Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ



ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эф­фективность деятельности в условиях рыночных отношений нераз­рывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развити­ем. При этом совершенствование организации должно осуществ­ляться по принципу адаптации к внешней среде.

Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необхо­димость постоянного совершенствования и адаптации организации:

рынок поставщика или рынок потребителя исходных мате­риалов, энергии, товаров и услуг;

финансовый рынок;

рынок труда;

окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адапти­роваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении под­держивать соответствие организации условиям внешней среды и заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и тех­нологии, в применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, в непрерывном совершенствовании кад­рового потенциала.

В условиях динамичности современного производства и обще­ства управление должно находиться в состоянии непрерывного раз­вития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденции и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития. Система управления предприятиями должна отвечать со­временным рыночным условиям, обладать высоко гибкостью, по­зволяющей в процессе производства быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл про­дукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпус­ка разовых партий значительно увеличились. Итак, система управ­ления предприятием должна:

быть адекватной сложной технологии производства, требую­щей совершенно новых форм контроля, организации и разде­ления труда;

учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношению к качеству продукции, по­требовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;

учитывать требования к уровню качества обслуживания по­требителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;

учитывать изменения структуры издержек производства;

принимать во внимание необходимость учета неопределенно­сти внешней среды.

И это далеко не полный перечень проблем, с которыми прихо­диться сталкиваться многим организациям. Для их реализации не­обходимо проводить углубленные исследования, своевременно и тщательно анализировать существующее положение.

Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управле­ния, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повыше­ния уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это, в свою очередь, требует установление и обеспечения новых связей и устра­нения излишних, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений.

Развитие и совершенствование предприятия базируется на тща­тельном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Термин «исследования» сегодня прочно закрепился в нашем сознании в силу следующих причин: во-первых, роль исследований в научной и практической деятельности человека в последние годы все возрастает и является неоспоримой; во-вторых, любая управ­ленческая деятельность невозможна без исследований. Вся наша жизнь состоит из проблем. Какую бы область деятельности мы ни затрагивали, любое начинание, как правило, всегда проблематично. Исследования как раз и направлены на распознавание проблем и вызывающих их причин, определение сходности проблем и их струк­тур, выявление путей решения.

Исследования можно рассматривать и как процесс и как необ­ходимый элемент любой конкретной деятельности, но особенно важно отметить все возрастающую роль исследований в современ­ном управлении. Это касается предприятий и организации различ­ных сфер деятельности и различного класса сложности. И здесь нас интересует прежде всего выпускаемая продукция, а значит, и про­изводство, его организация, сильные и слабые стороны, информационный фонд, в частности активные информационные ресурсы, которые становятся главным условием расширенного производства. Нельзя также обойти вниманием современные информационные технологии, влияющие на организационную структуру предприятий, формирование структурных подразделений, распределение работ и взаимодействие работников в процессе принятия решений. Нас интересуют социальные явления и процессы, протекающие в организации, и прежде всего сам человек — как наибольшая цен­ность и самое сильное конкурентное преимущество.

Итак, в каждой области деятельности нам сопутствует процесс познания, и чем большей информацией мы располагаем, тем боль­шие возможности для управления мы получаем. Но, как получить необходимую информацию и какие принять решения, чтобы пра­вильно ею распорядиться, как применить свои знания в конкрет­ной области? При ответах на эти вопросы используется опыт, ин­туиция, прагматизм и т.д. Однако наиболее предпочтительными являются знания, полученные научным путем, в процессе исследо­ваний, когда теории и гипотезы проверяются на основе анализа конкретных данных о состоянии той или иной системы управления.

Процесс исследования базируется на совокупности методов, предполагающих использование определенных процедур и правил, которые представляют определенные теоретические положения и на основании которых разрабатывается комплексная программа иссле­дования. Научные исследования — это познание, направленное на достижение конкретной цели. В результате такого познания появляются новые методы, законы, понятия, систематизация которых образует теорию. Исследования, таким образом, помогают выявить, сформулировать и глубже понять проблему, а также отыскать наи­лучшие варианты ее решения.

