Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ деятельности организаций, оказывающих социально-педагогическую помощь детям из неблагополучных семей



В 2012 г. приоритетом государственной семейной политики оставалось совершенствование социального обслуживания и дальнейшее формирование многоступенчатой и разветвленной инфраструктуры оказания социальной, социально-педагогической и психологической помощи и поддержки семье и детям на основе оптимизации межведомственного взаимодействия и интеграции усилий, которые ориентированы на укрепление статуса семьи, наиболее раннее выявление семейного неблагополучия и его профилактику.

Работа заинтересованных организаций, работающих с неблагополучными семьями, напрямую связана с реализацией Декретов Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и от 5 мая 2009 года № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18». Принятые нормативные правовые документы позволили определить новую модель работы по защите детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите. Она имеет следующие основные компоненты [8, с. 66]:

¾ выявление неблагополучия и признание детей находящимися в социально опасном положении. В соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, в редакции постановления Министерства образования от 05.05.2007 № 30 акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (по форме согласно приложению к Инструкции), другая достоверная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего, являются основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

¾ предоставление комиссии по делам несовершеннолетних права принимать решение о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите и об отобрании его у родителей;

¾ решение о целесообразности лишения родителей родительских прав принимается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних (т.е. коллегиально) в два этапа: сначала – отобрание ребенка на срок до 6 месяцев (с целью межведомственной помощи семье и ребенку); а затем – рассмотрение вопроса о лишении родителей родительских прав в судебном порядке, если не удалось восстановить нормальное состояние семьи;

¾ объединение всех материальных и человеческих ресурсов, имеющихся в распоряжении разных ведомств района, для решения главной задачи – помощи конкретной семье и конкретному ребенку.

В Республике Беларусь продолжается работа по осуществлению комплексных мер по защите прав и законных интересов детей, формированию органов охраны детства, реализации в стране рекомендаций итогового документа специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Республики Беларусь о выполнении основных положений Конвенции о правах ребенка.

На защиту прав конкретных категорий детей и оказание им помощи направлено ряд республиканских и региональных акций: «Наши дети», «Детям из неблагополучных семей – внимание и заботу», «Подарим детям праздник», «Забота», «Подросток» и др. [8, с. 69].

В регионах созданы органы охраны детства. В 110 отделах образования местных исполнительных и распорядительных органов представлены секторы или отделы по охране детства [31].

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 № 42 в «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждениях образования созданы социально-педагогическая и психологическая службы, увеличивается численность входящих в их состав социальных педагогов и педагогов-психологов, одной из основныхфункцийкоторых, является защита прав и интересов детей. В общеобразовательных учреждениях работает 2630 социальных педагогов и 2084 педагогов-психологов.

В 2013 г. продолжалось взаимодействие государственных органов и общественных объединений в сфере защиты прав и интересов детей, оказания им помощи и поддержки. Прежде всего, к ним относятся Белорусский детский фонд, Белорусский союз женщин, Белорусская ассоциация многодетных родителей, Белорусская республиканская пионерская организация и др. [31].

В системе Министерства труда и социальной защиты функционирует 156 территориальных центров социального обслуживания населения, которые обеспечивают комплекс профессиональной социальной, реабилитационной и правовой помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации. На все семьи, с которыми работают специалисты центров, создаются социальные паспорта, отражающие полную характеристику каждой семьи и имеющиеся у нее проблемы, в частности, жилищно-бытовые условия, социально-психологические проблемы, индивидуальные особенности семьи и иные сведения. Результатом этой работы являются персонифицированные банки данных о различных категориях семей.

Важным направлением работы центров является проведение анализа тенденций семейного неблагополучия, асоциального поведения родителей и семьи на основе социологических исследований, анкетных опросов, анализируются причины обращений. Это позволяет планировать и реализовывать мероприятия, направленные на прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций, нарушений в сфере межличностных и семейных отношений, предотвращение асоциального поведения членов семьи.

Для осуществления контроля над социально неблагополучными семьями и оказания им систематической поддержки получила дальнейшее развитие такая форма социальной работы, как социальный патронаж. При этом содержание патронажной работы выстраивается адекватно характеру имеющихся проблем в семейно-бытовой сфере и включает встречи-консультации семьи с различными специалистами; содействие и посреднические услуги в решении юридических и социальных проблем; контакты с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних и др.

Среди направлений работы центров все большее распространение получает деятельность по пропаганде здорового образа жизни, профилактике алкогольной, наркотической и других видов зависимости, профилактике домашнего насилия, включая информационно-просветительскую работу, оказание социально-психологической, юридической помощи женщинам и детям, пострадавшим от домашнего насилия.

Повышению правовой грамотности населения содействует системное разъяснение льгот и гарантий, которые есть у семей и детей в соответствии с законодательством.

К примеру, в Брестской обл. созданная инфраструктура учреждений позволяет оказывать социальную, педагогическую, медицинскую помощь семье на должном уровне и в полном объеме. Она включает 20 центров социального обслуживания населения системы социальной защиты, 21 социально-педагогическое учреждение, 20 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы образования, 5 медико-реабилитационных центров системы здравоохранения. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей, попавшим в сложные жизненные ситуации, оказывается в 16 социальных приютах временного пребывания [31].

Одним из направлений работы учреждений социальной защиты является оказание психологической, юридической, гуманитарной помощи нуждающимся семьям и одиноким гражданам. Ежегодно более 10 тыс. семей получают различные виды социальной поддержки в территориальных центрах социального обслуживания населения.

