В 2012 г. приоритетом государственной семейной политики оставалось совершенствование социального обслуживания и дальнейшее формирование многоступенчатой и разветвленной инфраструктуры оказания социальной, социально-педагогической и психологической помощи и поддержки семье и детям на основе оптимизации межведомственного взаимодействия и интеграции усилий, которые ориентированы на укрепление статуса семьи, наиболее раннее выявление семейного неблагополучия и его профилактику.
Работа заинтересованных организаций, работающих с неблагополучными семьями, напрямую связана с реализацией Декретов Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и от 5 мая 2009 года № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18». Принятые нормативные правовые документы позволили определить новую модель работы по защите детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите. Она имеет следующие основные компоненты [8, с. 66]:
¾ выявление неблагополучия и признание детей находящимися в социально опасном положении. В соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, в редакции постановления Министерства образования от 05.05.2007 № 30 акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (по форме согласно приложению к Инструкции), другая достоверная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего, являются основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
¾ предоставление комиссии по делам несовершеннолетних права принимать решение о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите и об отобрании его у родителей;
¾ решение о целесообразности лишения родителей родительских прав принимается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних (т.е. коллегиально) в два этапа: сначала – отобрание ребенка на срок до 6 месяцев (с целью межведомственной помощи семье и ребенку); а затем – рассмотрение вопроса о лишении родителей родительских прав в судебном порядке, если не удалось восстановить нормальное состояние семьи;
¾ объединение всех материальных и человеческих ресурсов, имеющихся в распоряжении разных ведомств района, для решения главной задачи – помощи конкретной семье и конкретному ребенку.
В Республике Беларусь продолжается работа по осуществлению комплексных мер по защите прав и законных интересов детей, формированию органов охраны детства, реализации в стране рекомендаций итогового документа специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Республики Беларусь о выполнении основных положений Конвенции о правах ребенка.
На защиту прав конкретных категорий детей и оказание им помощи направлено ряд республиканских и региональных акций: «Наши дети», «Детям из неблагополучных семей – внимание и заботу», «Подарим детям праздник», «Забота», «Подросток» и др. [8, с. 69].
В регионах созданы органы охраны детства. В 110 отделах образования местных исполнительных и распорядительных органов представлены секторы или отделы по охране детства [31].
В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 № 42 в «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждениях образования созданы социально-педагогическая и психологическая службы, увеличивается численность входящих в их состав социальных педагогов и педагогов-психологов, одной из основныхфункцийкоторых, является защита прав и интересов детей. В общеобразовательных учреждениях работает 2630 социальных педагогов и 2084 педагогов-психологов.
В 2013 г. продолжалось взаимодействие государственных органов и общественных объединений в сфере защиты прав и интересов детей, оказания им помощи и поддержки. Прежде всего, к ним относятся Белорусский детский фонд, Белорусский союз женщин, Белорусская ассоциация многодетных родителей, Белорусская республиканская пионерская организация и др. [31].
В системе Министерства труда и социальной защиты функционирует 156 территориальных центров социального обслуживания населения, которые обеспечивают комплекс профессиональной социальной, реабилитационной и правовой помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации. На все семьи, с которыми работают специалисты центров, создаются социальные паспорта, отражающие полную характеристику каждой семьи и имеющиеся у нее проблемы, в частности, жилищно-бытовые условия, социально-психологические проблемы, индивидуальные особенности семьи и иные сведения. Результатом этой работы являются персонифицированные банки данных о различных категориях семей.
Важным направлением работы центров является проведение анализа тенденций семейного неблагополучия, асоциального поведения родителей и семьи на основе социологических исследований, анкетных опросов, анализируются причины обращений. Это позволяет планировать и реализовывать мероприятия, направленные на прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций, нарушений в сфере межличностных и семейных отношений, предотвращение асоциального поведения членов семьи.
Для осуществления контроля над социально неблагополучными семьями и оказания им систематической поддержки получила дальнейшее развитие такая форма социальной работы, как социальный патронаж. При этом содержание патронажной работы выстраивается адекватно характеру имеющихся проблем в семейно-бытовой сфере и включает встречи-консультации семьи с различными специалистами; содействие и посреднические услуги в решении юридических и социальных проблем; контакты с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних и др.
Среди направлений работы центров все большее распространение получает деятельность по пропаганде здорового образа жизни, профилактике алкогольной, наркотической и других видов зависимости, профилактике домашнего насилия, включая информационно-просветительскую работу, оказание социально-психологической, юридической помощи женщинам и детям, пострадавшим от домашнего насилия.
Повышению правовой грамотности населения содействует системное разъяснение льгот и гарантий, которые есть у семей и детей в соответствии с законодательством.
К примеру, в Брестской обл. созданная инфраструктура учреждений позволяет оказывать социальную, педагогическую, медицинскую помощь семье на должном уровне и в полном объеме. Она включает 20 центров социального обслуживания населения системы социальной защиты, 21 социально-педагогическое учреждение, 20 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы образования, 5 медико-реабилитационных центров системы здравоохранения. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей, попавшим в сложные жизненные ситуации, оказывается в 16 социальных приютах временного пребывания [31].
Одним из направлений работы учреждений социальной защиты является оказание психологической, юридической, гуманитарной помощи нуждающимся семьям и одиноким гражданам. Ежегодно более 10 тыс. семей получают различные виды социальной поддержки в территориальных центрах социального обслуживания населения.
Важным источником оказания помощи семье является безвозмездная помощь. В 2010 г. территориальными центрами социального обслуживания населения области получено и распределено в виде товаров народного потребления, продуктов питания, предметов медико-социальной реабилитации на общую сумму 699,0 млн. руб.