Как известно, основными составляющими процесса управления являются цели, функции, управленческие решения, модели струк­туры управления. Сегодня, когда все предприятия и организации являются многоцелевыми, трудно представить процесс управления без исследовательской деятельности. Так, на основании проводи­мых исследований разрабатывается программно-целевое и стратеги­ческое управление, уточняются и корректируются цели, обновляет­ся миссия организации, совершенствуется ее стратегия. В результа­те анализа деятельности подразделений организации определяется полный перечень функций управления и управленческих реше­ний, а следовательно, появляются рекомендации по их совершенст­вованию. Нельзя забывать и о таком важном элементе системы управления, как ее организационная структура. Процесс совершен­ствования здесь особенно сложен в силу ее консервативности и меньшей адаптивности к конкурирующей среде. Говорить об опти­мизации структур управления, о формировании структурных подразделений и численности работающих невозможно без проведения научных исследований. Только по результатам всестороннего ана­лиза можно разработать конкретную программу по совершенство­ванию организационных структур с учетом особенностей отрасли и специфики предприятия.

Таким образом, мы видим, что необходимость в проведении ис­следований возрастает по мере развития и совершенствования управления. Умение проводить исследования и приобретать навыки исследовательской деятельности становится неотъемлемой характе­ристикой профессионального менеджера.

Дисциплина «Исследование систем управления» занимает важное место в Государственном стандарте по специальности «Менедж­мент». Необходимость ее изучения продиктована настоятельной потребностью построения таких организаций (предприятий, произ­водственных объединений, корпораций, отдельных фирм), которые обеспечат выпуск высококачественной продукции (или услуги) в нужном объеме и ассортименте. Создать такую организацию без проведения исследований невозможно. Особую роль здесь играют исследования систем управления. Эта проблема была актуальной всегда, однако до недавнего времени она в большей степени реша­лась в рамках математических дисциплин, таких как теория вероятностей, математическая статистика, логика, теория множеств и др.

Цель данного учебного пособия в том, чтобы показать, как можно проводить исследования системы управления на основе изу­чения всех ее характеристик: целей, функций, управленческих ре­шений и структуры управления. Изучение таких характеристик по­зволяет познать и оценить сущность и тенденции развития системы управления любой организации, предвидеть возможности и пер­спективы, своевременно и оперативно ее совершенствовать.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

1.1. Система управления как объект и предмет исследования

 

В современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения груда и распределения обязанностей. Это могут быть государст­венные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия. Организа­ции создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различ­ное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотре­нии организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, ме­тоды и приемы, обеспечивающие эффективную совместную дея­тельность работников всех структурных подразделений.

Любая организация, вне зависимости от ее конкретного на­значения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются:

• цели организации;

• ее организационная структура;

• внешняя и внутренняя среда;

• совокупность ресурсов;

• нормативная и правовая основа;

• специфика процесса функционирования;

• система социальных и экономических отношений;

• организационная культура.

Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать сис­тему управления можно только на основе выбранной научной концепции.

Прежде всего необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы.

Любой вид управленческой деятельности связан с управле­нием людьми, объединенными в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Следовательно, управленческая дея­тельность — это прежде всего управление социальными коллек­тивами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой сис­темы может рассматриваться организация любого уровня: мини­стерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдельные компании. Каждая из этих систем представляет собой самостоятельный объект исследования и имеет свои особенности.

Система управления любой организации является сложной, созданной для сбора, анализа и переработки информации с це­лью получения максимального конечного результата при опре­деленных ограничениях (наличия ресурсов, например).

Говоря об управлении организацией, в частности предпри­ятием, мы употребляем термин «система», например: производ­ственная система, система материально-технического снабжения, система сбыта, различные обеспечивающие и обслуживающие системы. Почему же мы используем данный термин? Прежде всего потому, что любой объект мы рассматриваем с точки зре­ния кибернетики и тем самым пытаемся понять, каковы его цели, из каких элементов он состоит, как он функционирует, и в этом смысле мы рассматриваем любой конкретный объект, в том числе и предприятие, как систему.

Как правило, представление объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества определений системы и выбора единого определения, целиком используемого при построении реальной системы управления.

