После проведения коррекционной работы, выполненной в форме социального проекта, нами была проведена повторная диагностика испытуемых группы «Б» выбранным диагностическим инструментарием.
Результаты, полученные в ходе диагностики уровня конфликтности испытуемых, представим в виде сводной таблицы П.О.1. Для нашего исследования представляет интерес выявить, как изменился уровень конфликтности испытуемых группы «Б» после проведенной коррекционной работы. Для определения этого сравним результаты, полученные в ходе диагностики уровня конфликтности до реализации проекта и после него.
Рисунок 2.11–Уровень конфликтности испытуемых группы «Б» до и после реализации проекта
Анализируя рисунок 2.11, можно отметить, что после реализации проекта значительно увеличилось количество испытуемых с умеренной конфликтностью и склонностью избегать конфликт.
Для определения эффективности коррекционной работы по снижению уровня конфликтности испытуемых группы «Б» – Т-критерием Вилкоксона таблица П.П.1.
Нами были определены критические значения T при n=30n
TКр
0.01
0.05
В ходе матстатистического анализа был получен результат: TЭмп = 10, находящийся в зоне значимости.Таким образом, в ходе проведения матстатистического анализа, нами было выявлено, что в ходе коррекционной работы произошли существенные сдвиги в уменьшении уровня конфликтности испытуемых группы «Б».
По результатам проведенной коррекционной работы нами также проводилась диагностика самооценки качеств личности методикой Т. Дембо– С. Рубинштейна. Полученные результаты также представили также в виде сводной таблицы: таблица П.Р.1 (уровень самооценки испытуемых группы «Б»). На рисунке 2.12 отобразим изменения, произошедшие в уровне самооценки испытуемых группы «Б» под влиянием коррекционной работы.
Рисунок 2.12– Уровень самооценки испытуемых группы «Б»
Рисунок 2.12 наглядно отображает, что после коррекционной работы произошли существенные сдвиги в росте самооценки испытуемых группы «Б»: не осталось подростков с низким уровнем самооценки, значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем самооценки.Для определения эффективности коррекционной работы по снижению уровня конфликтности испытуемых группы «Б» –Т-критерием Вилкоксона в таблице П.С.1. В ходе матстатистического анализа, был получен результат TЭмп = 20. Полученное эмпирическое значение TЭмп находится в зоне значимости.
В ходе проведения матстатистического анализа, нами было выявлено, что в ходе коррекционной работы произошли существенные сдвиги в увеличении уровня самооценки испытуемых группы «Б».
Завершающим этапом контрольной диагностики стало выявление изменений в уровне тревожности у испытуемых. Результаты диагностики испытуемых группы «Б» методикой «Шкала тревоги и тревожности Ч. Д. Спилбергера» (адаптация Ю. Л. Ханина) отображены в таблице П.Р.1.
Проанализируем изменения, произошедшие в уровне тревожности испытуемых группы «Б» (рисунок 2.13, 2.14)
Рисунок 2.13 –Уровень ситуативной тревожности испытуемых группы «Б» до и после коррекционной работы
Рисунок 2.14– Уровень личностной тревожности испытуемых группы «Б» до и после коррекционной работы
На основании данных, приведенных на рисунках 2.13 и 2.14, можно говорить о том, что после проведения коррекционной работы произошли существенные улучшения показателей уровня тревожности испытуемых группы «Б»: уровень личностной и ситуативной тревожности значительно снизился.
Для определения эффективности коррекционной работы по снижению уровня тревожности испытуемых группы «Б» – Т-критерием Вилкоксона в таблице П.У.1 и таблице П.У.2. В ходе матстатистического анализа изменений, произошедших в уровне личностной тревожности был получен результатTЭмп = 11.5. Полученное эмпирическое значение TЭмп находится в зоне значимости.При анализе шкалы «ситуативная тревожность» был получен результат TЭмп = 60. Полученное эмпирическое значение TЭмп находится в зоне значимости.Матстатистический анализ показал, что в группе подростков группы «Б» произошли положительные сдвиги в уменьшении личностной и ситуативной тревожности испытуемых группы «Б».
Таким образом, контрольная диагностика испытуемых после проведения коррекционной работы показала, что у подростков из неблагополучных семей снизился уровень конфликтности, тревожности, повысилась самооценка.
Заключение
В научной литературе по проблемам семьи дан достаточно полный и глубокий анализ статистических показателей, характеризующих современную семью, раскрыты ее виды, состав, экономическое положение, взаимоотношения супругов, вопросы профилактики и разрешения внутрисемейных, главным образом, супружеских и межпоколенных конфликтов. Однако проблемы неблагополучной семьи освещаются большинством авторов очень кратко, фрагментарно, а нередко и вообще не затрагиваются. Между тем, современные социально-экономическиеусловия, демографическая ситуация и нравственный кризис общества способствуют росту числа неблагополучных семей.
Проанализировано современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.
Своевременное выявление неблагополучных семей и работу с ними должны осуществлять:
¾ комиссии по делам несовершеннолетних,
¾ органы государственного управления образованием,
¾ органы опеки и попечительства,
¾ органы по труду и социальной защите,
¾ органы государственного управления здравоохранением,
¾ органы государственной службы занятости,
¾ органы внутренних дел,
¾ иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции.
Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего:
1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка.
2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами.
3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер).
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье.
5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия.
6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.
В ходе работы над данной темой были достигнуты все поставленные цели: проанализирована научно-педагогическая, психологическая, социологическая литературу по проблеме исследования, выявлены функциональные обязанности социального работника и стратегия его взаимодействия с неблагополучной семей, исследованы проблемы и социально-педагогические условия функционирования неблагополучной семьи в современных условиях страны.
В ходе практического исследования были выявлены психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. К ним относятся: повышенный уровень конфликтности, тревожности, заниженная самооценка.
С целью проведения коррекционной работы нами был разработан социальный проект, целью которого являлось оказание помощи неблагополучным семьям в преодолении трудной жизненной ситуации, коррекция психологических особенностей личности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Основными направлениями работы являлись:
- информационно-просветительская (выпуск информационного бюллетеня по особенностям работы с данной категорией, распространение прогрессивного опыта путем проведения семинаров и лекториев);
- научно-исследовательская работа (исследование психологических особенностей детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях);
- организация культурного досуга, отдыха (проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий);
- обучение родителей основам семейного воспитания.
- психологическая помощь (оказание содействия в преодолении трудных жизненных ситуаций, активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем.
Диагностика, проведенная по результатам реализации проекта, показала высокую эффективность в коррекции личностных особенностей подростков из неблагополучных семей. Нами было выявлено, что у детей снизился уровень конфликтности и тревожности, повысилась самооценка.