Важным источником оказания помощи семье является безвозмездная помощь. В 2010 г. территориальными центрами социального обслуживания населения области получено и распределено в виде товаров народного потребления, продуктов питания, предметов медико-социальной реабилитации на общую сумму 699,0 млн. руб.

В целях разрешения психологических проблем и построения конструктивного диалога в системе «Родитель-ребенок» успешно функционировали родительские школы, разработаны «тренинг родительской эффективности» и тренинговая программа «Мифы и правда об алкогольной зависимости», программа «Профилактика неблагополучия в семье».

В 2012 г. проведено обследование 5817 неблагополучных семей. По итогам обследования разработаны индивидуальные планы работы с каждой семьей [31].Социально-педагогические учреждения становятся комплексными многофункциональными центрами по оказанию высокопрофессиональной комплексной помощи семье и детям. Их деятельность носит ярко выраженный профилактический характер и содействует стабилизации нарастания социального сиротства и семейного неблагополучия, снижению факторов, приводящих к социально опасному положению детей. В 2009 г. в социально-педагогических учреждениях велась работа в отношении 39586 детей, находящихся в социально опасном положении, которые проживали в 22094 семьях. 3536 детей, не имеющих сиротского статуса, признаны нуждающимися в государственной защите.

Общее число мест для проживания детей в приютах страны составляет 2711. За 2012г. в детских социальных приютах воспитывалось 8905 детей, из них 6403 ребенка (72 %) за этот период определено на воспитание. В том числе 4085 детей возвращено в родную семью (64 %), 1298 детей определено на воспитание в замещающую семью (20 %), 896 – в интернатные учреждения
(14 %). В 2010 г. более 65 тыс. детей, 42 тыс. родителей, 32 тыс. педагогов получили социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в социально-педагогических центрах страны.

В Брестской обл. на 01.01.2011 года функционировало 21 социально-педагогическое учреждение: областной социально-педагогический центр, 10 социально-педагогических центров с детскими социальными приютами, 6 детских социальных приютов, 4 социально-педагогических центра [31].

Для осуществления защиты прав и интересов детей в отделах и управлениях образования, СПУ созданы банки данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении, несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, которые обновляются ежеквартально.

С целью профилактики социального сиротства, семейного неблагополучия организованы семинары для заместителей председателей райгорисполкомов и заместителей глав администраций по теме: «Организация взаимодействия государственных органов и общественных объединений по выполнению Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений», для специалистов по охране детства и педиатрической службы «Порядок взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, других заинтересованных ведомств по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите», для работников отделов образования, отделов профилактики УВД облисполкома, ИДН «Пути сотрудничества социально-педагогических учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений внешкольного воспитания и обучения в организации профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних».

Создан областной клуб директоров социально-педагогических учреждений.

В г. Минске активизирована и систематизирована работа социально-педагогических учреждений, которые оказывают психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь и поддержку семье и детям, ведут целенаправленную профилактическую работу. Специалистами социально-педагогических учреждений осуществляется социальный патронат неблагополучных семей, семейное консультирование и социально-педагогическая помощь. Обеспечивается взаимодействие и координация деятельности с социально-педагогическими службами учреждений образования.

Работа по выявлению и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ведется в тесном взаимодействии с учреждениями образования, учреждениями здравоохранения, женскими консультациями, городскими (районными) отделами внутренних дел, комиссиями и инспекциями по делам несовершеннолетних и др. Таким образом организованной системой взаимодействия достигается профилактический характер деятельности центров по раннему выявлению и профилактике социального сиротства.

По сравнению с прошлым годом количество несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в области уменьшилось с 8933 до 6058 детей по состоянию на 1 января 2011 г. признаны находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите 374 ребенка [31].

За 2013 г. совместно с инспекторами ИДН, КДН и другими заинтересованными проведено 573 рейда, направленных на профилактику и раннее выявление факторов семейного и детского неблагополучия, охвачено 6816 несовершеннолетних (2009г. – 530 рейдов, 4914 несовершеннолетних). В 2010г. социально-педагогическими центрами осуществлялось сопровождение 1411 детей из 992 семей.

В 2013 г. в детских социальных приютах прошли многопрофильную реабилитацию 1022 ребенка. После соответствующей работы с семьей возвращено родителям 597 детей (58,4 %), в замещающие семьи устроено 284 (27,8 %). Направлены в госучреждения только 107 несовершеннолетних (10,5 %).

Социально-педагогические центры провели 1993 групповых и 2203 индивидуальных занятий для детей, находящихся в социально опасном положении, для несовершеннолетних из семей «группы риска», состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Ведется консультирование несовершеннолетних и их родителей, в том числе и анонимное, с целью оказания помощи и поддержки в решении возникших проблем. Проведено 3728 консультаций с родителями несовершеннолетних, 2336 с детьми и подростками.

В социально-педагогических центрах организована работа с семьями, принимающими на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. За 2010 г. социально-педагогическими центрами проведено 380 консультаций по вопросам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 177 обучающих занятий с кандидатами в приемные родители; 197 занятий с приемными детьми. Психологическое обследование прошли 76 кандидатов в приемные родители.

Созданная сеть учреждений социального обслуживания и социально-педагогических учреждений и активизация их работы предоставляет возможности семье и детям для получения различных видов помощи и поддержки. В тоже время необходимы рационализация их сети с учетом особенностей конкретных регионов и потребностей детей и семей, налаживание их взаимодействия в целях продуктивного решения проблем детства и повышение качества оказания помощи. Необходимо также дальнейшее расширение спектра оказываемых центрами услуг,адекватных существующим проблемам, на основе совершенствования профессионализма специалистов, внедрения новых комплексных технологий и межведомственного взаимодействия.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.