В настоящее время можно выделить по крайней мере пять типов системных представлений: микроскопическое, функцио­нальное, макроскопическое, иерархическое и процессуальное. Каждое из них отражает определенную группу характеристик системы.

Микроскопическое представление системы основано на пони­мании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов). В принципе абсолютно неделимых элементов нет, однако в каждом конкретном случае проектирования системы >лемент принимается неделимым. Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи.

Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выпол­нять для реализации целей функционирования системы.

Макроскопическое представление характеризует систему как единое целое, находящееся в «системном окружении» (среде). Это означает, что реальная система не может существовать вне системного окружения (среды), а окружающая среда представ­ляет собой ту систему, в рамках которой выбраны интересую­щие нас объекты. Следовательно, система может быть представ­лена множеством внешних связей со средой.

Иерархическое представление основано на понятии «подсис­тема» и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.

И наконец, процессуальное представление характеризует состоя­ние системы во времени.

Следовательно, система управления как объект исследования обладает следующими признаками: состоит из множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; сама она является единым и нераз­рывным целым, т.е. целостной системой для нижестоящих ие­рархических уровней; имеются фиксированные связи системы с внешней средой.

Предметом исследования выступают конкретные проблемы, стороны деятельности организации, познание и разрешение ко­торых требует проведения исследования.

Изучая систему управления как объект исследования, необ­ходимо выделять требования, предъявляемые к системам управ­ления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:

• детерминированность элементов системы;

• динамичность системы;

• наличие в ней управляющего параметра;

• наличие контролирующего параметра;

• наличие каналов обратной связи (по крайней мере одного).

Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия

эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.

В системах управления детерминированность проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других. Если в организационной струк­туре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лиш­ним в системе управления.

Вторым требованием системы управления является динамич­ность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неиз­мененном качественном состоянии.

Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее «изнут­ри». Например, в организации нет достаточного количества ква­лифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т.д. К внеш­ним возмущениям следует отнести указы вышестоящих органи­заций, изменения ситуаций на рынке, экономические и полити­ческие факторы.

Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям.

Чтобы обеспечить быстрое перестроение системы (организа­ции) в условиях изменения среды, система управления должна: иметь элемент, фиксирующий факт появления возмущения; обла­дать минимально допустимой инерционностью для своевременного принятия управленческих решений; иметь элемент, фиксирую­щий факт упорядочения состояния системы в соответствии с из­менившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел со­вершенствования структуры управления.

Третье требование в системе управления — наличие управ­ляющего параметра, посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Та­ким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управ­ленческих решений.

При этом руководитель должен обладать необходимой ком­петенцией, а условия работы — позволять выполнить данное поручение. Следовательно, условие наличия управляющего параметра можно считать выполненным, если внешнюю инфор­мацию воспринимает руководитель организации, который орга­низует работу по выполнению поручения, распределяет задания и соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений.

Несоблюдение данного требования, т.е. наличия управляю­щею параметра, приводит к принятию субъективных управлен­ческих решений и так называемому волевому стилю руководителя. Это требует четкой организационной структуры и распределения обязанностей между руководителями подразделений, наличия должностных инструкций и прочих документов, регла­ментирующих их деятельность.

Четвертым требованием, предъявленным к системам управ­ления, является наличие контролирующего параметра, т.е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на лю­бой элемент системы) управляющего воздействия.

Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, поданного на вход данной системы. Функцию контролирующего параметра в сис­теме управления, как правило, реализует один из сотрудников аппарата управления. Например, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. На уровне министерства такие функции осуществляют кураторы по опре­деленным проблемам в управлениях. Любые управленческие решения в системе управления должны проходить только через элемент, выполняющий функции контролирующего параметра.

Наличие прямых и обратных связей (пятое требование) в сис­теме обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппара­та управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений.

Итак, мы рассмотрели требования, предъявляемые к системе управления как объекту исследования. Что это нам дает в смыс­ле методологии процесса управления?

Рассматривая конкретную организацию как объект иссле­дования, мы всегда должны фиксировать и сравнивать ее сис­темные характеристики. Это позволяет лучше понять организа­цию и определить, к какому классу сложности она относится.

