Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие коммерческого права. Место коммерческого права в системе отраслей российского права.



Возрождение коммерческого права связано с переходом России к рыночным отношениям. Однако при наличии самостоятельной учебной дисциплины “Предпринимательское право”, которая также отражает потребности регулирования рыночной экономики, необходимо определиться с категориями и сущностью отношений, являющихся предметом регулирования коммерческого права, кругом субъектов-участников возникающих отношений, а также выявить круг нормативных правовых актов, составляющих правовую базу коммерческого права. При этом следует учитывать, что существует довольно устоявшаяся позиция, которая рассматривает предпринимательское право в качестве “законного” наследника ранее существовавшего хозяйственного права”.

К сожалению, в юридической науке не достигнуто единомыслия по вопросу разграничения предмета коммерческого и предпринимательского права. Различные точки зрения по указанному вопросу, прежде всего, основаны на позиции законодательства, смешивающего понятие “предпринимательство” и “коммерция”. ГК РФ в ст.2 устанавливает, что предпринимательство есть любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Тогда как в ст.50 ГФ РФ все предпринимательские организации называются уже коммерческими организациями. Кроме того, российское коммерческое законодательство развивается таким образом, что особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находит свое отражение только в едином Гражданском кодексе РФ и ряде специальных нормативных правовых актов, по своей природе также относящихся к гражданско-правовым актам. Хотя, следует отметить, что в юридической литературе и в законодательной практике уже наметилась тенденция обособления формирования законодательного материала, относящегося к сфере торговой деятельности. В связи с вышеизложенным, необходимо рассмотреть две позиции, определяющие соотношение коммерческого и предпринимательского права.

Первая позиция, нашедшая закрепление в работах ученых Санкт-Петербургского университета, основана на том, что коммерческое право – это и есть предпринимательское право. Отсюда и обоснование указанной позиции: коммерческие отношения – это предпринимательские отношения. Все предприниматели – коммерсанты.

Вторая позиция имеет в качестве основы понимание коммерческого права не как всякого предпринимательства. Предпринимательство в данном случае понимается гораздо шире коммерции. Предпринимательство – это всякая деятельность, направленная на получение прибыли, а коммерция понимается только как торговая деятельность. Буквальный перевод Commercium (лат.) – торговля. По довольно устоявшейся в экономической литературе позиции – торговля – это вид предпринимательской деятельности, охватывающий товарообмен, куплю-продажу товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.

Следует согласиться со второй позицией, поскольку предпринимательским правом является также самостоятельное право, регулирующее общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности вообще, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию.

Коммерческое же право – самостоятельная отрасль права, имеющая собственный предмет регулирования.

В настоящее время вопрос о предмете коммерческого права зависит от того, какие общественные отношения включать в предмет коммерческого права. Существуют точки зрения на содержания общественных отношений, содержащих предмет КП.

Первая: когда предметом являются общественные отношения в сфере торговой деятельности

Вторая: это общественные отношения только в сфере профессиональной торговой деятельности

Третья: это общественные отношения в сфере оптовой торговли

Четвертая: сам торговый оборот как часть имущественного оборота, регулируемого нормами ГП.

Наиболее обоснованная позиция, трактующая предмет КП как совокупность отношений, возникающих в сфере торговли (сфера должна быть охвачена вся). Представляется необоснованным исключение из этой сферы розничной торговли и действия производителей товаров, продукции.

Представляется несостоятельной позиция ряда ученых, которые связывают КП только с внутренним торговым оборотом. Обязательно в эту сферу должны быть включены сферы с внешнеэкономическим аспектом, т е внешнеэкономические отношения.

С точки зрения соотношения КП с ГП и ПП, внутри гражданского, но с захватом предпринимательского права.

Коммерческое право – часть частного права, совпадает в части с предпринимательским правом и остается полностью в составе ГП.

Таким образом, коммерческое право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями или с их участием в процессе продвижения товарной массы от изготовителя к потребителю, т е в торговом обороте.

Шершеневич Г Ф – основатель торгового права.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.