Успешный сбыт товаров на рынке обусловливает необходимость не просто знания ситуации на рынке определенного товара, но требует постоянного анализа спроса потребителей на товар, выявления круга потенциальных потребителей, изучения потребительских пристрастий и т.п.
В крупных фирмах этим занимаются специальные службы маркетинга, в остальных заключается договор на оказание маркетинговых услуг .
Маркетинг можно рассматривать как рыночную философию организации производства и реализации товаров промышленными и торговыми организациями, в соответствии с которой производство товаров должно производиться в тех объемах и таком ассортименте, которые удовлетворяют спрос потребителей. Маркетинговая деятельность заключается в целом комплексе действий по исследованию рынка, анализу спроса на товары, изучению товаров конкурентов и т.п.
Маркетинговые услуги — гораздо более сложный вид услуг, включающий в качестве составных элементов информационные и консультационные услуги.
В маркетинговой деятельности можно выделить ряд этапов: сбор необходимой клиенту информации, обработка полученной информации, исследование полученных данных, формулирование выводов и заключения по исследуемому кругу вопросов, предоставление отчета заказчику.
Договор на оказание маркетинговых услуг, исходя из специфики маркетинговой деятельности, носит обычно длительный характер. В договоре формулируется задание заказчика исполнителю, могут устанавливаться этапы проведения маркетингового исследования. Стороны устанавливают в договоре срок и порядок сдачи отчета исполнителя, определяют стоимость услуг и порядок расчетов. В отчете могут содержаться рекомендации об изменении ассортимента производимых товаров, о необходимости проведения рекламных мероприятий, поиске новых рынков сбыта и т.п.
Поскольку в процессе проведения маркетинговых исследований исполнителю может стать известной конфиденциальная информация о клиенте, в договоре обычно предусматриваются условия о неразглашении полученной информации.
Основной целью заключения данного договора является получение рекомендаций по эффективному продвижению товаров на рынке.