Чтобы совершенствовать систему управления с использо­ванием компьютерной техники, организационное проектирова­ние требуется доводить до такого уровня, при котором обеспе­чивается четкость распределения обязанностей руководителей и исполнителей.

Необходима персональная ответственность руководителей и исполнителей. При проектировании системы управления нуж­но четко фиксировать, кто и что делает в системе управления, кто за что отвечает.

Необходима информационная проработка системы на уров­не управленческих решений.

Исследование и проектирование должно быть непрерыв­ным процессом. В системе управления следует предусматривать отдел или группу сотрудников, которые должны постоянно про­рабатывать технологию подготовки новых решений, обуслов­ленных новыми целями.

Должна существовать четкая документация, регламенти­рующая деятельность организации. Зачастую Положения об от­делах, должностные инструкции не конкретны и не обеспечи­вают персональной ответственности при принятии управленче­ских решений.

Как же обеспечить данные требования? Выше отмечалось, что это возможно только на основании общей концепции ис­следования систем управления как систем принятия решений, поскольку конечным продуктом станет именно управленческое решение.

 

1.2. Исследование как составная часть менеджмента организации

Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подле­жат сильные и слабые стороны организации, процесс производ­ства и сбыта (на предприятии), финансовое состояние, службы маркетинга, персонал, а также организационная культура.

Для анализа сильных и слабых сторон организации руково­дство предприятия-должно оценить: обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы. Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод основан на ком­плексном исследовании различных функциональных зон органи­зации. Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется рассмотреть пять функциональных зон:

• производство;

• финансы (бухгалтерский учет);

• маркетинг;

• персонал;

• организационную культуру;

• имидж организации.

Методика анализа производственной зоны организации суще­ственно отличается от широко известной методики оценки ор­ганизационно-технического уровня производства. Это объясня­ется направленностью анализа на стратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения. В ходе анализа производственных функций акцент делается на следующее: может ли предприятие производить товары с меньшими издержками по срав­нению с конкурентами; имеет ли доступ организация к новым ма­териальным ресурсам; каков технический уровень предприятия; обладает ли предприятие оптимальной системой контроля каче­ства продукции; насколько хорошо организован и спланирован процесс производства.

Состояние финансовой организации во многом определяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющие­ся и потенциальные слабости организации.

При анализе маркетинговой зоны выделяют ряд важнейших элементов исследования: доля рынка и конкурентоспособность предприятия; разнообразие и качество ассортимента товаров; рыночная демография; рыночные исследования и разработки; предпродажное и последовательное обслуживание клиентов; сбыт, реклама, продвижение товара.

Решение многих проблем современного предприятия зависит от обеспеченности как производства, так и управления квалифи­цированными кадрами. При исследовании зоны персонала анали­зируются: кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем; компетентность и подготовка высшего руководства предприятия; система мотивации работни­ков; соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.

Исследования в зонах организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить: неформальную структуру ор­ганизации; систему общения и поведения работников; последо­вательность предприятия в своей деятельности и достижении целей; положение предприятия по сравнению с другими органи­зациями; способность привлекать высококвалифицированных специалистов.

Все сказанное выше представляет собой анализ внутренней среды организации. Однако проводимые исследования, будучи составной частью менеджмента, затрагивают и факторы внешней среды организации.

Анализ внешней среды организации служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы предвидеть потен­циальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Это по­зволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и воз­можностей, разработать ситуационные планы на случай возник­новения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, подвер­гаемые анализу.

При анализе экономических факторов рассматриваются тем­пы инфляции (дефляции), налоговые ставки, международный платежный баланс, уровень занятости населения, платежеспо­собность предприятий.

Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая: соглашения по тарифам и тор­говле между странами; протекционистскую таможенную поли­тику, направленную против других стран; нормативные акты федерального правительства и местных органов власти, уровни развития правового регулирования экономики, отношение госу­дарства и ведущих политиков к антимонопольному законода­тельству, кредитную политику властей и т.д.