В целях разрешения психологических проблем и построения конструктивного диалога в системе «Родитель-ребенок» успешно функционировали родительские школы, разработаны «тренинг родительской эффективности» и тренинговая программа «Мифы и правда об алкогольной зависимости», программа «Профилактика неблагополучия в семье».
В 2012 г. проведено обследование 5817 неблагополучных семей. По итогам обследования разработаны индивидуальные планы работы с каждой семьей [31].Социально-педагогические учреждения становятся комплексными многофункциональными центрами по оказанию высокопрофессиональной комплексной помощи семье и детям. Их деятельность носит ярко выраженный профилактический характер и содействует стабилизации нарастания социального сиротства и семейного неблагополучия, снижению факторов, приводящих к социально опасному положению детей. В 2009 г. в социально-педагогических учреждениях велась работа в отношении 39586 детей, находящихся в социально опасном положении, которые проживали в 22094 семьях. 3536 детей, не имеющих сиротского статуса, признаны нуждающимися в государственной защите.
Общее число мест для проживания детей в приютах страны составляет 2711. За 2012г. в детских социальных приютах воспитывалось 8905 детей, из них 6403 ребенка (72 %) за этот период определено на воспитание. В том числе 4085 детей возвращено в родную семью (64 %), 1298 детей определено на воспитание в замещающую семью (20 %), 896 – в интернатные учреждения (14 %). В 2010 г. более 65 тыс. детей, 42 тыс. родителей, 32 тыс. педагогов получили социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в социально-педагогических центрах страны.
В Брестской обл. на 01.01.2011 года функционировало 21 социально-педагогическое учреждение: областной социально-педагогический центр, 10 социально-педагогических центров с детскими социальными приютами, 6 детских социальных приютов, 4 социально-педагогических центра [31].
Для осуществления защиты прав и интересов детей в отделах и управлениях образования, СПУ созданы банки данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении, несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, которые обновляются ежеквартально.
С целью профилактики социального сиротства, семейного неблагополучия организованы семинары для заместителей председателей райгорисполкомов и заместителей глав администраций по теме: «Организация взаимодействия государственных органов и общественных объединений по выполнению Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений», для специалистов по охране детства и педиатрической службы «Порядок взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, других заинтересованных ведомств по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите», для работников отделов образования, отделов профилактики УВД облисполкома, ИДН «Пути сотрудничества социально-педагогических учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений внешкольного воспитания и обучения в организации профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних».
Создан областной клуб директоров социально-педагогических учреждений.
В г. Минске активизирована и систематизирована работа социально-педагогических учреждений, которые оказывают психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь и поддержку семье и детям, ведут целенаправленную профилактическую работу. Специалистами социально-педагогических учреждений осуществляется социальный патронат неблагополучных семей, семейное консультирование и социально-педагогическая помощь. Обеспечивается взаимодействие и координация деятельности с социально-педагогическими службами учреждений образования.
Работа по выявлению и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ведется в тесном взаимодействии с учреждениями образования, учреждениями здравоохранения, женскими консультациями, городскими (районными) отделами внутренних дел, комиссиями и инспекциями по делам несовершеннолетних и др. Таким образом организованной системой взаимодействия достигается профилактический характер деятельности центров по раннему выявлению и профилактике социального сиротства.
По сравнению с прошлым годом количество несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в области уменьшилось с 8933 до 6058 детей по состоянию на 1 января 2011 г. признаны находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите 374 ребенка [31].
За 2013 г. совместно с инспекторами ИДН, КДН и другими заинтересованными проведено 573 рейда, направленных на профилактику и раннее выявление факторов семейного и детского неблагополучия, охвачено 6816 несовершеннолетних (2009г. – 530 рейдов, 4914 несовершеннолетних). В 2010г. социально-педагогическими центрами осуществлялось сопровождение 1411 детей из 992 семей.
В 2013 г. в детских социальных приютах прошли многопрофильную реабилитацию 1022 ребенка. После соответствующей работы с семьей возвращено родителям 597 детей (58,4 %), в замещающие семьи устроено 284 (27,8 %). Направлены в госучреждения только 107 несовершеннолетних (10,5 %).
Социально-педагогические центры провели 1993 групповых и 2203 индивидуальных занятий для детей, находящихся в социально опасном положении, для несовершеннолетних из семей «группы риска», состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
Ведется консультирование несовершеннолетних и их родителей, в том числе и анонимное, с целью оказания помощи и поддержки в решении возникших проблем. Проведено 3728 консультаций с родителями несовершеннолетних, 2336 с детьми и подростками.
В социально-педагогических центрах организована работа с семьями, принимающими на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. За 2010 г. социально-педагогическими центрами проведено 380 консультаций по вопросам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 177 обучающих занятий с кандидатами в приемные родители; 197 занятий с приемными детьми. Психологическое обследование прошли 76 кандидатов в приемные родители.
Созданная сеть учреждений социального обслуживания и социально-педагогических учреждений и активизация их работы предоставляет возможности семье и детям для получения различных видов помощи и поддержки. В тоже время необходимы рационализация их сети с учетом особенностей конкретных регионов и потребностей детей и семей, налаживание их взаимодействия в целях продуктивного решения проблем детства и повышение качества оказания помощи. Необходимо также дальнейшее расширение спектра оказываемых центрами услуг,адекватных существующим проблемам, на основе совершенствования профессионализма специалистов, внедрения новых комплексных технологий и межведомственного взаимодействия.