Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и виды источников коммерческого права.



Источники права – это внешняя форма выражения правовых норм. Источником коммерческого права является форма выражения правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие между коммерсантами в процессе осуществления торговой и иной сопутствующей торговле деятельности.

Коммерческое право относится к частному праву, поэтому система его источников во многом совпадает с системой источников ГП, но имеет некоторые особенности, в частности, в КП используются не все источники ГП, а только те, которые напрямую связаны с организацией и осуществлением коммерческой деятельности. Наименования источников будут совпадать, но сами правовые нормы будут различаться.

Источники права представляют собой определенную систему, где в качестве критерия выступит их соотношение между собой по юридической силе. Система источников права и система источников законодательства – это не одно и то же. Система источников законодательства включает в себя только НПА, общеобязательные на всей территории РФ и принятые в особом порядке уполномоченными на то государственными органами. Соответственно торговое законодательство можно определить как совокупность НПА, регулирующих отношения в сфере товарооборота. В систему права входят и источники законодательства, и другие юридические нормы, содержащиеся как в правовых актах уровня РФ (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств), так и в актах субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц.

Общепризнано, что система источников права представляет собой пирамиду. Наверху – Конституция, далее – законы, иные акты, содержащие нормы ГП и на более низкой ступени находятся источники права, которые не входят в гражданское законодательство, но содержат нормы права и регулируют гражданские отношения.

Первая группа источников – общепризнанные принципы и нормы МП и нормы международных договоров РФ. Они применяются к коммерческим отношениям непосредственно, но международные договоры – только в результате их преобразования в нормы внутригосударственного права. Три способа преобразования: издание акта о применении международного договора, издание самостоятельного внутригосударственного акта, который содержал бы нормы международного договора, ратификация (ст.2,5,6 ФЗ о международных договорах РФ). В настоящее время наиболее значимыми международными актами в сфере коммерческих отношений является Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи» 1980г., Международная Конвенция «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров» 1983г., Конвенция «О временном ввозе» от 26 июня 1990г., Соглашение «Об общих условиях поставки товаров между организациями государств – участников СНГ» 1992г., Конвенция «О праве, применимом к международной купле-продаже товаров» 1995г. и др.

Авторитетные международные организации издают различные акты рекомендательного характера в сфере коммерческой деятельности. Международная торговая палата периодически переиздает сборник «Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов» ИНКОТЕРМС. Это свод торговых обыкновений, отражающих обобщенные подходы международной торговой палаты к использованию отдельных торговых терминов (торговые термины). Сейчас у нас действует ИНКОТЕРМС 2010, считается, что лучшим толкователем является Велкова. В коммерческом праве учитываются еще и принципы Европейского договорного права, которые содержат в себе лучший опыт договорного права и применяется во всех правовых системах. ВТО – в нее входит 153 участника. Включено 50 многосторонних соглашений, к которым присоединена РФ. Соглашение по сельскому хозяйству, По применению санитарных и фито-санитарных мер, По текстильным изделиям и одежде, По техническим барьерам и т д.

Вторая группаКонституция РФ и ФКЗ. Конституция РФ обладает высшей юридической силой (ст.15), гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг по всей территории, равную защиту всех форм собственности и свободное использование своего имущества для занятия предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельностью (ст.34).

Третья группагражданское законодательство (ГК и принятые в соответствии с ним иные ФЗ, регулирующие гражданско-правовые отношения). ГК РФ является важнейшим ФЗ, который составляет стержень частного права. ГК, закрепив в ст.2 определение предпринимательской деятельности, исключил существование в РФ дуализм частного права. В РФ нет и не планируется создание торгового кодекса. Дискуссия по этому поводу не продуктивна, т к не выводит на создание проекта. В ГК закрепляются основные правила коммерческой деятельности, начиная с правового статуса коммерсантов, заканчивая особенностями коммерческих сделок, однако детализация коммерческих отношений осуществляется рядом других законов, который носит специальный характер. Эти НПА условно можно подразделить на следующие группы: 1) ФЗ, касающиеся правового статуса субъектов (ФЗ об АО, об ООО, о ГУП и МУП); 2) регулирует объекты коммерческого права (ФЗ о лекарственных средствах, О качестве и безопасности пищевых продуктов 2000г., О наркотических средствах и психотропных веществах); 3) содержит правила об осуществлении коммерческой деятельности (ФЗ О рекламе, О лицензировании отдельных видов деятельности, О техническом регулировании, Закон РФ О страховании и т.д.)

Четвертая группаиные правовые акты, содержащие нормы ГП (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, НА министерств и ведомств и иных ФОИВ). В коммерческих отношениях особенное значение имеет Указ Президента РФ от 22 февраля 1992г. №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005г. №866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками»

Пятая группаобычаи делового оборота. Это сложившиеся и неоднократно единообразно применяемые правила поведения, не выраженные в законах, договорах, но не противоречащие им. Обычаи действуют при отсутствии прямых предписаний в нормативном акте или договоре. Правило становится обычаем при наличии следующих условий: 1) правило поведения должно быть сложившимся, т е достаточно постоянным и определенным в содержании; 2) оно должно применяться широко, т е не иметь частный характер; 3) сфера применения ограничена предпринимательскими отношениями; 4) оно не предусмотрено законодательством. В правилах международной торговли указание количества товаров в поставке словом «около» по обычаю составляет плюс минус 10 процентов.

Шестая группа - акты органов власти и управления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей: Закон г. Москвы «О торговой деятельности в Москве», Закон Москвы «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства».

Судебная и арбитражная практика в коммерческом праве: Россия – страна писаного права и входит в систему континентального писаного права. Акты высших судебных инстанций имеют особое значение для коммерческих отношений, они обязательны для применения судами низших инстанций и обязательно учитываются последними при принятии решений. Постановление ВАС РФ от 22 октября 1997г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки». Правовые позиции высших судов содержатся и в информационных письмах Президиума ВАС РФ. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004г. №85 «Обзор практики разрешения споров по договору комиссии» и т.д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.