно или по мере поступления сигна­лов, что существенно усложняет последующий процесс приня­тия решений.

Формирование решений (второй этап) начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выработки курса дей­ствий. Как правило, при решении сложных проблем не удается ограничиться только той информацией, которую предоставляют действующие системы отчетности; поэтому требуется время и ресурсы для информационного обеспечения решения проблемы.

При принятии решения (третий этап) применяются различ­ные критерии, позволяющие из множества проектных предло­жений выбрать допустимые, а из них — наиболее полезные или предпочтительные для решения целей организации. От того, на­сколько обоснованно они выбраны, зависит качество управленче­ских решений, а оно, в свою очередь, предопределяет конкурен­тоспособность организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете — эффективность и прибыльность.

При формировании структуры управления необходимо ре­шить весьма важную задачу — проектирование (оптимального распределения) управленческих решений по уровням системы управ­ления. Важность и необходимость решения этой задачи продик­тованы рядом обстоятельств.

Во-первых, в условиях концентрации производства функции руководителя все больше сводятся к непосредственной организа­ции принятия решений, которая рассматривается не только как акт, завершающий любую стадию управленческого воздействия, но и как процесс, требующий изучения ситуации в управляемой системе и разработку мер для ее целенаправленного изменения. В этом смысле принятие решений выступает уже как процесс труда, который нуждается в организации и четкой систематиза­ции распределения решений в пределах каждого уровня.

Во-вторых, решение — это основная форма управленческой деятельности, в которой выступает содержание труда руководителя. Следовательно, качество принятого решения в значительной сте­пени влияет на эффективность и экономию труда в управлении.

В-третьих, каждое подразделение выполняет определенные функции, а руководители этих подразделений должно гибко и оперативно решать вопросы, входящие в их компетенцию с тем, чтобы не загружать верхние уровни руководства различного рода мелкими делами, отвлекающими их от решения стратеги­ческих задач.

Перечисленные факторы подчеркивают необходимость по­становки задачи оптимального распределения решений по уровням управления. Сущность этой задачи заключается в том, чтобы выбрать такое разделение управленческих решений, при котором в наибольшей степени достигается оперативность и гибкость управления, четкое разграничение функций и ответст­венности в действиях взаимосвязанных подразделений с целью исключения их дублирования, параллелизма. В связи с этим задача распределения управленческих решений по уровням яв­ляется наиболее важной и ответственной в разработке общей методики проектирования структуры управления. Постановка ее вытекает также из определения оптимальной структуры управления, которой специалисты и руководствуются в своих исследованиях. Кроме того, руководителю, стоящему во главе современного предприятия, успешно решать задачу комплекс­ного управления достаточно сложно. Поэтому необходимо ис­следовать и выявить:

• решения, которые имеет право принимать только высший руководитель, начиная от постановки проблемы и закан­чивая выработкой управляющего воздействия;

• решения, для реализации которых руководитель предос­тавляет часть полномочий своим подчиненным, оставляя за собой право координации и контроля за их действиями;

• решения, которые уполномочены принимать руководители более низших уровней.

При этом необходимо учитывать еще два момента:

1) принятие решений в системе управления рассматривается как иерархический процесс, который построен по принципу взаимоподчиненности;

2) существует круг решений, уровень принятия которых рег­ламентирован вышестоящей организацией (как правило, это уро­вень директора).

В связи с этим распределение управленческих решений на­чинается с самого высшего уровня. Данная задача решается для уровней, количество которых регламентировано. Если исходить из второй теоретической предпосылки, то можно считать, что перечень управленческих решений, принимаемых в организации, а также группы решений по каждому уровню в матрично-штаб­ной структуре являются величиной заданной.

Итак, под оптимальным распределением управленческих реше­ний будем понимать такое, при котором каждый руководитель принимает решения, соответствующие его компетенции. Для решения этой задачи предлагается методика, в основе которой лежит исследование загрузки руководителей, принимающих управленческие решения. Содержание и последовательность ра­бот, предусмотренных методикой, отражены на рис. 5.5.

В общем виде задача оптимального распределения управлен­ческих решений сводится к следующему.

1. Исследуется решение на тех уровнях управления, которым не подчинены непосредственно производственные подразделе­ния, т.е. на уровне принятия окончательного решения и на ко­ординирующих уровнях. В качестве уровня принятия оконча­тельного решения обычно выбирается уровень директора или его заместителей, а координирующего уровня — как правило, уровень заместителя директора.

2. Производится расчет загрузки руководителя высшего уров­ня исходя из трудоемкости акта принятия управленческих ре­шений и необходимого эффективного фонда времени.

3. Расчетная величина загрузки сравнивается с допустимым значением.

4. Если расчетная величина больше допустимой, осуществля­ется перераспределения решений. Если нет, фиксируется список решений компетенции высшего уровня.

5. Аналогичные исследования и расчеты проводятся для всех уровней, количество которых регламентировано выбранной структурой. В результате такого распределения за каждым уров­нем управления закрепляется определенный набор управленче­ских решений.

6.

Рис. 5.5. Распределение решений по уровням системы управления

 

Краткие выводы

1. Любая система управления — это прежде всего система, имеющая иерархическое строение и определенные цели.

2. Деятельность любой системы управления направлена на достижение поставленных целей.

3. При построении организации необходимо различать гло­бальную цель и цели функционирования.

4. Важное значение при проектировании системы управле­ния приобретает определение состава качественных и количест­венных целей.

5. Для реализации поставленных целей необходимо осущест­влять функции управления.

6. Формирование состава функций управления должно вес­тись на уровне управленческих решений с учетом специфики работы подразделений.

7. Для эффективного исследования и проектирования управ­ленческих решений необходимы детальная структуризация про­цесса принятие решения и система критериев оценки решений.

Контрольные вопросы

1. Что такое глобальная цель и цели функционирования?

2. Как производится формирование состава качественных целей?

3. Какие методы используются для определения количества и состава качественных целей?

4. Какие требования предъявляются к экспертам?

5. Дайте определение понятия «функции управления».

6. Как происходит формирование состава функций в системе управления?

7. Что такое управленческое решение и по каким критериям управленческие решения классифицируются на высокострукту­рированные и слабоструктурированные?

8. Охарактеризуйте этапы процесса принятия решений.

9. С помощью каких критериев осуществляется оценка управ­ленческих решений?


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.