Рыночные факторы включают многочисленные характеристи­ки, которые оказывают непосредственное влияние на эффек­тивность работы организации. Их анализ позволяет руководите­лям разработать оптимальную стратегию организации и укре­пить ее позиции на рынке. При этом исследуются демографиче­ские условия деятельности предприятия, уровень доходов насе­ления и их распределение, жизненные циклы различных товаров и услуг, уровень конкуренции, доля рынка, занимаемая органи­зацией и его емкость.

При анализе социальных факторов учитывают обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, развитие движения в защиту прав потре­бителей, изменение общественных ценностей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.

Контроль за технологической внешней средой позволяет не упус­тить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ техно­логической внешней среды должен учитывать изменения в техно­логии производства, конструкционных материалах, в применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменении в технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.

Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный кон­троль со стороны руководства за действиями конкурентов. В ана­лизе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:

• анализ будущих целей конкурентов;

• оценка их текущей стратегии;

• оценка предпосылок относительно конкурентов и перспек­тив развития отрасли;

• изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству

организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.

Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается по­литика правительств других стран, направление развития совме­стного предпринимательства и международных отношений, уро­вень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.

Анализ внешней среды, проведенный посредством исследо­вания рассмотренных групп факторов, позволяет руководству организации понять, какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации, какие факто­ры представляют угрозу для текущей стратегии организации, а какие — наибольшие возможности для достижения основных целей.

Таким образом, исследования как составная часть менедж­мента организации — это совокупность методов организацион­ного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной органи­зации. Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью такого исследований.

С позиции общего менеджмента в первую очередь анализи­руются следующие системные характеристики организации:

• цели системы управления;

• функции управления;

• управленческие решения;

• структура управления.

В основу исследования как составной части менеджмента организации положены следующие принципы:

• системный подход, означающий исследование не только конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации как системы, т.е. «входа», «процесса» и «выхода», но и методов управления, технологии управления, организационной структуры, кадров управления, технических средств управ­ления, информация, а также связей объекта между эле­ментами внешних связей объекта, позволяющие рассмат­ривать его как подсистему для более высокого уровня:

• функциональный подход, который предполагает исследование функций управления, обеспечивающих принятие управ­ленческих решений заданного уровня качества при мини­мальных затратах на управление или производство;

• общегосударственный подход к оценке результатов управ­ленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;

• творческий коллективный подход для поиска наиболее эко­номичного и эффективного варианта совершенствования системы управления;

Исследование проводится при необходимости:

• совершенствования системы управления действующей ор­ганизации;

• разработки системы управления вновь создающейся орга­низации;

• совершенствования системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

• совершенствования системы управления вследствие изме­нения формы собственности.

Исследования как составная часть менеджмента выдвигают следующие задачи.

Достижение оптимального соотношения между управляе­мой и управляющей подсистемами. Сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппара­та управления, сокращение затрат на управление.

Повышение производительности труда управленческих ра­ботников и рабочих производственных подразделений.

Улучшение использования материальных, трудовых, фи­нансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах.

Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества.

В результате проведения исследований должны быть сфор­мулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.

 

1.3. Цели и направления исследования систем управления

Необходимость соответствия современной организации требо­ваниям рыночной экономики вызывает потребность постоян­ного ее совершенствования, организационного развития. Базой организационных нововведений служит изучение деятельности организаций.

Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внут­ренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сего­дня трудно обеспечить без исследования путей и возможностей, без выбора альтернативных направлений. Исследование управ­ления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследова­ния приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного их решения зависит ус­пех работы этих организаций.

Объектом исследования является система управления (и ее составляющие элементы), относящаяся к классу социально-эко­номических систем, предметом — конкретная проблема, реше­ние которой требует проведения исследования. Результатом ис­следования будут рекомендации, модели, методы, способствую­щие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содер­жания, истоков, последствий. Объектами исследования могут выступать различные уровни управления (организация в целом и ее подразделения, объединения организации), общие и специ­альные функции управления, подсистемы управления, оценка различных параметров и характеристик организации.

По целям можно выделить практические исследования, пред­назначенные для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов, и научно-практические исследования, ори­ентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образова­тельного уровня работников.

По методологии проведения следует выделить прежде всего исследования эмпирического характера и опирающиеся на систе­му научных знаний.

Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжи­тельности, информационному обеспечению, организации их проведения. Поэтому в каждом конкретном случае приходится выбирать необходимый вид исследования, исходя из поставлен­ных целей.

Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

распознавание проблем и проблемных ситуаций;

определение причин их происхождения, свойств, содержа­ния, закономерностей проведения и развития;

установление места этих проблем и ситуаций (как в сис­теме научных знаний, так и в системе практического управ­ления);

нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;

разработку вариантов решения проблем;

выбор оптимального варианта решения проблемы по кри­териям результативности, оптимальности, эффективности.

В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаи­мосвязи, и их оптимальное сочетание характеризует степень про­фессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности.

Проведение исследований и анализ любой конкретной сис­темы управления как объекта необходимо прежде всего для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке то­варов (услуг), для повышения эффективности функционирова­ния подразделений и организации в целом. Понять, как успеш­но и своевременно достигаются поставленные цели, можно только с помощью исследования работы этих подразделений и конкретных исполнителей и руководителей.

Исследования необходимо проводить не только, когда орга­низациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно дости­гают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что либо мешает, либо в большей сте­пени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.

Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования органи­заций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и по­стоянно меняющегося спроса потребителей.

Исследования необходимы как с научной, так и с практиче­ской точек зрения. С научной точки зрения исследование пред­полагает разработку и четкое формулирование методологии про­ведения исследований, с тем чтобы разработать фундаменталь­ные теоретические положения. С практической точки зрения исследования должны уметь проводить конкретные люди (анали­тики, проектировщики, сотрудники в отделах), следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить раз­личным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются. Необходимо объяснить главное: исследования проводятся с целью построе­ния определенной (эталонной) модели системы управления, к которой должна стремиться организация.

Практика показывает, что специалисты, имеющие обычный опыт работы в научно-исследовательских или хозяйственных организациях, не обладают специальными знаниями для подоб­ных исследований.

Таким образом, с практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков. Иссле­дователи должны:

иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами;

обладать знаниями современных методов и техники управ­ления;

обладать знаниями методов исследования операций и сис­темного анализа;

иметь способности к общению со специалистами различ­ных уровней и профилей;

уметь систематизировать полученную информацию;

инициировать новации в организации.

Выполнение этих требований определяет необходимость спе­циального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специа­листов осуществляется заблаговременно и сопровождается ста­жировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.

Исследование систем управления включает:

• уточнение цели развития и функционирования предпри­ятия и его подразделений;

• выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;

• выявление факторов, обеспечивающих достижение сфор­мулированной цели и препятствующих ей;

• сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

• получение необходимых данных для привязки современ­ных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

В процессе исследования и анализа работы организации уста­навливается роль и место данного предприятия в соответствую­щем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура пред­приятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предпри­ятия и др.

Главные направления исследований систем управления оп­ределяются проблемами организации и находятся в следующих важнейших областях:

• конкурентного положения на рынке;

• организации управления;

• мотивации;

• использования современных технических средств;

• технологии разработки решений;

• информационного обеспечения управления;

• компетенции персонала и т.п.

Могут возникнуть и комбинации различных проблем.

Выбрать направления исследования и сосредоточить на нем внимание, как собственное, так и специалистов управления, счи­тается большим искусством менеджера. Эффективным исследо­вание будет только при соразмерности средств, использованных на его проведение средств, и полученных результатов.

Краткие выводы

Для успешной работы организаций в современных усло­виях необходимо периодически проводить исследования с целью совершенствования действующих систем управления.

Проведение исследований осуществляется в соответствии с выбранной целью и в определенной последовательности.

Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных ха­рактеристик процесса управления.

При проведении исследований систем управления объек­том исследования является сама система управления, которая характеризуется определенными признаками и подчиняется ряду требований.

 

Контрольные вопросы

Что понимается под исследованием систем управления? Какие виды исследований вы знаете?

Какова последовательность этапов проведения исследо­ваний?

Почему исследование систем управления является состав­ной частью менеджмента организации?

Какие требования предъявляются к системе управления как объекту исследования?

Какие характеристики процесса управления подлежат ис­следованию?

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.