Процесс купли-продажи товаров, как правило, сопровождается деятельностью по оказанию различных услуг, способствующих реализации товаров.
Своевременное получение предпринимателями различной информации об определенных товарах, конъюнктуре рынка, потенциальных партнерах, конкурентах и т.п. очень важно для успешного ведения бизнеса. Как отмечает Б.И. Пугинский , на Западе только доступ к базе коммерческой информации дает возможность малым и средним фирмам за один год увеличить товарооборот в пятьдесят раз. В связи с возникшей потребностью в услугах такого рода появились специализированные фирмы, информационно-коммерческие центры, оказывающие информационные услуги на основании заключенных с клиентами договоров.
Объектом договора об оказании информационных услуг является информация, предоставляемая в различных формах на различных носителях. Обеспечение информацией происходит на основании некоторых договоров (купли-продажи , агентский и др.), но только в договоре на оказание информационных услуг информация выступает в качестве самостоятельного объекта регулирования.
Информационные услуги определяются как деятельность, обеспечивающая по заданию заказчика процесс сбора, обработки, накопления, хранения и передачи заказчику информации, либо как предоставление заказчику полезной информации из имеющихся в распоряжении исполнителя информационных ресурсов.
Отношения сторон по оказанию информационных услуг регулируются правилами гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Необходимо также учитывать положения Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» .
Заказчика по договору об оказании информационных услуг может интересовать разнообразная информация, касающаяся потенциальных продавцов или покупателей, спроса потребителей на тот или иной товар, цен и т.п. В договоре согласовываются сроки и порядок передачи информации, размер оплаты за предоставляемые информационные данные и другие условия. Договор может заключаться на разовое получение определенных сведений либо на систематическое получение информации.
Близкими по содержанию к информационным услугам являются консультационные услуги (консалтинг ), иногда их объединяют в один вид услуг — информационно-консультационные.
Однако они отличаются друг от друга, поскольку помимо передачи информации консультационные услуги предполагают и предоставление разъяснений, рекомендаций, т.е. являются более сложными по сравнению с информационными услугами. Консультации предоставляются по вопросам налогообложения, правовым вопросам, в области производства товаров, управления организацией и др.
Исполнитель, если иное не предусмотрено договором, обязан оказывать информационные или консультационные услуги лично. При невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором. Если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 781 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения договора ГК РФ допускает (ст. 82). При этом если от исполнения договора отказался заказчик, он должен оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы. Исполнитель же вправе отказаться от своих обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.