Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эффективность применения технологий социально-педагогической работы в коррекции личностных особенностей подростков из неблагополучных семей



После проведения коррекционной работы, выполненной в форме социального проекта, нами была проведена повторная диагностика испытуемых группы «Б» выбранным диагностическим инструментарием.

Результаты, полученные в ходе диагностики уровня конфликтности испытуемых, представим в виде сводной таблицы П.О.1. Для нашего исследования представляет интерес выявить, как изменился уровень конфликтности испытуемых группы «Б» после проведенной коррекционной работы. Для определения этого сравним результаты, полученные в ходе диагностики уровня конфликтности до реализации проекта и после него.

Рисунок 2.11–Уровень конфликтности испытуемых группы «Б» до и после реализации проекта

Анализируя рисунок 2.11, можно отметить, что после реализации проекта значительно увеличилось количество испытуемых с умеренной конфликтностью и склонностью избегать конфликт.

Для определения эффективности коррекционной работы по снижению уровня конфликтности испытуемых группы «Б» – Т-критерием Вилкоксона таблица П.П.1.

Нами были определены критические значения T при n=30n

 

  TКр
0.01 0.05

 

В ходе матстатистического анализа был получен результат: TЭмп = 10, находящийся в зоне значимости.Таким образом, в ходе проведения матстатистического анализа, нами было выявлено, что в ходе коррекционной работы произошли существенные сдвиги в уменьшении уровня конфликтности испытуемых группы «Б».

По результатам проведенной коррекционной работы нами также проводилась диагностика самооценки качеств личности методикой Т. Дембо– С. Рубинштейна. Полученные результаты также представили также в виде сводной таблицы: таблица П.Р.1 (уровень самооценки испытуемых группы «Б»). На рисунке 2.12 отобразим изменения, произошедшие в уровне самооценки испытуемых группы «Б» под влиянием коррекционной работы.

 

Рисунок 2.12– Уровень самооценки испытуемых группы «Б»

 

Рисунок 2.12 наглядно отображает, что после коррекционной работы произошли существенные сдвиги в росте самооценки испытуемых группы «Б»: не осталось подростков с низким уровнем самооценки, значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем самооценки.Для определения эффективности коррекционной работы по снижению уровня конфликтности испытуемых группы «Б» –Т-критерием Вилкоксона в таблице П.С.1. В ходе матстатистического анализа, был получен результат TЭмп = 20. Полученное эмпирическое значение TЭмп находится в зоне значимости.

В ходе проведения матстатистического анализа, нами было выявлено, что в ходе коррекционной работы произошли существенные сдвиги в увеличении уровня самооценки испытуемых группы «Б».

Завершающим этапом контрольной диагностики стало выявление изменений в уровне тревожности у испытуемых. Результаты диагностики испытуемых группы «Б» методикой «Шкала тревоги и тревожности Ч. Д. Спилбергера» (адаптация Ю. Л. Ханина) отображены в таблице П.Р.1.

Проанализируем изменения, произошедшие в уровне тревожности испытуемых группы «Б» (рисунок 2.13, 2.14)

 

Рисунок 2.13 –Уровень ситуативной тревожности испытуемых группы «Б» до и после коррекционной работы

Рисунок 2.14– Уровень личностной тревожности испытуемых группы «Б» до и после коррекционной работы

 

На основании данных, приведенных на рисунках 2.13 и 2.14, можно говорить о том, что после проведения коррекционной работы произошли существенные улучшения показателей уровня тревожности испытуемых группы «Б»: уровень личностной и ситуативной тревожности значительно снизился.

Для определения эффективности коррекционной работы по снижению уровня тревожности испытуемых группы «Б» – Т-критерием Вилкоксона в таблице П.У.1 и таблице П.У.2. В ходе матстатистического анализа изменений, произошедших в уровне личностной тревожности был получен результатTЭмп = 11.5. Полученное эмпирическое значение TЭмп находится в зоне значимости.При анализе шкалы «ситуативная тревожность» был получен результат TЭмп = 60. Полученное эмпирическое значение TЭмп находится в зоне значимости.Матстатистический анализ показал, что в группе подростков группы «Б» произошли положительные сдвиги в уменьшении личностной и ситуативной тревожности испытуемых группы «Б».

Таким образом, контрольная диагностика испытуемых после проведения коррекционной работы показала, что у подростков из неблагополучных семей снизился уровень конфликтности, тревожности, повысилась самооценка.


 

Заключение

В научной литературе по проблемам семьи дан достаточно полный и глубокий анализ статистических показателей, характеризующих современную семью, раскрыты ее виды, состав, экономическое положение, взаимоотношения супругов, вопросы профилактики и разрешения внутрисемейных, главным образом, супружеских и межпоколенных конфликтов. Однако проблемы неблагополучной семьи освещаются большинством авторов очень кратко, фрагментарно, а нередко и вообще не затрагиваются. Между тем, современные социально-экономическиеусловия, демографическая ситуация и нравственный кризис общества способствуют росту числа неблагополучных семей.

Проанализировано современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.

Своевременное выявление неблагополучных семей и работу с ними должны осуществлять:

¾ комиссии по делам несовершеннолетних,

¾ органы государственного управления образованием,

¾ органы опеки и попечительства,

¾ органы по труду и социальной защите,

¾ органы государственного управления здравоохранением,

¾ органы государственной службы занятости,

¾ органы внутренних дел,

¾ иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции.

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего:

1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка.

2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами.

3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер).

4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье.

5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия.

6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.

В ходе работы над данной темой были достигнуты все поставленные цели: проанализирована научно-педагогическая, психологическая, социологическая литературу по проблеме исследования, выявлены функциональные обязанности социального работника и стратегия его взаимодействия с неблагополучной семей, исследованы проблемы и социально-педагогические условия функционирования неблагополучной семьи в современных условиях страны.

В ходе практического исследования были выявлены психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. К ним относятся: повышенный уровень конфликтности, тревожности, заниженная самооценка.

С целью проведения коррекционной работы нами был разработан социальный проект, целью которого являлось оказание помощи неблагополучным семьям в преодолении трудной жизненной ситуации, коррекция психологических особенностей личности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Основными направлениями работы являлись:

- информационно-просветительская (выпуск информационного бюллетеня по особенностям работы с данной категорией, распространение прогрессивного опыта путем проведения семинаров и лекториев);

- научно-исследовательская работа (исследование психологических особенностей детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях);

- организация культурного досуга, отдыха (проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий);

- обучение родителей основам семейного воспитания.

- психологическая помощь (оказание содействия в преодолении трудных жизненных ситуаций, активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем.

Диагностика, проведенная по результатам реализации проекта, показала высокую эффективность в коррекции личностных особенностей подростков из неблагополучных семей. Нами было выявлено, что у детей снизился уровень конфликтности и тревожности, повысилась самооценка.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.